СНЫ (СОН)
Верующим не должно верить снам
…Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным (V, 339, 467).
…Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания (И, 89,139).
Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущею случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надобно утверждаться верою и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить (I, 234, 438).
Часто сны обнажают наше страстное устроение
Снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, – но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть; а второй сон, кажется, изъявляет страстное устроение, как о сем пишут святые отцы, – кто какой страсти подвержен, тому и во сне бесы представляют подобное, например: гордым и честолюбивым – престолы, колесницы, возношение на высоты; гневливым – зверей, свары и споры; сребролюбивым – злато и сребро и попечение о стяжаниях; а плотолюбивым – плотские представления. Надобно оные сны пренебрегать; ежели станем судить, обратив в хорошую сторону, – прельстимся и впадем в гордость; а ежели в худую – то будем смущаться и отчаиваться. Сны благодатные бывают, – но смиренным, очищенным от страстей, или страждущим какими скорбями и напастями, ко утешению; но и то с большим рассуждением надобно принимать оные (V, 567, 753–754).
Через сны бесы могут приводить к обольщению и прелести
Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна; но паче смирением себя сохраняй, недостойною себя вменяя таковых видений, то и не повредишься (III, 91,194).
…Чрез сии по видимому благоявленные сны враг может представить к обольщению и такие, от коих немалый душе вред пострадати можете. Подобные случаи я довольно знаю на опыте и в историях видим; наш ум так еще дебел и неочищен, что не может различить истины от лжи, и много бывает ошибок, наносящих вред. Истинное рассуждение дается только смиренным, но о сем сокровище и св. Иоанн Лествичник сказал, что качества оного словом изобразить не можно; и вы не можете о себе думать, чтобы стяжали дар смирения. Я вам лично много говорил и теперь тож подтверждаю: не давайте веры снам, для вашей душевной пользы (I, 83, 176).
Снам своим отнюдь не верьте; враг будет ими возмущать вас, когда станете верить; весьма назидательно у Святогорца; прочтите, сколь хитры козни вражии, что даже, попущением Божиим, в мечтах и крест может явиться; но да сохранит вас Господь от всех сетей его, десных и шуиих (IV, 35, 74).
Из разговоров и действий людей бесы могут узнавать их намерения и возвещать другим для обольщения
Опять ты увлекаешься снами своими и даешь им веру, яко благодатным: поэтому ты достигла такого устроения и того стоишь; можешь ли избежать таких мнений, хотя весьма тонких и почти незаметных, а впоследствии обольстишься ими до ослепления и неисцельности? Нельзя ли было обойтись и без сна? Р. пришла к тебе, предложила свои деньги и желание; тебе нужда, ты принимаешь услуги и ее; благословение матери – и довольно. Для чего сон? Для твоего обольщения. Берегись! когда не принимаешь сна из смирения и опасения прелести, хотя бы был оный и благодатный, за сие не осудишься, а ежели это прелесть, то как оправдаешься, поверив ему? Мудрено же ли быть сему, когда враг видит все, происходящее в подлунной, конечно, видел и Р., к тебе шедшую, и из разговоров и действий мог проникнуть ее намерение и тебе возвестить (VI, 142, 234).
Сны, приводящие к отчаянию, явно от бесов
Святые отцы запрещают верить снам; а паче когда оные к отчаянию приводят; явно, что от бесов суть (VI, 41, 65).
Вера больше видения сделает
О снах не просите, чтобы видеть то или другое; от сего может быть душевный вред; вера больше видения сделает (I, 398, 692).
Страстные сердца недостойны откровений
Виденный вами сон нельзя отвергать, истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надобно приписывать своему достоинству, и дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные<полные страстей>наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений? (I, 267, 517).
«Хотя и тягостен сон, но несравненно тяжелее бессонница»
…Другого рода брань, сон, восстала на тебя. К избавлению оной, сколько можно, противляйся, при помощи Божией, и мало понуди себя к воздержанию; впрочем, хотя и тягостен сон, но несравненно тяжелее оного безсонница. На брани духовной различные брани нам предлежат, – будем бороться и стоять твердо, то венцы получим, а бегаяй брани не получит венца; уничтожим себя, – и узрим славу Божию (V, 489, 659).