Источник

Письмо 54

Описываешь посещение обители вашей отцом арх. А.... и К. П...ною; в это время и ты была действующим лицом; смотри же, да не вознесётся сердце твоё о мнимом своём разуме и духовности; аще ли кто мнится ведети что, ничто же весть (1Кор.8:2), и паки: аще кто мнится мудр быти в вас, буй да бывает, да премудр будет (1Кор.3:18), – это слова писания; а св. Пётр Дамаскин: «кто мнит что ведети, и не весть, – яко не весть». Надобно иметь большую осторожность, бесове хитры и бессонны. Замечаниям, сделанным тобою о тех особах, нельзя дать веры: приступит человек, и сердце глубоко (Пс.63:7). Богу единому известны все дела наши и помышления; а ошибка твоя может доказаться и тем, что ты мнишь мя что быти, а не знаешь, как я мал, нищ, слеп, истощен и неразумен. Когда бы тебе отверзлись умные очи, то могла бы разуметь; но что делать, себя-то укорить легко, а от людей понести труднее; однако, и при худости моей, не престаю людей учить, когда сам ещё должен быть в чине учащихся.

Последним письмом извещаешь о бывшей крамоле при поминовении покойного батюшки, отца Л., 11-го октября. Оставя тех, кои крамолились за это, они пусть знают себя, имеют свой разум; как хотят, так и творят. Скажу тебе и твоим сестрам: яко имут ревность, но не по разуму (Рим.10:2); что́ это значит: нанимать обедню заупокойную? Разве нельзя на той обедне, которая служится, подать помянуть на проскомидии и на ектениях, a после отслужить панихиду вкупе от всех? Нет, – надобно, чтоб наша была обедня, и от каждой особая панихида, – это бабий разум. Дело другое, в разных местах, когда находятся, можно и каждой служить; и ежели нет обедни, так можно и нужно нанять; а то для чего нанимать? Христос Тот же, жертва та же, и поминовение то же. Тут, кажется, с усердием мнимым сплетается тщеславие: и смотри, как вы мнели оказать старцу нашему усердие, впали в грех соблазна и осуждения соблазнившихся; верно батюшка не хотел бы сего видеть в вас; рассуди-ка получше, права ли твоя ревность и по разуму ли она? Остаюсь многогрешный И. М. 26 октября 1850 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle