Источник

К княжне Елене Петровне Трубецкой

Письма архим. Макария Глухарева к кн. Трубецкой, костромской его знакомой, являются прекрасным примером силы и характера его влияния на женщин, влияния, не прекращавшаяся на расстоянии и во времени. Когда Макарий познакомился с ней, ей было около 20 лет, но по духу и настроению она была уже «невеста Христова». Случайно прочитавши на 12 году жизни «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, кн. Елена Петровна, под влиянием его и благочестивой гувернантки, дала в глубине сердца обет девства. В архим. Макарии она нашла доброго руководителя, и он, как в разговорах, так и в переписке с ней, возгревал в ней любовь ко Христу, и ревность к служению Ему и людям. Интересно, что в 1836 г. Макарий сам возобновил, после 12-летнего промежутка, переписку с ней, в то именно время, когда она колебалась и сомневалась, остаться ли ей верной обету девства, или выйти замуж за одного человека. Как бы провидя ее состояние, архим. Макарий вопросил ее о внешнем и внутреннем ее устроении, а затем заочно познакомил с ней другую свою духовную дочь, тоболячку Е. Ф. Непряхину, памятником какого знакомства осталась интересная переписка между ими обеими. Впоследствии, по смерти Е. П. Трубецкой (18 ноября 1850), Непряхина писала о ней третьему лицу: «Кротость души этого небеснаго ангела, и ее покорность воле Божией, и отсюда воле других, была неистощима. Умерщвленное самолюбие, возвышая в глазах ее достоинство и цену всякого человека, собственные ее добродетели, скрывали под неразрушимой печатью опытного сознания своего ничтожества». «Княжна Елена, свидетельствовала Непряхина в другом письме, была смиренная, святая душа, и память о ней всегда возбуждает умиление и благовение в душе моей». Сохранилось 13 писем архим. Макария к кн. Трубецкой. Впервые они были напечатаны с пропусками в издании «Писем архим. Макарии» 1851 г., Москва, стр. 181−196, 198−206, потом, с еще большим количеством пропусков, в издании 1860 г., ч. I, стр. 155−168, 170−177. Наконец, в Томских епарх. ведомостях 1893 г. напечатаны пять из писем, по-видимому, полностью, хотя и не без опечаток. Воспроизводим текст писем под №№ 36−42 и 48 по изданию 1851 г. и №№ 43−47 по Томским епарх. ведомостям, последние – с поправками по «Письмам».

36197

Завтра день Ангела Преосвященнейшего Иова, святителя и отца моего. Если душа его, по неисповедимым судьбам Божиим, подчинена обыкновенному ходу и порядку в духовном мире для новопреставлишихся установленному, то по преданию церковному, она близка уже к совершению пути своего. Помолитесь о ней, ради Христа, прошу, сегодня, завтра в особенности. Да упокоит ее Господь в селениях праведных, и Ангел ее, думаю, молится о ней. Сегодня пели в церкви: «егда списшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Живодавче Христе, Боже наш, слава Тебе!»

37198

Мир вам. Я не мог сегодня отказать желанию сообщить вам сии записки.... ради соутешения общего верой. В голодное время роюсь по карманам своим, и нередко нахожу сухари, которые мне добрые люди наклали, так что я не знал хорошо прежде, как они мне пригодятся. Простите, и прочитав все вкупе, возвратите в целости.

38199

Приимите ради Христа, меньшего брата Его, нищего, слепца, бескровного, и – священника! Я в первый раз вижу священника в таком положении. Но смотря на него, вспомните о той слепой старушке, которая, ощупывая голову своего внука, говорила: «Сын мой, в глазах у меня темно, но в сердце у меня светло».200 Господь близ. Помолитесь о мне. Священника приняв, прошу покорнейше ко мне возвратить.

39201

Посылаю к вам женщину, ищущую Господа, в надежде, что вам приятно будет узнать ее лично. Вы о ней слышали, она из тех, которые с о. Израилем имеют союз духовный.202 Господь наградил ее крестом, который она привыкла носить с терпением, и сколь он ни странный имеет вид в глазах мирских людей, не хочет даже расстаться с ним. Мне еще до прихода ее хотелось что-нибудь написать к вам, или послать к вам за чем-нибудь. Но я не находил никакого предлога, и опустил уже в себе пришедший помысел, как пришла к нам сия крестоносица, и я решился послать ее к вам. Да сохранит вас Господь, Отец небесный, от всякого зла! Будем мы осторожны! Как скользко! Чувствованиям нашим не будем верить! Как лукава наша природа! Бодрствуйте, стойте, мужайтесь, ибо супостат наш диавол, как лев рыкающий ходит вокруг нас, разинув пасть, и желает поглотить кого-нибудь. Благодарю вас, то есть, спаси вас Господи за то, что вы дали мне прочитать сего дня, подобное сему наставление читал я у Амвросия Медиоланского. На горы души воздвигнемся, гряди тамо, отнюдуже помощь к тебе приходит, как в антифоне одном написано. Подлинно так! Когда священник в облачении препоясывается, то произносит сии слова: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, положи непорочен путь мой, совершай ноги мои, яко елени, и на высоких поставляй мя». А я и не знал доселе, что лань ест змей, и безвредно. Когда вы мне сего желаете, буди мне по желанию оному, и я того желаю. Но опять повторяется – будем мы осторожны! Ибо и лань имеет характер осторожной бодрственности, и легкой подвижности к устремлениям горним. Да воскреснет в вас Бог, и расточатся врази Его в нас и окрест нас! Яко Тому Единому подобает всякая честь, слава, любовь и поклонение в наших сердцах во веки веков. Мне сказывали, что вальтерианцы имели девиз: ecraser l’infamie!203 Отобьем у врагов сию пушку и обратим на их голову! Семя жены да сотрет в наших сердцах главу змиеву! Простите меня ради Христа. Поручаю вас милости Божией, которой и себя самого предать желаю, там вам одно убежище. Я – одна немощь, одна грязь и сволочь всякой нечистоты, грех осуществленный и суета. Не прикасайтесь ко мне, иначе сами замараетесь в сажу! Простите. В нас хорошо, истинно хорошо, чисто, прочно и надежно то одно, что со Христом сокровенно в Боге, а не то еще, что мы в чувствованиях примечаем, и еще менее то, что мы в различных наименованиях даем примечать врагу спасения нашего. Мир Божий да сохранит сердца ваши, и помышления ваши в истине. Прочитайте первосвященническую молитву Иисуса Христа: «Да вси едино будут, якоже Ты Отче во Мне и Аз в Тебе, так и тии в Нас едино да будут». И притом вспомните, что говорит Апостол Павел: «Умросте и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге». Итак, пусть в нас не только замрет, но и умрет всякое человеческое чувствование.

