Речь в неделю св. отец пред Рождеством Христовым, сказанная в Предтеченской церкви архиерейского дома 22 декабря 1857 года.
«По вере умроша сии вси..., исповедавше, яко страннии и пришельцы суть на земли» (Евр. 11, 13).
Так говорит св. апостол о ветхозаветных праведниках, которые удостоились быть отцами или предками по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Все они жили до Рождества Христова, одни за десятки, другие за сотни, третьи даже за тысячи лет, и все далеко не имели тех средств ко спасению, какия имеем мы, живущие по Рождестве Христовом. А между тем как жили они? Они сияли такою верою и благочестием, какия редко встречаются и между нами, христианами. Отчего же это происходило? Главным образом оттого, что они имели правильный взгляд на жизнь, сознавали и исповедывали, что люди суть только странники и пришельцы на земле и что истинное отечество их на небеси (Евр. 11, 14–16). Ах, как бы изменилась к лучшему и наша жизнь, братие, если бы мы твердо помнили эту простую, общеизвестную в христианстве, истину, – помнили и руководствовались ею в своей деятельности!
Мы странники и пришельцы на земле, наше отечество на небесах: понятно, почему необходима нам вера! Страна, в которую мы вступаем с самого рождения, как пришельцы, есть страна, нам неизвестная. Пути, по которым мы должны совершать здесь свое странствование на небо, – пути также неизвестные. Наконец и та страна, к которой мы должны стремиться, страна вечности еще менее ведома человеку. Нужно, чтобы кто-либо сообщил нам верныя сведения о той и о другой стране и указал пути, ведущие прямо к небесной отчизне. Нужен нам путеводитель знающий и благонадежный, которому бы мы могли вполне довериться и предаться. И вот сам Господь Бог сообщил нам все эти, необходимыя нам, сведения в своем сверхъестественном откровении; сам Господь Бог даровал нам такого надежного путеводителя в лице св. Православной Церкви, чтобы она, под Его невидимым руководством, изъясняла нам истины откровения, преподавала благодатныя силы для подкрепления нас на пути и оберегала нас от всяких уклонений и заблуждений. Чтож остается нам, странникам и пришельцам на земле, как не одно – веровать всем сердцем и душею в истины Божественного откровения и предаться со всем детским доверием св. Церкви, нашей духовной Матери и руководительнице к вечной жизни?
Мы странники и пришельцы на земле; наше отечество на небеси: понятно, почему необходимо нам благочестие. Странники не должны замедлять в пути и особенно не должны привязываться к какому-либо месту, напротив должны идти вперед и вперед, чтобы достигнуть желанной цели. А мы останавливаемся на своем пути к небу, мы привязываемся к земле, когда и мыслями, и желаниями, и чувствованиями вращаемся в вихре земной суеты, когда предаемся мирским удовольствиям, прилагаем сердце свое к земным благам и сокровищам, увлекаемся суетною славою и почестями. одним словомъ – когда живем порочно. Мы можем простираться вперед на пути к небу только тогда, когда наш ум будет «мудрствовать горняя, а не земная» (Кол. 3, 2), наше сердце – стремиться к благам духовным, вечным, наша душа – возвышаться над плотию и восходить от одной степени нравственного совершенства к другой по лествице добродетелей, ведущей к Богу. Кто ж из нас после этого, если только он действительно желает достигнуть небесного отечества, не сознает во всей силе обязанности «распинать плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24), «умертвить уды» свои, «яже на земли» (Кол. 3, 5) и подвизаться во благочестии (1Кор. 4, 7)?
Братие о Христе! В честь св. отцев по плоти Господа нашего Иисуса Христа, которых память совершает ныне св. Церковь, запечатлеем глубже этот урок, завещанный нам их жизнию, что мы пришельцы на земле и странники к небесной отчизне, и что потому нам необходимы вера и благочестие. Таким образом мы приготовимся сретить и самого Господа, раждающагося во плоти для того, чтобы даровать нам полную возможность достигать небесного Царствия и научить нас истинной вере и благочестию. Аминь.