Слово в неделю XXII-ю по Пятидесятнице, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома 27 октября 1857 года.
«Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши» (Лук. 16, 25).
Да не подумает кто-либо, слыша этот ответ отца верующихъ – Авраама богачу, страдавшему во аде, будто все богачи, все счастливцы мира, восприявшие «благая» в настоящей жизни, будут страдать в жизни загробной, и напротив все бедные, несчастные, вкусившие «злая» на земле, будут утешаться на небеси. Такая мысль была бы величайшею несправедливостию: ибо и между богатыми и знатными встречаются люди добрые и истинные христиане, а между бедными и нищими – люди порочные, даже в высшей степени порочные. Нет, ответ Авраама относился к богачу, но богачу нечестивому, не воспользовавшемуся своим богатством для спасения души своей, и касался бедняка – Лазаря, но бедняка благочестиваго, умевшего воспользоваться своею бедностию для своего спасения. А потому из слов отца верующих мы можем выводить для себя вот такого рода уроки:
Положим, что вы принадлежите к числу людей богатых и счастливых. Наслаждаясь благами мира, которыми благословил вас Господь, чаще – чаще вопрошайте самих себя: чем вы заслужили эти блага? Старались ли угождать Господу исполнением Его воли? Умели ли жить так, как повелевает св. вера? Если совесть ваша даст вам утвердительный ответ: то радуйтесь и благодарите Всевышняго за Его к вам милости. Благодарите не словами только, а новыми и новыми делами христианского благочестия. Воспользуйтесь самим богатством, как средством благоугодить Господу. В каком бы обилии ни текли к вам сокровища, не прилагайте к ним сердца (Псал. 61, 11). Желаете ли умножить их и распространить? Умножайте, но средствами законными, согласными с духом христианской справедливости, честности и любви к ближним. Хотите сделать из своего богатства надлежащее употребление? Употребляйте его на самыя существенныя свои нужды, а не на прихоти, не на излишества, не для удовлетворения своим страстям: употребляйте – во славу Божию, для созидания и украшения св. храмов и св. обителей, и во блaго ближнихъ – на дела общественной и частной благотворительности, для пособия нищим, сиротам, вдовицам и вообще нуждающимся в вашей помощи. Что может быть тогда завиднее вашей участи? Не напрасно уже вас будут называть счастливцами: восприяв благая своя в жизни настоящей, вы не только не подвергнетесь страданиям, напротив восприимите вечныя блага и в жизни загробной. Но если совесть ваша скажет вам и будет повторять, что вы живете беззаконно и не заслуживаете тех благ, какими ущедряет вас Промысл: тогда страшитесь и будьте крайне внимательны к своему положению. Тут одно из двух: или Господь осыпает вас дарами своими и милостями, не смотря на ваше нечестие, единственно по своей неисчерпаемой благости, желая победить своею отеческою любовию ваше холодное сердце, привести вас к покаянию и извлечь вас из бездны пороков в свои объятия. И тогда, если вы вознерадите о таком богатстве благости и долготерпения Божия, если останетесь безответными на такой призыв Отца небеснаго, вы только, «по жестокости» своей «и нераскаянному сердцу, собираете» и приумножаете себе «гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2, 4–5). Или, быть может, Господь наделяет вас благами мира, при всей вашей греховности, по своей безконечной правде, желая воздать вам и за те немногия добрыя свойства, какия вы имеете, за те немногия добродетели, какия вы совершили, чтобы потом уже, если вы не раскаетесь в течение настоящей жизни, воздать вам по смерти за все то зло, какому вы так долго и упорно предавались. Ах, восчувствуйте ваше опасное положение, поспешите исправить свою жизнь и воспользоваться богатством для спасения души своей! Иначе ваша участь по смерти будет ужасная: напрасно вы станете взывать о помиловании. «Чадо», скажут вам тогда и благость и правда Божии, помяни, «яко» ты «восприял еси» от нас «благая твоя в животе твоем»: теперь восприими и злая твоя по твоим заслугам, за злоупотребление всем тем, чем от нас пользовался.
Обратимся к вам, люди бедные, страждущие, называющие себя несчастными в мире! Разсматривайте и вы повнимательнее собственную жизнь, и вникайте безпристрастнее, не сами ли вы виновны в ваших бедствиях, не заслужили ли вы их своими пороками. Если окажется, что Господь наказывает вас по грехам вашим: радуйтесь и благодарите Его. Он столько милосерд к вам, что наказывает вас здесь, чтобы не наказывать уже в вечности; Он наказывает вас с целию, чтобы вы раскаялись в своих злодеяниях и сделались лучшими. Поймите-ж силу отеческого наказания и воспользуйтесь им для спасения души своей. Или, статься может, вы страдаете невинно, страдаете за правду, благочестие, за имя Христово? О, в таком случае еще более радуйтесь и благодарите Бога: ибо «мзда ваша многа на небесех» (Матф. 5, 12). Посреди бедствий и скорбей душа ваша постепенно очистится, как очищается злато в горниле (Прем. 3, 6). Здесь-то, посреди окружающих вас искушений, открывается пред вами обширнейшее поприще, чтобы показать во всем свете вашу живую веру, вашу твердую надежду на Бога, вашу истинную любовь, которая «николиже отпадает» (1Кор. 13, 8), – чтобы подвизаться, возвышаться и преуспевать в христианском смирении, кротости, терпении, самоотвержении и других добродетелях. А по мере того, как вы, идя тернистым путем по земле, будете возвышаться в добродетелях, вы будете заслуживать себе высшия и высшия награды на небеси, и «еже ныне легкое печали» вашея, «по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделает» вам (2Кор. 4, 17). Но если, – от чего, Боже, вас сохрани, – вы, навлекши на себя бедствия по грехам своим, не только не исправляетесь от этого наказания и вразумления Божия, а еще предаетесь новым порокам; или, если, подвергшись страданиям невинно, не находите в себе столько твердости и мужества, чтобы переносить их по-христиански, напротив начинаете роптать на Бога, малодушествовать и вслед за тем вдаваться даже в преступления, которых прежде не знали: тогда горе вам, горе! Хотя бы вы бедствовали на земле целую жизнь, хотя бы испытали на себе все роды страданий и скорбей: они нисколько не послужат спасению вашей души; от бедствий временных вы перейдете к вечным мукам.
Братие! Св. вера учит нас, что настоящая наша жизнь есть время нашего воспитания для вечности. Земля есть школа, где мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи в нашей жизни – это уроки, какие дает нам наш небесный Наставник, содержащий в деснице своей все жребии человеческие. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасения души своей. Тогда и богатые и бедные будут равно в состоянии достигнуть вечного блаженства. Аминь.