Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин

Источник

Приложения

Общая библиография 1553

I. Первоисточники1554

А. Творения прп. Максима Исповедника

Преподобный Максим Исповедник. Диспут с Пирром {:» Пер. Д. Е. Афиногенова // Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 145–237.

Ambigua ad Iohannem ­­ PG 91 1061–1417.

Capita de caritate / Ed. A. Ceresa-Gastaldo // Massimo Confessore. Capitoli sulla canta editi criticamente con introd., versione e note. Roma, 1963. (Verba seniorum, collana di testi e studi patristici, 3). P. 48–238.

Dispute de Maxime le Confesseur avec Pyrrhus {:» Introd., texte crit., trad, et notes par M. Doucet. Montreal, 1972. [These roneotypee]

Liber asceticus / Ed. R. Cantarella // S. Massimo Confessore. La mistagogia ed altri scritti. Florence, 1931. P. 30–98.

Maximus Confessor. Ambigua ad Johannem, iuxta Johannis Scotti Eriugenae latinam interpretationem {:» Ed. E.Jeauneau. Turnhout, 1988. (Corpus chri-stianorum, series graeca, 18). [Издание лат. версии]

Maximus Confessor. Ambigua ad Thomam en Epistula secunda ad eundem: kritische editie met Nederlandse vertaling en aantekeningen / Ed. B. Janssens, P. Van Deun. Leuven, 2000. [Diss.]

Maximi Confessoris. Liber asceticus {:» Ed. Van Deun P. Adiectis tribus inter-pretationibus latinis sat antiquis editis a Steven Gysens. Turnhout, 2000. (Corpus christianorum, series graeca, 40).

Maximi Confessoris Opera omnia//Patrologia graeca. Vol. 90–91/Ed. J.-P. Migne. Paris, 1850. [Греч, текст под редакцией Ф. Комбефиса и Ф. Олера]

Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium. I. Quaestiones I-LV una cum latine interpretatione Ioannis Scotti Euriugenae / Ed. by С Laga and С Steel. Turnhout, 1980. (Corpus christianorum, series graeca, 7).

Maximi Confessoris Quaestiones et Dubia/Greek text ed. by J. Declerck. Turnhout, 1982. (Corpus christianorum, series graeca, 10).

В. Житийные материалы

Scripta saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia una cum latina interpretatione Anastasii Bibliothecarii iuxta posita / Ed. P. Allen, B. Neil. Turnhout; Leuven, 1999. (Corpus christianorum, series graeca, 39).

Maximus the Confessor and His Companions. Documents from Exile / Ed. and trans, by P. Allen and B. Neil. Oxford, 2002.

Греческое житие преподобного Максима // Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника. Киев, 1917. С. 23–25. [Переизд. в книге: Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 332–336.]

С. Первоисточники по церковной истории [Ἐτέρα] ειπερί τών άγίων συνόδων οίκουμενικών τε καί τοπικών// Бенешевич В. Η. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г.: К древнейшей истории источников права Греко-восточной Церкви. СПб., 1905. С. 73–79.

Acta Conciliorum Oecumenicorum / Ed. E. Schwartz. Strasbourg, 1914. [Переизд.: Berlin; Leipzig, 1924]

Acta Conciliorum Oecumenicorum: Concilium Lateranense a. 649 celebratum / Ed. R. Reidinger. ACO, series 2, vol. I. Berlin, 1984.

Acta Conciliorum Oecumenicorum: Concilium Universale Constantinopo-litarum tertium. 2 parts / Ed. R. Reidinger. ACO series 2. Vol. II. Berlin, 1990–1992.

Le Liber Pontificalis. Vol. I, II / Ed. L. Duchesne. Paris, 1884,1892.

Les Regestes des Actes du Patriarchat de Constantinople. Vol. I, Les Actes des Patriarches: fasc. I, Les registes de 381 a 715 / Ed. V. Grumel. Paris, 1972.

Regesta pontificum romanorum ab condita Ecclesia ad annum post Christum natum MCXCVIII / Ed. P. Jaffe. Lipsiae, 1885–1888.

Hefele K. J, Leclercq H. Histoire des Conciles. Vol. Ill, part I. Paris, 1909.

Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio {:» Ed. J. Mansi. Paris; Leipzig, 1901. T. X (ann. 590–653); XI (ann. 653–687).

П. Справочная литература

Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. Владимир, 1901.

Clavis Patrum Grecorum. Vol. I-V / Cura et studio M. Geerard. Turnhout, 1979–1987.

A Greek-English Lexicon / Compil. by H. Liddell and R. Scott, rev. and augm. by H.Jones. Oxford, 1843–1996.

A Patristic Greek Lexicon / Ed. G. W. H. Lampe. Oxford, 1961.

III. Переводы творений прп. Максима

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования / Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002.

Преподобный Максим Исповедник. Диспут с Пирром {:» Пер. Д. Е. Афиногенова // Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христо-логические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 145–237.

Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория Дионисия (Амбигвы) / Пер. арх. Нектария (Яшунского). М., 2006.

Преподобный Максим Исповедник. Четыреста глав о любви // Доброто-любие в русском переводе. Т. 3. М., 1903. С. 163–228. [Пер. еп. Феофана]

Преподобный Максим Исповедник. Творения / Пер. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова. Вст. статья и прим. А. И. Сидорова. Кн. I., И. М., 1993.

Massimo il Confessore. Ambiguä problemi metafisici e teologici su testi di Gregorio di Nazianzo, Dionisi Areopagita / Introd., trad., note e apparati di Claudio Moreschini. Milano, 2003. P. 212–243.

Saint Maxime le Confesseur. Ambigua {:» Introd. par J.-C. Larchet; avant-pro-pos, trad, et not. par E. Ponsoye; comm. par D. Staniloae. Paris, 1994. P. 127–150.

Saint Maxime le Confesseur. Lettres {:» Introd. par J.-C. Larchet. Paris, 1998.

Saint Maxime le Confesseur. Opuscules theologiques et polemiques / Introd. par J.-C. Larchet. Paris, 1998.

St. Maximus the Confessor. On the Beginning and End of Rational Creatures // On the Cosmic Mystery of Jesus Christ: Selected Writings from St. Maximus the Confessor / Transl. by P. Blowers and R. Wilken. Crestwood; N.-Y., 2003. P. 45–74.

IV. Переводы других древних авторов

Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975–1983.

Правила VI Вселенского собора // Древности Восточные. Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического Общества. Т. 2. Вып. III. М., 1903.

Греческое житие преподобного Максима {:» Пер. Д. Е. Афиногенова // Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 332–337.

Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Минск; М., 2000 [Перв. изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. М., 1851.]

Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.

Деяния Вселенских соборов: В 4 т. СПб., 1996.

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования / Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002.

Евангелие от Фомы / Пер. М. К. Трофимовой // Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 250–262.

Кекелидзе К. Сведения грузинских источников о преподобном Максиме Исповеднике // Оттиск из Журнала Трудов Киевской духовной академии, 53.1912–1913. С. 1–41,451–486.

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1904.

Св. Ириней Лионский. Творения / Пер. прот. П. Преображенского. М., 1996. (Библиотека отцов и учителей Церкви, 2). [Репр. с изд.: Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1890.]

Ориген. О началах / Пер. Н. Петрова. Казань, 1899.

Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990–1994.

Плотин. Эннеады / Пер. Т. Сидаша. СПб., 2004–2005.

Псогос / Пер. А. Н. Муравьева // Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 322–331.

Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания / Пер. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М., 2002.

Житие Преподобного Максима и службы ему / Пер., издание и прим. проф. М. Д. Муретова // Творения святого отца нашего Максима Исповедника. Ч. 1. Сергиев Посад, 1915.

V. Исследования

Анафема. История и XX век. М., 1998.

Беневич Г. И., ШуфринА. М. Беседы о православном догматическом богословии. СПб., 2004.

Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994. Бородин О. Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. СПб., 2001.

Бриллиантов А. И. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника // Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. СПб., 2006. С. 256–330.

Гайденко П. П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха: к 2400-летию со дня рождения. М., 1979. С. 98–143.

Гарриг Ж.-М. Представление о римской супрематии у Максима Исповедника//Символ. 14,1985. С. 7–31.

Дионисий (Шленов), иером. Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника // Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 339–378.

Епифанович С. Л. Место преподобного Максима в византийском богословии // Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.