40204

Благодать вам и мир от Господа нашего Иисуса Христа. Его святого Тела вы приобщились, и соделались удами Тела Его, Его святой Кровью напоены, да в ней и святую душу Его воспримете, и в душу свою введете. И Дух Его Святый да будет с духом вашим во всю вечность! Посылаю вам книжку Нила преподобного по обещанию. В сию ночь видел я сон, который решился и вам сообщить. Казалось, что в доме у меня мощи святителя Дмитрия Ростовского, и будто он воскрес к великому удивлению моему, смешанному с ужасом некоторым, и будто я вопросил его: простит ли Господь мне согрешения мои, и он отвечал: простит. Потом будто бы я привел к нему слепца вашего и вопросил, получит ли он зрение, а он, будто бы посмотрев ему в лице, благословил его и сказал: получит; почему он не идет в Ростов, Богу помолиться. Наконец, будто бы я звал к нему одного ученика, который, в самом деле, перед масленицей собирался с домашними своими в Ростов на богомолье, но не был там по обстоятельствам. Простите меня ради Христа. Бог благодатью Своей да простит и помилует всех нас. Простите. Будем же просты, а иначе нельзя будет простить.

41205

В намерении завтра служить, всенижайше прошу вас простить меня за беспокойство, в какое вас привел я неразумным моим желанием. Любящим Бога все споспешествуют во благое, следственно можем и вы, и я, сей случай обратить в пользу свою, и в славу Божию при Его помощи. Горе человеку тому, через которого в мир соблазн приходит. Избавьте меня от сего приговора страшного вашей верностью данному слову до конца жизни, бодрственным и радостным терпением всякого искушения, всякой скорби и тесноты, всякого поношения и гонения. В мире скорби будете, Спаситель сказал, но дерзайте: Аз победих мир, и вы победите его во укрепляющем вас Иисусе Христе. Помните, что гордое девство, есть мерзость перед Господом, и что Господь призрел на смирение рабы Своей, которая ныне преславнее Херувимов и Серафимов. Итак да будет смирение сокровищницею вашего девства, и всяких щедрот и дарований, какими небесный и бессмертный Жених ваш ущедрит душу вашу. Если вы потеряете сию сокровищницу, то потеряете и сокровища в ней хранимый. Для меня очень приятна песнь церковная: «Страхом Твоим сердце мое да покроется, смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадем от Тебе, Всещедре». Бог вас искушал чрез меня, умолкнем и будем благодарить Господа, вознесем имя Его вкупе, вместо того, чтобы время и мир терять в грешном негодовании. Господь Иисус Христос да наставит вас на всякую истину, какая для вас потребна будет Духом Святым! Не может статься, чтоб Он когда-нибудь, и особенно в случае нужды, скорби и искушения, оставил вас без помощи, без отрады, без руководства. Ему и я, окаянный, предаю вас в радостном уповании, в радостной уверенности. Помните, повторяю, что всякая гордая мысль принятая, есть уже осквернение чистоты, какой Господь желает от души девственной. Господь гордых смиряет, и дарует благодать смиренным. Будем у Спасителя нашего учиться смирению до конца жизни, будем рыть глубже сей кладенец, тем более воды живой будет, тем изобильнее любовь Божия будет изливаться в сердца наши Духом Святым. Более вам ничего не скажу, ибо при указании Промысла, яснее прежнего вижу, кажется, что мне учиться, а не учить теперь должно. На всех вас я призываю мир и благословение Божие.

Арх. Макарий.

Ноября 1-го дня 1821 г.

(Кострома).

42206

Мир вам, раба Господня, где бы вы ни были, на земле ли, в вечности ли. Если вы еще на земле, то известите меня, прошу вас, о состоянии вашем, и внешнем, и хотя отчасти, душевном. Что касается до меня, вы не ошибетесь, если будете представлять путь мой, по свойству самой службы, неразлучным со многими развлечениями; однако молитвы святых отцов и братий о Господе, еще поддерживают меня, так что я вижу отчасти худое в себе, и опасности вокруг себя, и учусь на себя не надеясь, уповать на единого Бога. Я никогда не забывал.... вспоминаю о всех вас во время Божественной литургии, и предаю вас милосердию Божию. Надеюсь же, что и все вы поминали меня в молитвах ваших, хотя и не было переписки у нас. Но теперь кажется время другое, я желал бы получать от вас письма по временам, и платил бы долги понемногу. Да будет со всеми вами, рабы Господни, милость и благодать Господа вашего, наставляющего и укрепляющего нa все благоугодное Ему и спасительное для вас.

