Источник

К Александру Алексеевичу Калмакову

Лицо, к которому писано помещенное ниже письмо, в «Письмах» 1860 г., где оно напечатано с пропусками на стр. 246−249 I тома, скрыто под инициалами «A. A. K.». Сохранившийся в библиотеке Казанской духовной семинарии оригинал письма, по которому оно и печатается, называет имя и отчество, нο не дает фамилии. По всей вероятности, это Калмаков, учитель Кузнецкого городского училища, как и тот Николай Иванович (Ананьин), который здесь упоминается. В составлении какого Макарьевского сборника оба эти педагога участвовали, не выяснено, да и известие об этом сборнике впервые теперь обнародывается.

147

1835 г., сентября 30 д. Майма.

Мир Вам, почтеннейший Александр Алексеевич, мир Вашей совести, мир Вашему сердцу, мир помышлениям Вашим, мир Вашей плоти, чтобы сия помощница и подруга души не только здравствовала, но и в повиновении здравому, по возможности, разуму и вкупе с ним Евангелию Христову, упокоевалась и мирствовала. А для этого надлежит нам, возлюбленный брат о Господе, разуметь, помнить и исполнять одно из правил мирской политики, перенося оное в круг высших потребностей и нужд, свойственных вашей природе, и прилагая к великому делу, которое мы восприяли на себя вместе с именем Христовых учеников и сподвижников, и от которого зависит и наша честь, и наше вечное совершенствование и блаженство в царствии Отца небесного. Какое же это правило? Si vis pacem, parabellum – если желаешь мира, к войне готовься, и всегда под ружьем стой. Так и Св. Апостол Петр (1Пет.5:8) научает нас постоянному бодрствованию, напоминая, какого лютого и хитрого супостата имеем: трезвитесь, говорит, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол яко лев рыкая ходит, ищет кого поглотить. А Св. Павел (Еф.6:10 и т. д.) и оружие описывает, в которое надлежит нам быть облеченными, и которое должно употреблять в брани, чтобы в бедственный плен не впасть: Возмогайте в Господе и в державе крепости Eго: облекитесь во всеоружия Божия, яко возможет вам стати против козней диавольских... Сего ради приимите вся оружия Божия... Ставьте препоясание чресла ваша истиною, и облекшись в броню правды, и обуйте ноги во уготование благовествования мира, над всеми же воспримите щит веры, в нем же возможете все стрелы лукавого разожженные угасить, и шлем спасения воспримите, и меч духовный, иже есть глагол Божий. Все сии и подобные сим изречения Св. Духа показывают, что собственное каждого христианина звание, и состояние в земной жизни, есть брань духовная с плотью, миром, диаволом. И вот сей тройственный союз врагов, против которых мы должны вооружаться и ратовать. Перемирия не бывает в сей брани, ибо враги непримиримы. И хотя не всегда ведут войну открытым образом, однако всегда вредить вам стараются, и притом, никогда столько не бывают опасны, как во время обманчивого покоя, который они, по-видимому, дают вам, прекращая наглые и явные нападения. Ибо цель их и намерение состоит в том, чтобы мы впали в беспечность, в самонадеяние и в расслабление, и таким образом соделались их пленниками и невольниками. А кто ведет с ними войну постоянно и непрестанно, тот привыкает их побеждать, и наслаждается миром Божьим, как плодом побед, сражается ли, или стоит на страже в полном всеоружии. Сего-то мира желаю Вам, возлюбленный брат о Господе, и притом не только Вашей душе, но и плоти. Ибо если Вы будете побеждать ее, то она покорившись смирится, а если еще непрестанно будете наблюдать. чтобы она паки не возмутилась, то смиренное послушание закону ума и Евангелия соделается ее навыком. Иго воздержания и бремя заповедей Христовых соделается для нея легким, и душа не только будет с нею в союзе мира, но и в союзе дружества и единства, если не престанет смотреть на нее, как на врага, и обращаться с нею как с пенным неприятелем, который может взять верх при оплошности победителя. А сообщая Вам сии мысли мои, сам поучаюсь, сам поминаю обеты мои, представляю Господу Богу крайнюю немощь мою, и молю укрепить ее с высоты силою.

От Николая Ивановича470 получите все, что я теперь посылаю для внесения в сборник. Краткия мысли, как мне кажется, не худо было бы разбросать десятками (примерно говоря,471 между статьями продолжительными). Впрочем, отдаю это на Ваше рассуждение, будучи уверен, что вы как приняли, так и продолжаете известный вам подвиг и труд из одного усердия и желания сделать доброе дело. А сие дело, при Божием благословении, будет иметь добрые следствия, и воздействует в вас самих благотворным образом, потому что всякий плод послушания, исполняющего сию заповедь Христову: Люби ближнего твоего как самаго себя, заключает в себе многие семена собственной нашей и притом истинной пользы, нашего благополучия временного и вечного. Словом, религия христианская – есть наука быть счастливым, которую преподает нам Спаситель и Богь наш Иисус Христос. Но не одни нравственные правила составляют сию Божественною науку, а еще таинства веры. И между первыми и последними, есть самый тесный союз и связь неразрывная. Посему-то, когда иудеи вопросили Христа: какие те дела Божьи, в которых нам надлежит упражняться? Он ответствовал: вот дело Божие, дело великое и единственное, от которого все добродетели происходят, веруйте в Того, кого Отец небесный в мир послал для спасения мира.

Послушайте. Учитесь изображать на малых досках и крестах Господа Иисуса Христа распятого, вот и этим трудом будете помогать и содействовать мне по службе в миссии. Ибо новокрещеных благословлять иконами надобно, а каковы иконы Суздальской работы, известно вам, да и тех выменять негде.

Простите же, и помяните меня в святых молитвах Ваших.

Преданный Вам Архимандрит Макарий.

* * *

470

Ананьина, см. выше письмо к нему под № 136.

471

Р. S. «Десятичная мера, впрочем, кажется недостаточной для промежутков. Но я думаю, что Вы уже далеко простерлись в труде, и ради прихотей прошу не возвращаться». Прим. архим. Макария.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle