Речь на Вознесение Господне, сказанная в женском тамбовском монастыре 1-го мая 1858 года.
«Вышних ищите» (Кол. 3, 1).
Был день, когда мы праздновали нисшествие Сына Божия на землю. Настал день, когда торжествуем вознесение Его на небо. И тогда взывала к нам св. Церковь: «Христос на земли, возноситеся». Не тем ли более ныне прилично воззвать к нам: «Христос на небеси, возноситеся», – «вышних ищите».
Зачем Сын Божий приходил на землю? Затем, чтобы нас возвесть на небо. Он приходил поведать нам о нашем Отце небесном, которого мы, по падении своем, мало-по-малу почти вовсе забыли; поведать о нашем горнем отечестве, для которого мы созданы, указать путь к нему и возвестить нам все, что необходимо для достижения царствия небеснаго. Он приходил, чтобы своею крестною смертию примирить нас с Богом, которого мы безконечно оскорбили нашими грехами, снова соделать нас сынами Его, братиями ангелов, достойными гражданами неба. Он приходил, чтобы разрушить на земле царство диавола, заключавшее в себе всех, не ведавших Бога истиннаго, и всех грешников, и на место этого темного царства создать свое благодатное царство – Церковь, как несомненную руководительницу людей к вечной жизни.
Зачем Сын Божий вознесся ныне на небеса? За тем же, за чем нисходил Он на землю, т. е. чтобы нас возвесть на небо, – чтобы продолжить и докончить начатое Им на земле. На земле Он совершил за нас и для нас великое дело нашего искупления, которого никто другой не мог совершить. Оставалось, чтобы мы усвоили себе заслуги нашего Искупителя и облеклись в Него, чтобы мы действительно оправдались пред Богом, возродились, очистились от грехов и соделались святыми. А все это не иначе для нас возможно, как при содействии Святого Духа. И вот Господь наш вознесся на небеса с целию ниспослать нам Святого Духа со всеми Его благодатными дарами: «уне есть вам», говорил Господь ученикам, «да аз иду: аще бо не иду аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю его к вам» (Иоан. 16, 7). Но мы, немощные, и по возрождении от Духа, и пользуясь Его благодатными дарами, можем падать и снова оскорблять Бога нашими грехами. И Искупитель наш «вниде» ныне «не в рукотворенная святая, но в самое небо, да явится лицу Божию о нас» (Евр. 9, 24). Он возсел ныне «одесную Бога» Отца, чтобы «ходатайствовать о нас» (Рим. 8, 34). «Темже и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них» (Евр. 7, 25). На земле Сын Божий указал нам прямой путь к небу и даровал все средства идти по этому пути. Но самое небо оставалось еще заключенным для всех людей со времени их грехопадения. И Спаситель наш вознесся ныне на небеса в человеческом своем естестве, чтобы таким образом отверсть туда вход для всех своих последователей и явиться «предтечею о нас» (Евр. 6, 20): «иду», говорил Он, «уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да идеже есмь аз, и вы будете» (Иоан. 14, 2–3). Чрез вознесение Господа все обители Отца небесного сделались для нас доступными и открытыми.
Повторяю: Сын Божий, вознесшийся ныне от земли на небо, для того и нисходил на землю, для того и вознесся на небо, чтобы нас возвесть туда же. Итак, «вышних ищите», братие мои, имеющие счастие носить имя христиан. Старайтесь пользоваться всеми средствами, какия Он даровал или указал нам для достижения горней отчизны: веруйте в Его Евангелие, надейтесь на Его обетования, исполняйте Его заповеди, притекайте к Его ходатайству, повинуйтесь Его св. Церкви, водитесь Духом Святым, живите, как прилично детям небесного Отца, – словомъ – будьте истинными христианами. Христианство есть прямой путь на небо.
«Вышних ищите», особенно вы, благочестивыя сестры о Господе! Есть различныя степени христианского совершенства: вы возжелали высших. Не забывайте же, что ваш долг исполнять не только все обязанности христианина, но и те высокие обеты, какие изрекли вы пред Богом. Есть и различныя степени небесных наград: и вас ожидают высокия награды, если только вы, с Божиею помощию, свято совершите путь, на который вступили. Аминь.