43207

Письмо Ваше, княжна, получено мной, и в письме Вашем та же мирная совесть, та же довольная всем, на камени веры утвержденная, преданность водительству Отца Небесного, просиявала, которую мы и прежде видели. Но, Вы, конечно, не прогневаетесь за то, что в это мгновение мысль моя обращается к незабвенной бабушке Вашей,208 почившей в Господе от всех трудов и болезней земных странствий. Ни Вы, ни я не думаем, что она умерла, а я уверен притом, что она и не совсем переселилась в вечную жизнь, но много Божественного добра, неразлучного с памятью о ее добродетели, оставила в душах, соединенных с ней не только узами крови, но паче единством веры в Господа Иисуса Христа, единством упования на заслуги Его, единством любви к Нему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших, кровью своей. Предпослав ее в царство небесное, Вы, без сомнения, стремитесь за ней помышлениями и желаниями, посещаете и созерцаете жительство Ваше на небесах. И общение Ваше с духом бабушки Вашей в Господе, соделалось существеннейшим и обильнейшим Божиими благословениями потому самому, что оно сделалось невидимым. Впрочем, я полагаю, что Вы получали по временам утешения и в видениях, из которых если что впечатлелось в душе и не могло изгладиться, то с позволения чувства внутреннего и мне сообщите. А я простосердечно скажу Вам, что далеко, прежде письма Вашего, когда я и не думал писать к Вам, мне представилась в сновидении княгиня209 Варвара Александровна, сидящею под виноградом, который расстилался по устроенным, и поставленным для него, решетчатым перекладинам. Сияние света удивительного было великолепно и торжественно. Неизреченное веселие изображалось на лице ее, и внушающий благоговение характер святого детства, о котором Спаситель глаголет: «Если не будете как дети, то не возможете войти в царство небесное». Никогда в этом изречении Спасителя не открывалась мне мысль, которую я получил теперь. Надобно смотреть на спящих детей, чтобы видеть на лице их это слово Христово, написанное живыми чертами невинности и благодати св. крещения, эту возрожденную210 идею девственности Евангельской, покоящейся в объятиях благости Божией, нашей всеобщей матери, и сущей жизнь и радость211 в соединении с ней, в бодрственном состоянии более или менее покрываемую разными беспорядочными движениями плоти и крови. Не говорю уже о том, что в детях это хочу, бывает всегда искреннее и цельное, и такому-то хочу со стороны грешного человека соответствует Божественное хочу во Христе Иисусе Господе нашем, коему слава во веки, аминь.

Если бы любопытство Ваше, княжна,212 было столько взыскательно, что мне надлежало бы описать все происшествия, которые случились со мной на пути в Киев (и в Киеве), и в общежитии Глинской братии,213 и на других поприщах странствования моего до настоящего пришествия в пределах великолепного Алтая (хотя, как и Вам известно, смотря на образ жизни таких людей, как Иван Павлов,214 я никогда не думал, что и сам несколько ознакомлюсь с ним), может быть, мой рассказ и не наскучил бы Вам. Но я, во-первых, отнял бы какое время у службы, за которое после было бы трудно ей получить вознаграждение, во-вторых, думаю, что, любопытство у Вас столько умерщвлено, что и не требует роскошной пищи. Наконец, признаюсь Вам, что, хотя на будущее время не зарекаюсь всматриваться то в то, то в другое в прошедшем, но теперь на это не обретаю сердца, а скажу нечто о настоящем, если мы можем найти, уловить, удержать и показать один другому нечто такое, что могли бы назвать настоящим. И вот в эту минуту приходит на память слово Ап. Иоанна из первого его послания: «Мир преходит, и похоть его, а исполняющие волю Божию пребывает» (вовек)215. И слово самого Спасителя, глаголющего: «Небо и земля мимо идет, а слово мое не прейдет». Соедините в уме сии изречения с тем свидетельством Ап. Иакова, которым он утверждает, что в Боге нет никакого изменения и ни тени перемены. И таким образом откроется, что настоящее наше в одном Боге, и в святой воле Его, что все прочее – есть преходящее, и что верующий потолику находится в настоящем, поколику пребывает в Боге, и в святой воле Его (и поколику пребывает в нем Бог, и святая воля Его216). Это – вечная жизнь.217