Живов В. М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 108–127.

Каланкатуаци М. История страны Алуанк / Пер. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984.

КарташевА. В. Вселенские соборы. М., 1994.

Кекелидзе К. Сведения грузинских источников о преподобном Максиме Исповеднике // Оттиск из Журнала Трудов Киевской духовной академии. 53,1912–1913. С. 1–41,451–486.

Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. I-III. СПб., 2004.

Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004.

Лосев А. Ф. История античной эстетики: последние века. Кн. II. М., 1988.

Лурье В. М. Взаимосвязь проблемы Filioque с учением о обожении у православных богословов после св. Фотия // Патрология. Философия. Герменевтика. Труды Высшей религиозно-философской школы. I. СПб., 1992. С. 1–19.

Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006.

Лурье В. М. Примечания // Григорий Нисский. Об устроении человека / Пер., послесл. и прим. В. М. Лурье. СПб., 2000. С. 142–180.

Мейендорф #., протопресв. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение / Послесл. и комм. В. М. Лурье. СПб., 1997. (Subsidia Byzantinorossica, 2).

Мельник С. Плотин об идеях единичных вещей // Логос. 16,1999. С. 59–67.

Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994.

Орлов И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб., 1888.

Петров В. В. «О трудностях» LXI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование // Космос и душа. Учение о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы). М., 2005. С. 147–271.

Сидоров А. И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого предания // Богословский вестник. 5–6, 2005–2006. С. 229–272.

Сидоров А. И. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (sermo III) и Псевдо-Анастасия Синаита (Synopsis de haeresibus et synodis. 18–26) // Византийский временник. 50,1989. С. 93–105.

Сидоров А. И. Максим Исповедник: Политика и богословие Византии

VII в. // Жития преподобного Максима Исповедника {:» Изд. А. В. Живов, А. М. Салмин, Л. Л. Тайван. Πολιτεία. Ретроспективная и сравнительная политология, I. М., 1991. С. 120–176.

Сидоров А. И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. М., 1993. С. 7–74.

Сидоров А. И. Проблема единого действия у Анастасия I Антиохийского: К вопросу о создании предпосылок монофелитских споров // Byzantio-slavica, 1. Т. 50,1989. С. 24–32.

Сидоров А. И. Святой Ефрем, патриарх Антиохийский. Его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского собора // Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения / Вступ. ст., пер. и комм. А. И. Сидорова. М, 2003. С. 321–374.

Сидоров А. И. Христианство как философия или любомудрие по Христу по свидетельству греческих отцов Церкви и церковных писателей II-VIII вв. http://www.pagez.ru/olb/204.php)

Фокин А. Р. Учение Оригена о Логосе и логосах [идеях]: тексты и комментарии // Богословский сборник. 8,2001. С. 197–226.

Черняков А. Г. Онтология времени: бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб., 2001.

Шенборн К. Икона Христа. М., 1999.

ШуфринА. М. Климент Александрийский о беспредельности Бога // Историко-философский ежегодник, 2006. М, 2007. С. 39–57.

Хрушкова JI. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV-VII века). М., 2002.

Лгпои R. Le dftsir de Dieu dans la philosophic de Plotine. Paris, 1921.

Asensio F. Tradicion sobre un pecado sexual en el paraiso // Gregorianum. 31, 1950. P. 575–583.

Balthasar H.} von. Das Scholienwerk des Johannes von Skythopolis // Scho-lastik. 15,1940. P. 16–38.

Balthasar H., von. Die «Gnostischen Centuries» des Maximus Confessor. Freiburg im Br., 1941.

Balthasar H., von. Kosmische Liturgie. Maximus der Bekenner: Hohe und Krise des griechischen Weltbilds. Freiburg im Br., 1941. [Франц. изд.: Liturgie Cosmique. Paris, 1947.]

Balthasar H ., von. Metaphysik und Mystik des Evagrius Ponticus // Zeitschrift fur Askese und Mystik. 14,1939. S. 31–47.

Balthasar H., von. Presence et Pensee. Essay sur la philosophic religuese de Gregoire de Nysse. Paris, 1942.

Bardy G. Origene // Dictionnaire de Theologie catholiue. T. XL 1932.

Bathrellos D. The Byzantine Christ: person, nature, and will in the Christolo-gy of St. Maximus the Confessor. Oxford; N.-Y., 2004.

Bausenhart G. In allem uns gleich auBer der Siindë Studien zum Beitrag Maximos» des Bekenners zur altkirchlichen Christologie; mit einer kommen-tierten Ubersetzung der «Disputatio cum Pyrrho». Mainz, 1992.

Bausenhart G. Maximus der Bekenner. Drei geistliche Schriften / Aus dem Grieschen iibertragen von G. Bausenhart, durchgesehen und iivom Johannes Verlag. Vorwort von Chr. Schonborn. Einsiedeln; Freiburg im Br., 1996.

Bukus G. Clemente Alessandrino // Enciclopedia Cattolica. T. III. 1949.

Benakis L. Post-Byzantine Philosophy. Research in the sources. Athens, 2001.

Benakis L. Studies and Texts in Byzantine Philosophy. Athens, 2002.

Bobzien S. Determinism and Freedom in Stoic Philosophy. Oxford, 1998.

Bobzien S. The Inadvertent Conception and Later Birth of the Free-Will Problem // Phronesis. 43,1998. P. 133–175.

Bos A. Aristotle on the Etruscan Robbers: a Core Text of «Aristotelian Dualism» //Journal of the History of Philosophy. 41,2003. P. 289–306.

Brandes W. «Juristische» Krisenbewaltigung im 7. Jahrhundert Die Prozesse gegen Papst Martin I. und Maximus Homologetes//Fontes Minores. 10, 1998 (Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte, 22). P. 141–212.

Byzantine Philosophy and its Ancient Sources {:» Ed. by K. Ierodiakonou. Oxford, 2002.

Cadiou R. La Jeunnesse d'Origene. Paris, 1935.

The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy / Ed. by A. Armstrong. London, 1967.

Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfangen bis zur Hohe der Welt-herrschaft. Tubingen, 1930–1933.

Choufnne A. On Eriugená's Appropriation of the Neoplatonic Concept of Self-Movement // Studi sullOriente Cristiano. 9:1, 2005. P. 83–109.

Cooper A. The Body in St. Maximus the Confessor: Holy Flesh, Wholly Deified. Oxford, 2005. P. 74–95.

Dagron G. Empereur et pretrë etude sur le «cesaropapisme» byzantin. S. 1., 1996.

Daley B. Apokatastasis and «Honorable Silence» in the Eschatology of St. Maximus the Confessor // Ed. F Heinzer, С Sconborn. Actes du Symposium sur Maxime le Confeseur (Fribourg, 2–5 September 1980). Fribourg Suisse, 1982. P. 309–339.

Dalmais I.H. L'oeuvre spirituelle de Saint Maxime le Confesseur. Notes sur son developpement et sa signification. Paris, 1952. (La Vie Spirituelle, Suppl.).

DanielouJ. L'Apocatastase chez s. Gregoire de Nysse // Recherches de science religieuse. 30,1940. P. 328–470.

DanielouJ. Platonisme et Theologie mystique. Paris, 1953.

DeclerckJ. Theophile d'Alexandrie contre Origenë nouveaux fragments de l'Epistula synodalis prima (CPG, 2595) // Byzantion. 54,1984. P. 495–507.

Devreesse R. Le texte grec de NHypomnesticum de Theodore Spoudee // Analecta Bollandiana. 53,1935. P. 49–80.

Devreesse R. La vie de S. Maxime le Confesseur et ses recensions // Analecta Bollandiana. 46,1928. P 5–49.

Diekamp F. Analecta patristica. Rome, 1938. (Orientalia Christiana analecta, 117).

Guillaumont A.f Guillaumont С Le texte veritable des «Gnostica» d'Evagre le Pontique // Revue de l'hist. des Religions. 142,1952. P. 156–205.

Jaeger W. Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden, 1954.

Haldon J. Byzantium in the seventh century: the transformation of a culture. Cambridge, 1997.

Halleux A. D. La distinction des natures du Christ «par la seule pensee» au cinquieme concile oecumenique // Persona si comuniune. Prinos de cinstire Parintelui Professor Academician Dumitru Staniloae la implinirea varetei de 90 de ani [Melanges D. Staniloae] / Ed. A. Plamadeala. Sibiu, 1993.

Han M. Recherches sur l'origenisme d'Origenë la satiete (koros) de la contemplation comme motif de la chute des ames // Studia Patristica, VIII. Berlin, 1966. P. 373–405.

Haushcrr I. Ignorance infinite // Orientalia Christiana Periodica. 2, 1936. P. 351–362.

Hefele K., von. Konziliengeschichte. Zweite Aufl. Band III. Freiburg, 1873–1890.

Heinisch P. Der Einfluss Philos auf die alteste christliche Exegese. Munster, 1908.

Holl K. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhaltnis zu den grossen Kappodoziern. Tubingen, 1904.

Horn G. Le miroir et la nuee. Deux modes de connaissance de Dieu chez S. Gregoire de Nysse // Revue d'ascetique et mystique. 8,1927. P. 113–131.

Janssens B. Does the Combination of Maximus» Ambigua ad Thomam and Ambigua ad Iohannem Go Back to the Confessor Himself // Sacris Erudiri. 42,2003. P. 281–286.

Janssens B. Introduction // Maximi Confessoris Ambigua ad Thomam una cum Epistula secunda ad eundem. Turnhout; Brepols, 2002.

Jeauneau E. Etudes erigeniennes. Paris, 1987.

Kalligas P. Forms of Individuals in Plotinus: A Re-Examination // Phronesis. 42,1997. P. 206–227.

Kapriev G. Philosophic in Byzanz. Wbrzburg, 2005.

Kattan A. Verleiblichung und Synergië Grundzuge der Bibelhermeneutik bei Maximus Confessor. Leiden, 2003. P. 47–75.

Kazhdan A. Rhomaios // The Oxford Dictionary of Byzantium / Ed. A. Kazh-dan. Oxford University Press (http://www.oxford-byzantium.com/ entry entry­tl74.e4682).

Kelly J. N. D. Adeodatus II // The Oxford Dictionary of Popes. Oxford University Press, 1991. (http://www.oxfordreference.com/views/ENTRY. htmlentry­t99.e84&sm­l&ssid­617275693#FIRSTHIT).

Kelly J. N. D. Severinus. The Oxford Dictionary of Popes. Oxford University Press, 1991. (http://www.oxfordreference.com/views/ENTRY.htmlsubview­ Main&entry­t99.e78.

Kelly J. N. D. with new matenalby Ml Walsh. Eugene I, St. // The Oxford Dictionary of Popes. Oxford University Press, 2006 (http://www.oxfordreference.com/views/ENTRY.htmlsubvieweMain&entryset99.e82).

Kelly J. N. D. xvith new matenal by M. Walsh. Vitalian, St. // The Oxford Dictionary of Popes. Oxford University Press, 2006 (http://www.oxfordreference. com/views/ENTRY.html subview'Main&entry't99.e83).

Khopena L. Old Georgian Sources Concerning Maximus the Confessor""s Life // Le Museon. 116, 2003. P. 395–414.

Koch H. Pseudo-Diojnisios in seinem Beziehungen zum Neuplatonismus und Mysterienwesen. Mains, 1900.

Kreuzer G. Die Honoriusfrage im Mittelalter und in der Neuzeit. Stuttgart, 1975.

Lackner W. Studien zur philosophischen Schultradition und zu den Nemesi-oszitaten bei Maximos dem Bekenner. Graz, 1962. [Diss.]

LangenJ. Geschichte de romaischen Kirche. Bonn, 1855.

Larchet J.-C. La divinisation de l'homme selon saint Maxim le Confesseur. Paris, 1996.

Larchet J.-C. Introduction//Saint Maxime le Confesseur. Lettres. Paris, 1998.

Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur (580–662). Paris, 2003.

Lefherz F. Studien zu Gregor von Nazianz: Mythologie, Uberlieferung, Scho-liasten. Bonn, 1958.

Leys R. L'image de Dieu chez S. Gregoire de Nysse. Esquisse d'une doctrine. Bruxelles; Paris, 1951.

Lietzmann H. Apollinarius von Laodicea und seine Schule. Tbbingen, 1904.

Long A., Sedley D. The Hellenistic Philosophers. Vol. 1. NY; Cambridge, 1987.

Longo U. Vitaliano, santo // Enciclopedia dei papi. Vol. 1. Roma, 2000.

Lossky V. Essai sur la theologie mystique de l'Eglise d'Orient. Paris, 1944.

Lossky V. La notion des "Analogies» chez Denys le Pseudo-Areopagite // Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age. 5,1930. P. 279–309.

LubacA., de. Surnaturel. Paris, 1946.

Magi L. La sede Romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VH sec.) Roma; Louvain, 1972.

May G. Schopfung aus dem Nichts: Die Entstehung der Lehre von der creatio ex nihilo. Berlin, 1978.

McClearE. The Fall of Man and Original Sin in the Theology of Gregory Nys-sa//Theological Studies. 9,1948. P. 175–212.

MehatA. ΑΠΟΚΑΤΑΣΤΑΣΙΣ chez Basilide // Melanges d'histoire des religions offerts a Henri-Charles Puech. Paris, 1974. P. 365–373.

MehatA. «APOCATASTASE»: Origene, Clement d'Alexandrie, ACT. 3.21 // Vigiliae Christianae. 10,1956. P. 196–214.

Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. N.-Y., 1989.

Meyendorff J. Le theme de retour en soi dans la doctrine Palamite au XIV sie-cle// Revue de l'hist. des religions. 145,1954. P. 188–206.

Michaud E. Maxime Le Confesseur et L'Apocatastase // Revue Internationale de Theologie. 10,1902. P. 257–272.

Moore E. Origen of Alexandria and St. Maximus the Confessor: An Analysis and Critical Evaluation of Their Eschatological Doctrines. Boca Raton, 2005.

Muyldermans J. Evagriana Syriacä textes inedits du British Museum et e la Vaticane / Edites et traduits parj. Muyldermans. Louvain, 1952. (Bibliotheque duMuseon, 31).

Nore J. A qui etait destinee la letter BHG 1233d d'Anastase l'Apocrisiaire // Analecta Bollandiana. 118,2000. P. 37–42.

Onians R. The Origins of European Thought: About the Body, the Mind, the Soul, the World, Time, and Fate. Cambridge, 1951.

Otis B. Cappadocian Thought as a Coherent System // Dumbarton Oak Papers. 12,1958. P. 97–124.

The Philokaliä The Complete Text, compiled by St. Nikodimos of the Holy Mountain and St. Makarios of Corinth / Trans. G. E. H. Palmer, Ph. Sherrard, K. Ware. Vol. 2. London, 1981.

Pierres J. Sanctus Maximus Confessor, princes apologetarum synodi Laterane-sis anni 649 (Pars historica). Rome, 1940. [Diss. Pontifica Universitas Gregoriana]

Places Е., des. Constructions grecques de mots a fonction double (άπό κοινοϋ) // Revue des Etudes Grecques. 75,1962. P. 1–12.

Podskalsky G. Theologie und Philosophic in Byzanz. Der Streit urn die theologische Methodik in der spatbyzantinischen Geistesgeschichte (14/15 Jh.), seine systematischen Grundlagen und seine historische Entwicklung. Mun-chen, 1977.

Prat E. Origene, le Theologien et l'exegete. Paris, 1907.

Prestige G. God in Patristic thought. London, 1936.

Randolph C. The Sign of Interrogation in Greek Minuscule Manuscripts // Classical Philology. 5,1910. P. 309–319.

Reidinger R. Die Lateransynod von 649 und Maximos der Bekenner // Maximus Confessor: Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2–5 septembre 1980 / Ed. F. Heinzer, С Schonborn. Fribourg (Suisse), 1982. P. 111–121.

Richard M. Le traite de Georges Hieromoine sur les heresies // Revue des fttudes Byzantines. 28,1970. P. 239–269.

Rieth O. Uber das Telos der Stoiker // Hermes. 69,1934. S. 13–45.

Rorem P., LamoreauxJ. John of Scythopolis and the Dionysian Corpus: Annotating the Areopagite. Oxford, 1998.

Rubenson S. The Letters of St. Antony: Monasticism the Making of a Saint. Minneapolis, 1995.

Sherwood P. An Annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor. Rome, 1952.

Sherwood P. The Earlier Ambigua of S. Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. Roma, 1955. (Studia Anselmiana, XXXVI).

Sherwood P. Maximus and Origenism. ARXH KAI TELOZ // Berichte zum XI International Byzantinischten Kongress. Miinchen, 1958. (Ill, 1). P. 1–26.

Sherwood P. St. Maximus the Confessor: The Ascetical Lifë The Four Centuries on Charity. Westmister; Maryland; London, 1955.

Sherwood P. Notes on Maximus the Confessor // The American Benedictine Review. 1,1950. P. 347–356.

Sherwood P. The Earlier Ambigua of S. Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. Roma, 1955. (Studia Anselmiana, XXXVI).

Schiro G. Barlaam Calabrö Epistole greche. Palermo, 1954.

Schonborn С Sophrone de Jerusalem: vie monastique et confession dogmati-que. Paris, 1972.

Sedley D. «Plato and Aristotle on the ideal of godlikeness», paper delivered at a seminar held at Princeton in March, 1996.

Sieben H. Die Konzilsidee der alten Kirche. Paderborn, 1979.

Sieben H.J. Die Partikularsynodë Studien zur Geschichte der Konzilsidee. Frankfurt am Main, 1990.

Spanneut M. Le Stóicisme des Peres de TEglisë de Clement de Rome a Clement d'Alexandrie. Paris, 1957.

TatakisB. Philosophic Byzantine. Paris, 1949.

Taylor A. Plato the Man and his Work. London, 1948.

Telfer W. ΑYΤΕΞΟYΣΙΑ//Journal of Theological Studies. 8, 1957. P. 123–129.

Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of St. Maximus the Confessor. Chicago, 1995.

Weiss G. Studia Anastasiana Ï Studien zum Leben, zu den Schriften und zur Theologie des Patriarchen Anastasius I von Antiochien (559–598). Miinchen, 1965.

Weiswurm A. The Nature of Human Knowledge. Washington, 1952. [Diss.]

Wolfson H. Philo. T I, II. Cambridge, 1948.

Viller M. Aux sources de la spiritualite de s. Maximë les ceuvres d'Evagre Pontique // Revue d'ascetique et mystique. 11, 1930. P. 156–184, 239–268, 331–336.

Vnes W, de. Orient et Occident Les Structures ecclesiales vues dans l'histoire de sept premiers conciles cecumenique. Paris, 1974.

Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. Frankfurt am Main; N.-Y., 2001.

Wolfson H. The Philosophy of the Church Fathers: Faith, Trinity, Incarnation. Cambridge, 1976.

Μπετσάκος В. Στάσις άεικίνητος: Η ανακαίνιση της αριστοτελικής κινήσεως στη θεολογία του αγίου Μαξίμου του Ομολογητού. A­θήνα, 2006.

Хронологическая таблица: период моноэнергистских споров

(Таблица составлена Г. И. Беневичем с использованием датировок в: Winkel-mann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. Frankfurt am Main; N.-Y, 2001.)