Седьмой год пошел, как я нахожусь здесь в Томской губернии в Бийском округе, и восьмой, как в Сибири. Из Тобольска был отправлен сюда с двумя семинаристами,218 из которых один, вскоре по открытии действий миссии, скончался, а другой, послужив около двух лет и женившись, хотел получить диаконское место при Бийской церкви, и попал в секретари при Кузнецкой ратуше. Между тем, Провидение Божие послало мне одного благоговейного старца из ссыльных,219 который терпением побеждая всякие искушения, шестой год уже всеусердно труждается при миссии, разделяя со мной и горькое, и сладкое. Ему не менее 70-ти лет, если не больше, но этот покрытый сединами старец, наслаждается плодами проведенной в строгом воздержании молодости, веселостью права и крепостью телесных сил. И потому один он поднимает и несет столько повинностей, сколько достало бы и для трех молодых послушников. Представьте же себе, что он и в верности неизменной, и к молитве из любви к Богу и человекам рачительный, к чтению слова Божия и к собеседованию о Божественном весьма усердный, и Вы увидите в нем знамение милосердного Божьего попечения обо мне, и прекрасный дар от Отца светов, посланный в утешение мне, живущему там, где престол сатаны. Но в нынешнем году получил я от епископа Епархиального220 изобильное вспомоществование, одного благонадежного иеромонаха,221 двух добронравных семинаристов,222 и одного поселенца, ищущего места в церковной службе.223 Кроме того, имею под рукой одного женатого поселенца, который по приглашению моему, переехал сюда из Тобольска.224 Этот самый тот молодой послушник, которого нашел я в Бабаевском монастыре,225 который провожал меня в Киев, разлучился со мной в Глинской Пустыни, как нам казалось на веки, чтобы удалиться в Молдавский Немецкий монастырь,226 и к несказанному удивлению и восторгу обоих нас, соединился со мной в Тобольске! И вот мои сотрудники, при мне находящиеся. Но весьма важны пособия, которые подают мне и сущие далече мои отцы и братия, и святые сестры о Господе, Преосвященный митрополит Филарет со своими, Г. Мизко,227 живший в Екатеринославе, а ныне в Борзне со своими, и в Тобольске сестра о Господе Екатерина Непряхина со своими.228 У нас два стана229, один от другого в расстоянии верст на десять. В первоначальном основании этих заведений, мы не имели тех видов, какие теперь открываются по указанию Провидения. Первый был устроен на речке Майме в первом году нашей службы, потом, когда составляющие аил Улалу телеуты, народ татарской породы, приняли св. Крещение, надлежало миссии иметь и между ними стан свой, для ближайшего надзора над сими неофитами,230 и успешнейшего сообщения им христианских истин и правил. Но как опыт весьма часто давал нам чувствовать, сколь неудобно миссионеру непосредственно самому служить женщинам между новокрещенными, а девица Екатерина,231 посвятившая себя и предавшая душу свою Господу Иисусу Христу, и великому делу Его в человеческом роде, изъявила по приглашению моему, готовность переселиться сюда с тем намерением, чтобы содействовать и помогать миссии, приличными христианской девице, образами, то и составилась в моем воображении мечта о двух отделениях миссии, или о двух обществах, о двух общежитиях миссионерских и иноческих, из которых девичье бы заняло стан Улалинский,232 а мужское – Майминский. Я открыл Епархиальному епископу первые мысли об этом, и получил согласие Преосвященного, побуждающее и ободряющее меня к предприятиям и трудам, устрашающим немощь мою. Но для того и открыл я перед Вами, многопочитаемая мною княжна, нечто из самых важных обстоятельств служения нашего, чтобы Вы восприяли это дело в попечение Вашего перед Богом ходатайства, и подкрепляли нас святыми молитвами Вашими. Воспримите, прошу Вас, в круг сестер и друзей Ваших о Господе, благовоспитанную и пылающую любовью ко Христу Иисусу девицу Екатерину, которой отец (умерший) занимал высокое место в гражданской службе. Не правда ли, что Вы можете быть действительным членом этого, еще только в воображении моем существующего, миссионерского общества Богу посвятивших себя (но без обыкновенных форм наружных в монашестве, по примеру Арзамасского общежития женского) девиц и вдов, хотя Вы и останетесь на теперешнем Вашем пути, доколе Провидению будет благоугодно руководствовать Вас этой стезею к блаженной вечности. В одном месте сказали мне, будто какая-то девица воспрепятствовала А. М-ю233 продолжать службу при семинарии. Уверяю Вас, всегда почитаемая мной княжна и раба Христова, уверяю при свидетельстве совести моей, что это ложь. Достопочтеннейшей матушке Вашей, княгине Надежде Ивановне, свидетельствую глубочайшее почтение, и всем Вам желаю благословения Божия. Я хотел бы послать к Вам одну книжицу на французском языке, которая Вам будет полезна и приятна, но на чье имя послать? И кто ее получит в Кинешме, чтобы с несомненной верностью доставить Вам? Господь со всеми нами!

А. Макарий.

10 октября 1836 г.

44234

1837 г. Января 30 д. Бийск.

Благодарю Вас, достопочтеннейшая княжна, за ответ Ваш, и в особенности за то, что Вы так скоро ответствовали, в чем я (Вам) подражать желал бы, но не надеюсь, что буду всегда иметь успех. Отчасти впрочем, и я так сделал теперь, т. е. отзыв Вашей души, достигшей меня в органе буквы, в тоже время, как зрение пробегало по ней, получил уже ответ мой, который состоял в чувствованиях и мыслях. Но вы могли ли слышать его? Описание состояния, в котором княгиня Варвара Александровна в последние дни свои находилась, наполнило мне о кончине Иоанна Арндта;235 он, отходя в вечность, также был погружен в самозабвение некоторого рода, и когда потом пришел в себя, то говорил в торжестве духа, изображавшемся на лице: и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполне благодати и истины. Таким образом, душа, которая веровала тому, чего не видела, прежде в глубине основания своего имела Божественное свидетельство о истине того, чему веровала. Потом открыто ей, что вера сердца ее действительную имеет существенность вне ее, соответствующую ее внутреннему убеждению. И это новое свидетельство, которым оправдывается и утверждается первое, дает христианину характер свидетеля Иисусова, чтобы он, получив награду в видении за веру свою, укрепил своим свидетельством еще идущих стезею веры, и нередко ослабевающих в духовной брани с миром и князем его, который должен быть изгнан, чему положено и начало в смерти Господа и Спасителя нашего, продолжающееся и долженствующее совершаться страданиями членов Его. Не надлежит ли нам благодарить Его за сии подкрепления, которые нам посылаются, без сомнения, мерой Его премудрости? И когда видим, что наши братья и сестры в Господе верой одерживают победу, и за победу получают венец жизни; тогда мы не должны ли с ревностнейшим усердием воспринимать всеоружие Божие, и подвизаясь против греха, стоять до крови и пребывать верными Господу Богу до смерти?236

Книжица, которую я посылаю к Вам вместе с этим письмом, называется Guide spirituel.237 Тут Вы найдете два сочинения Терезы,238 вновь переведенный. Извольте прежде последнее, под названием: Elevations, переложить на русский язык, в пользу бедных между новокрещенными. Пришлите ко мне перевод, а я просмотрев, отошлю в Петербург или в Москву. Потом Вы, с тем же намерением займетесь переводом и прочих творений, составляющих книжицу посылаемую. Не отвращайтесь вдруг от предлагаемого труда, я надеюсь, что Вы найдете в нем источник приятнейших утешений, а между тем, служа ближним по душевным и телесным нуждам, будете изъявлять любовь Вашу к человекам во Христе и ради Христа – делом и истиною. Посмотрите с этой точки зрения на скуку, и разные неудобства и неловкости, которые надлежит вытерпеть, если Вы не привыкали к такой работе. И все горькое покажется Вам весьма приятным и достойным приятия.