Даты Императоры Папы и патриархи Важнейшие события церковной и светской истории
610–640 610–11.2.641 Ираклий 18.4.610–9.12.638 Сергий I – патр. Константинопольский 630 или 631 Иерусалим отвоеван у персов
13.8.612 Евдокия (первая жена) 27.10.625–12.10.638 Гонорий, папа Римский 631 собор в Феодосиополисе (Карине, Эрзруме)
 622 Мартина (вторая жена) 630–641 Эзра1,католикос Армении 633 уния с монофизитам и феодосианами в Александрии
631–644 Кир, патр. Александрийский 633 издание патриарше­го указа Псифоса
634–638 (или 639) Софроний, патр. Иерусалимский 634 арабское вторжение в Палестину
20.12.638–29.9.641 Пирр, патр. Константинопольский 636 арабское завоевание Сирии
639–662 Македонии, патр. Антиохийский 637–651 арабское заво­евание Персии
28.5.640–2.8.640 Северин, папа Римский Февр. 638 арабы захва­тывают Иерусалим
24.12.640–12.10.642 Иоанн IV, папа Римский 638 издание Экфесисаимп. Ираклием
639–640 арабское завоевание Междуречья
ок. 640 арабское завое­вание Армении
641–650 Февр.–25.5.641 Константин III 641–661 Нерсес III, католикос Армении 642 арабское завоевание Александрии и Египта
Май 641 – сент. 641 Ираклон (15 лет) с матерью Мартиной 1.10.641–27.12.653 Павел, патр. Константинопольский 645 диспут Максима с Пирром
641–668 Констант II (при воцарении 11 лет), сын Константина III, первые годы правления реальная власть принадлежит сенату 24.11.642–14.5.649 Феодор, папа Римский 646 антимонофелитские соборы в северной Африке
Июль 649–16.9.655 Мартин I, папа Римский 647 экзарх Африки Григорий провозглашает себя императором и погибает в бою с арабами
Конец 647 – нач. 648 издание ТипосаКонстантом II и отмена Экфесиса
648–649 собор в Двине, выход армян из унии
649 Латеранский собор
649–652 мятеж экзарха Равенны Олимпия
651–660 9.1.654 – 1.6.654 Пирр, патр. Константинопольский 15.6.653 захват в Риме папы Мартина I экзархом Равенны Феодором Каллиопой
8(15).6.б54–12.10.666 Петр, патр. Константинопольский 653 (предположительно) собор в Константинополе, Костантин из Перги выступает против Максима Исповедника
16.9.655–2.6.657 Евгений, папа Римский 653–654 суд над папой Мартином, высылка его в Херсон и кончина 16.9.655
30.7.657–27.1.672 Виталиан, папа Римский 655 первый процесс против Максима Исповедника
656 убийство Османа в Медине; натиск арабов ослабевает
656 диспут в Визии
660 Констант II убивает своего брата Феодосия
661–670 668–685 Константин IV Погонат (при воцарении 16 лет), сын Константа II 17.4.667–15.11.669 Фома II, патр. Константинопольский 662 второй процесс против Максима Исповедника и его учеников, их ссылка на Кавказ
Ноябрь 669–18.8.675 Иоанн V, патр. Константинопольский 24.7.662 кончина Анастасия-монаха
669–681 Макарий I, патр. Антиохийский 13.8.662 кончина Максима Исповедника
662/63 Констант с войском покидает Константинополь и, разграбив по пути Рим, поселяется в Сицилии
11.10.666 кончина Анастасия-апокрисиария
668 убийство в Сиракузах Константа
669 подавление восстания самозванца Мизизия, папа Виталиан поддерживает Константина IV
671–680 11.4.672–17.6.676 Адеодат, папа Римский 674–678 осада арабами Константинополя
2.9.675–9.8.677 Константин I, патр. Константинопольский 678 в морском сраже­нии «греческим огнем» сожжен арабский флот
2.11.676 –11.4.678 Домн,папа Римский 10 сент. 678 – импер. Константин IV направляет послание папе Домну с призывом всту­пить в богословский диалог и обещанием «заморозить» на время Типос
Авг./сент. 677 – нояб./дек. 679 Феодор I, патр. Константинопольский
27.6.678–10.1.681 Агафон, папа Римский
Дек. 679 -февр. 686 Геор­гий, патр. Константинопольский
681–691 Фео­фан, патр. Антиохийский
после 680 17.8.682–3.7.683 Лев II, папа Римский 680-е гг. водворение болгар за Дунаем
Февр./март 686–28.12.687 Феодор I, патр. Константинопольский Пасха 680-собор 125 итальянских епископов при папе Агафоне – послание импер. Константину IV
680–681 Шестой Вселенский собор в Константинополе
712 анафематствование Шестого собора на Константинопольском соборе при импер. Филиппике Вардане
715–716 восстановление православия в Константинополе

* * *

1553

Составление Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова.

1554

Мы приводим здесь библиографию критических изданий только текстов прп. Максима, но не других древних авторов. ов.


Источник: Прп. Максим исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / [Сост.: Г.И. Беневич, А.М. Шуфрин]. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та : Русская Христианская гуманитарная акад., 2007. - 560, [2] с. (Византийская философия ; Т. 1. ΣΜΑΡΑΓΔΟΣ ΦΙΛΟΚΑΛΙΑΣ, ΣΦ).

Комментарии для сайта Cackle