Сестра наша в Господе Екатерина239 больна с самой осени, принуждена употреблять лекарства, а очевидно, что нынешней зимой не может приехать в Бийск. Но вот и в моих обстоятельствах случилось нечто новое, чего я совсем не ожидал. Св. Синод вопрошает, не соглашусь ли переместиться в Иркутскую епархию и там заняться обращением народа, называемого бурятским. Я отвечал, что сие вопрошание открыло во мне борьбу разных мыслей и чувствований, что я нашел в себе и желание ехать в Иркутск, а желание сойти в уединение и безмолвие, и желание продолжать службу при здешней миссии до совершенного изнеможения, и желание посвятить остатки сил приготовлению двух юношей, служащих со мной, к плодоноснейшему проповеданию Евангелия не только язычникам, но и евреям и магометанам, находящимся в недре державы Российской. Я представил и план, по которому надлежало бы нам, не слагая звания миссионерского, и даже принадлежа к составу миссии здешней и к Томской епархии, пожить в Москве, и в тамошнем университете запастись познаниями, могущими обратиться для нас в разнообразные способы делать добро и служить человекам. Я предал сии предположения воле Всевышнего и соизволению Святейшего Синода, объявляя, что если они не будут приняты, я надеюсь при помощи Божией, принять всякое определение Св. Синода, как откровение воли Всевысочайшей, что готов умирать на пути настоящей службы, когда сия готовность приемлется волей Божией и Св. Синодом, благословят ли в Москву приехать, повелят ли в Иркутск отправиться, или остаться здесь.240 Вы видите, почтеннейшая княжна, в каком критическом времени я нахожусь теперь. Пролейте молитву ко Господу, да не отвергнет меня от лица своего. Нетерпение и желание скорее получить решительное указание на один путь, нередко повергает меня искушениям, от которых страдает сама должность. Я хотел бы также, чтоб Вы молчанию предали подробности, которые Вам открыл я именно потому, что Вы будете говорить обо мне Господу и Богу сердца Вашего. Да будет он частью Вашей во век. Лучше сей части ничего избрать нельзя, и она от Вас не отымется. Приветствуйте болящую маменьку Вашу от имени моего. Сердечно желаю Ее Сиятельству укрепление получить свыше. Господь со всеми нами. А. Макарий.

45241

Благословения Божия желаю Вам, достопочтенная княжна, в продолжении начатого делания, и надеюсь, что труд Ваш будет соединен с разнообразной пользой и утешением, как для Вашей души, так и для братий Ваших о Господе! Меня радует уже и та мысль, что провидению Всевышнего было благоугодно ввести Вас в одно со мной служение, и что дело сего служения сообразно настроению Ваших мыслей и чувствований, воспитанию Вашему, уединению, и если не ошибаюсь, назначению Вашему. Итак, да будет оно благоугодно Господу, и приятно Вашему сердцу! Между тем, вспомним слово мудрого мужа, паче же (самой) Премудрости: «Чадо! аще приступаеши работати Господеви, уготови душу (твою) во искушение». Вот и я теперь в таком нахожусь искушении, что состояние мое подобно морскому волнению, и между сими волнами, воздымающимися до облаков, показываются чудовищные звери, показываются и скрываются в глубинах. Я просил Преосвященного Митрополита242 Московского известить меня, какое последует в Св. Синоде определение по отзыву моему. Я предварил их объяснением моей немощи, для которой долговременная неизвестность была бы удручающим бременем. Я ожидал ответа к Благовещенью, я надеялся, что по крайней мере, порадуют к Пасхе, но вот уже июнь проходит, а я все остаюсь в том же мраке.243 Впрочем, я не назвал бы это мраком, если бы часто внешним обстоятельствам, не соответствовала печаль, в которой все представляется мне печальным.

Благодарю вас, достопочтенная княжна, за усердную и тщательную работу. С Богом, раба Божия, вперед! Да укрепляет Вас Отец светов, духом истинно и действительно княжеским (Пс.50:14),244 и пусть сей благородный дух свободы Евангельской, пусть сия простосердечная любовь к Господу Иисусу Христу, полагает печать свою на произведения Вашего слова. Приступим теперь к другому творению Терезы, которое в сборнике вашем есть среднее. Я не хвалю Вас, но хотел бы как-нибудь ободрить и порадовать Вас, и в этом недоумении предаю Вас самому Богу и благодатному слову Его, чтобы сам Дух Святой, благий Утешитель, пребывая с Вами, исполнял Вас радостью о Господе, которая и есть сила наша (Неем.8:10).245

Да поможет Господь немоществующей матери Вашей, княгине Надежде Ивановне. Говорите ей по временам о венце, уготованном в небесном царствии любящим Господа. Скажите и от меня, хотя сия истина и не есть моя собственная, скажите, что надежда – есть добродетель религии Иисуса Христа, и что сею добродетелью она отличается от всех суеверий. Но и за самой надеждой не надобно ли приходить, как ежедневно несколько раз за водой к источнику, к самому Господу Иисусу Христу стезею молитвы, с почерпалом преданного Ему сердца? И не сам ли Он – наша надежда, так как и мир, и искупление, и оправдание перед Богом, и праведность Божия, и премудрость, и здравие всего существа человеческого, созданного по образу Божию, и жизнь, и нетление, и спасение? О сем надлежит радоваться верующим во имя Его, и сей радостью услаждать горести болезней и других неприятностей, необходимых в жизни земной, чтобы можно было с терпением пить врученную от Всевышнего чашу. Не будет ли угодно Ее Сиятельству, чтобы Вы по вечерам или в другие часы, читали для матери Вашей то на Славянском языке стоя, с легким напевом, по церковному, то на российском сидя, псалмы Давидовы? Чтение же Евангелия так необходимо, что без сомнения, княгиня употребляет сие небесное и божественное врачество. Не правда ли, что прежде согрешила душа, а потом яд греха разлился и на телесный состав? Так и исцеление благодатью Божией, которой слово Божие или Евангелие есть проводник, совершается прежде в душе, а потом и самое тленное тело сие облечется в нетление, и сделается сообразным прославленному телу Иисуса Христа, и тогда сбудется в нем слово написанное: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? В святых мощах угодников своих, проявляет Господь луч свидетельства, в подкрепление и утешение нашей веры в сию утешительную истину. Блаженной памяти бабушка Ваша, княгиня246 Варвара Александровна, жила верой в Господа Иисуса Христа, возлюбившего нас и предавшего себя за нас, чтобы мы восчувствовав Его любовь к нам, возлюбили Его, и в сей любви Божественной к Божеству обрели исцеление. Доброе веселие духа укрепляет самое тело немоществующее. Но что есть выздоровление на земле оскверненной, с обновлением нашим во время общего обновления, когда явится небо (новое) и новая земля, на которой будет жить одна правда? Простите. Покорный слуга Ваш А. Макарий.

1837 г. Июня 21 дня. 46247

1838 г. Февраля 10 г. Бийск.

Письмо Ваше, достопочтенная княжна, уже давно мною получено, и вместе с ним рукопись другого творения, переведенного Вами.

Во-первых прошу великодушно простить меня за долговременное молчание, а во-вторых, приношу чувствительнейшую благодарность за труд усерднейший и постоянный. Видите, как я тяжел. Вы, если только никакого препятствия не встретилось доселе, как я рассчитываю, уже пробежали и последнее поприще подвига Вашего, а я не успеваю благодарить Вас. Впрочем, в утешение Вам могу сказать, что и мое время не все по милости Божией, протекло в праздности.

В прошлом году весной переведена книга Иова с еврейского языка на российское наречие. И я хотел теперь же один экземпляр этой рукописи представить Вам, но к сожалению и сверх чаяния, в нем оказалось весьма много ошибок, происшедших от невнимательности писца. И это обстоятельство принуждает меня отложить посылку до того времени, когда исправлю неверный список другим, уже сомнению не подверженным. В нынешнем же году в начале настоящего месяца, Господь помог послать к Епархиальному епископу для представления Св. Синоду, новый перевод творений преподобного Иоанна Лествичника, который предпринять я был побужден тем, что прежний, доселе употребляемый в монастырях и церквах, исполнен странных несообразностей.

Берегите здоровье, искренне почитаемая мною раба и невеста Христова! Телесные силы – суть органы душевных, духовных, Божественных. И когда первые расстроены, тогда последние или снова настраивают их, или обращаются к органам другим благоустроенным, чтобы действовать посредством их. Что касается до вторых и третьих, тогда они или совсем не действуют, или действуют, достойным жалости, образом. Берегите здоровье, чтобы прославлять Бога и душой и телом, чтобы служить и делать как можно больше добра человекам, и чтобы наслаждаться видениями славы Божией, открывающейся созерцанию и радостному удивлению в делах натуры. Я пишу это потому, что Вы в последнем письме о своих немощах говорите, и потому, что чем более сам приближаюсь к старости, тем чувствительнее скорблю о беспорядках в прошедшем, которое само собою невозвратимо, но вечностью блаженства, истины, чистоты, правды, нетления, приобретенною для нас Иисусом Христом, вознаграждается, восстановляется и воскресает. В этом одном наше успокоение. Не торопитесь же, не изнуряйте себя в занятии, которое я предложил Вам для того, чтобы и Вы находили в нем духовную пищу и утешение, и укрепляясь в духе, подкрепляли бы им и телесную жизнь. И чтобы также служением Вашим, если Господу будет благоугодно, и ближние наши воспользовались, усвоивши добрые и полезные чувствования, мысли и правила, составляющие содержание книги, которую Вы переводите. Нелицемерно уверяю Вас, что в переводе Вашем представляются мне такие достоинства, при которых встречающиеся несогласия с обыкновенными правилами русской грамматики, делаются незначительными, легко исправимыми, или являются правильными, так сказать, неправильностями. Когда Вы будете посылать ко мне третью рукопись, то рассудите ли возвратить на время французский подлинник, чтобы я мог производить поверку? Вы можете также писать письма ко мне и на французском языке, когда это будет угодно Вам, не надобно бросать такие способности, которыми провидение Божие одарило Вас, и которыми Вы, в свою очередь, можете иметь случай послужить провидению Божию. Хотелось бы даже, чтобы Вы прилежнее занимались благородной музыкой − возвышающее душу искусство! Живо ли Ваше фортепиано? Многие и другие вопросы готовы для Вас в душе моей, но отлагаю их до другого времени. Усердно желаю Вам, и достопочтенной матери Вашей, княгине Надежде Ивановне, благословений Божиих. Пробуду всегда преданным Вам слугой А. Макарий.

47248

Что Вы ни посылали ко мне, достопочтеннейшая княжна Елена Петровна, все получено мной. Но дела по службе и особенные обстоятельства, в каких я нахожусь теперь, не давали мне времени исполнить долг мой в отношении к Вам. Впрочем, я надеюсь, что и без дальних объяснений моих, Вы не будете почитать молчания моего знаком слабой памяти, слабой признательности. Предметы, о которых я хотел бы рассказать Вам в этом письме, толпятся перед мысленным взором, но чувство души обращается к болезненному состоянию Вашему, и побуждает об этом говорить прежде всего. А что скажу кроме того только, что мне прискорбно, хотя знаю, что жизнь земная, со всеми ее радостями и скорбями, ничего не стоит, в сравнении с вечностью блаженства, принадлежащая верующим в единородного Сына Божия Иисуса Христа, и на Него возлагающим все свое упование. Хотя знаю, что Вы веруете в Него, и что вера Ваша не мертвая и бездейственная, но любовью к Нему и к человекам оживлена и плодоносна. Итак, я имею основанную на свидетельствах, и верных обетованиях Божиих, надежду, что Вам уготовано место упокоения в небесном царствии, уготовано Тем, Кого любит Ваша душа, и Кто сказал: «в дому Отца Моего обителей много, Я иду приготовить место вам». Но мы не были первоначально предназначены умирать, смерть со грехом вошла в человеческий род. И если бы первые люди не согрешили, то восхождение человечества в высшую жизнь совершалось бы безболезненным образом. Вот почему память смерти горька, во всяком случае, и нет обычая между самими христианами поздравлять болящих с болезнью. Отсюда, без сомнения, происходили и святейшие слезы Иисусовы о друге Лазаре, хотя я думаю, что сей родник открыт состраданием и сочувствием сердца Иисусова с сердцами сестер Лазаревых, и всех друзей, принимавших в печали их искреннее участие. Ибо сказано, что Иисус, когда увидел Марию плачущую, и пришедших с ней иудеев плачущих, Сам огорчился духом, и возмутился, еще немного, и прослезился, ибо сердце Иисусово было в союзе и сочувствии с человечеством, искупляемым и спасаемым. А как Ап. Павел говорит, что и в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, то сей же Апостол в другом месте сказал: «Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими». Но не правда ли, почитаемая мною княжна, что душа, богатая любовью Божией, оплакивает и неплачущих? Грех разобщает сердце человеческое с человечеством, и хотя бы это сердце хотело плакать о бедности человечества, однако не может этого делать, и бывает само достойно слез милосердой молитвы другого сердца, связуемого союзом любви с сердцем Иисуса Христа, и в Нем со всем человечеством. Поминайте меня в св. молитвах Ваших в благоприятное время.249 Состояние моей души весьма печально.

Наконец, представляю Вам книгу Иова, переведенную мной с еврейского языка на российский. Вы, без сомнения, не найдете здесь той свободы, которая в Вашем переводе соединяется с точностью и верностью, но во-первых, я переводил каноническую книгу Свящ. Писания, во-вторых, чего нет, как говорит Екклесиаст, того нельзя и числить.

На этих днях я намерен, если Господь благословит, отправиться в Санкт-Петербург. Приняты меры для поддержания миссии, в которой на месте моем остается весьма благонадежный подвижник иеромонах Анастасий.250 Впрочем, и я, хотя выпросил позволение приехать в северную столицу, однако не просил увольнения от службы миссионерской, но буду числиться в здешней епархии и в составе здешней миссии. Главная причина, побудившая меня предпринять это путешествие, заключается в требованиях самой службы, другая – в моем болезненном состоянии. За всем тем я не могу быть весел, разлучаясь с новокрещеными и сотрудниками.

Но позвольте обратиться к Вашему нездоровью, и предложить Вам советы, которых, впрочем, не принимайте, не поверивши их основательнейшим суждением лекаря. Я имею недавно вышедшую медицинскую книжку на немецком языке, в которой простая вода предлагается, как врачество от премногих болезней. Посему, не рассудите ли пить в каждое утро по стакану воды чистой и свежей? Вместо кваса не лучше ли, по-моему, употреблять сухарную воду? Не имеете ли, между тем, какой-нибудь сокровенной печали? Объявите ее тому, кого с уверенностью можете называть другом Вашим во Христе Иисусе, и я надеюсь, что получите облегчение.

Если бы в ответ на это письмо, Вы поспешили послать ко мне в Санкт-Петербург Ваши, всегда утешительные для души моей, строки, то встретиться с Вашими мыслями в них, как отрадно было бы для странника всех огорчений и неприятностей дальнего, и притом зимнего путешествия! Вот и адрес: Его Высокоблагородию Александру Петровичу Г. Святославскому251 на Троицком подворье, в доме митрополита Московского, для передачи миссионеру Архимандриту Макарию.

Ее Сиятельству Надежде Ивановне, достопочтеннейшей родительнице Вашей, покорнейше прошу засвидетельствовать мое усерднейшее желание, да укрепит Господь немоществующие силы Ее Сиятельства, и да будет с Вами во все дни, благословляя страдания и утешения Ваши, чтобы и в Вас открывалась истина сего слова Апостольского: любящим Бога все споспешествует во благое. Преданный Вам А. Макарий

1839 г. Января 20 дня.

Бийск.

48252

Слава Богу, что Вы благополучно прошли искушение, и ныне, как мне кажется, в спокойнейшем устроении укрепляетесь словом Божиим и молитвой, чтобы и всякие другие испытания принимать мужественно, добрым подвигом подвизаться, пробегать страшное поприще, взирая на Иисуса, Начальника и Совершителя веры, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление и воссел одесную престола Божия, и в верности союзу вашему с небесным Женихом и Богом сердца вашего до конца пребывши, получить от Него венец блаженства и славы, приготовленный тем, кто любят Его, сражаются под Его предводительством и побеждают с Ним. Ибо без Него мы ничего не можем делать, как Он и сам глаголет, предохраняя нас от гибельной самонадеянности. А где самонадеянность, там и гордость, гордым же противится Бог, и душа только тогда может иметь общение с Ним, и получать благодать Его, когда она в смирении, т. е. в истине, потому что надеющаяся на себя гордость твари, есть неправда и ложь. А когда тварь знает и чувствует, что она сама по себе есть ничто, а Бог дает ей жизнь, дыхание и все, и держится Бога во внутреннейшем своем, как былинка земли родной, корнем своим, чтобы жить Его жизнью, вымогать и расти Его силою, и плод приносить Его благословением, тогда она в порядке и истине. Утверждаться, таким образом, в истинах, помогают Вам разные неприятности, которых вы, без сомнения, не лишены, и которые постоянно содержат Вас в состоянии брани, хотя большого сражения не составляют. А впрочем, можно и на сих ошибках потерять жизнь, или в плен попасть, посему в сердце нашем всегда должно быть слышно сие воззвание Иисуса Христа: бдите и молитесь, чтоб не впасть вам в искушение. Я хотел бы в молчании внимать возвещаемым твоей душой истинам, и словам истины, и когда будет литься из глубины Богу преданной души твоей слово благое и чистое, в тоже время пусть оно и в недро сердца твоего входит, и питает вечную жизнь в тебе, по вере твоей в Самосущее Слово Божие, явившееся человекам в человеческой плоти.

* * *

197

В изданиях 1851 и 1860 г. это письмо поставлено на 5-м месте. Ставим его на первом, так как оно написано ранее помещенного под №1. И во всяком случае, это первое письмо, которого дату можно определить. Преосв. Иов скончался 28 марта 1823 г., и 4 мая (канун прав. Иова) 1823 г., как день близкий к окончанию сорокадневного периода хождения души по мытарствам, и было днем написания данного письма.

198

В изданиях 1851 и 1860 г.г. № 2.

199

В прежних изданиях № 3.

200

Ср. выше стр. 16.

201

В прежних изданиях № 4.

202

Не имеется ли тут в виду костромской иеромонах Израиль, перешедший потом в миссионеры Иркутской eпapxии, и увлекший своим примером в Сибирь о. Maкapия?

203

«Снять (соскоблить) бесчестье»!

204

В прежних изданиях № 6.

205

В изданиях 1851 г. и 1860 г. напеч. под № 1. Это последнее по времени костромское письмо архим. Maкapия к кн. Е. П. Трубецкой.

206

В прежних изданиях – № 8. Так как следующее письмо написано 10 окт. 1836 г, то и это нужно отнести к тому же году. Им архим. Макаpий, по свидетельству Е. Ф. Непряхиной, вновь начал переписку с княжной Трубецкой, после многолетнего перерыва.

207

Настоящее письмо перепечатывается из Томских епарх. ведомостей, 1893 г., № 7. В прежних изданиях оно было помещено под № 9.

208

Княгиня Варвара Александровна Трубецкая (см. ниже письмо к ней Макария, № 49).

209

А не «княжна», как в Томских епарх. ведомостях.

210

В письмах – «врожденную».

211

А не «жизни и радости», как в Томских епарх. ведомостях.

212

В «Письмах» 1851 г. вместо «княжна» – tres venerable, «очень уважаемая».

213

«Глинских бpaтий» – («Письма»).

214

Иван Павлович Савельев, костромич (стр. 2, прим. 1).

215

Взятых в скобки слов нет в Том. еп. ведомостях.

216

Взятых в скобки слов нет в Том. еп. ведомостях.

217

В изданиях 1851 и 1860 гг письмо кончается на этом месте.

218

Поповым и Волковыми – см. стр 40.

219

Петра Лисицкого.

220

Преосв. Агапита.

221

Казначея и ризничего Томского apхиepeйского дома Анастасия (см. ниже письма к нему).

222

Мих. Нигрицкого и Ст. Ландышева.

223

Петра Торбаева, ссыльного, из дьячков Владимирской епархии, служившего в миссии до 1840 г.

224

И. П. Савельев (см выше, стр. 2, прим. 1).

225

Николо-Бабаевский монастырь Костромской губ. на берегу Волги.

226

А не «немецкий», как в Том. еп. ведомостях.

227

Григорий Тимофеевич.

228

См. ниже письма к ней.

229

В Майме и Улале.

230

Новокрещеными.

231

Непряхина.

232

Проект привлечения женщин в миссионерской деятельности, архим. Макарий подробно разработал в «Мыслях о способах к успешнейшему распространению христианской веры» (М. 1894 г.). По отношению к Улале проект о. Макария осуществился лишь в 1863 г.

233

Т.е. архим. Макарию.

234

Из Томских епарх. вед., 1893 г., № 11. В прежних изданиях оно занимает 10 место в ряду писем к кн. Е. П. Трубецкой.

235

Имя опущено в Том. еп. ведомостях. Арндт – автор «Книг об истинном христианстве» (1605), переведенных почти на все европейские языки и выдержавших множество издания. Мистик по направлению, он говорил главным образом, о непосредственном соединении души с Богом, и требовал христианства, исходящего из сердца, а не из догматических формул.

236

Этим заканчивается письмо в изданиях 1851 и 1860 г.г.

237

«Духовный путеводитель».

238

По-видимому, св. Терезы, Испанской писательницы и поэтессы (1515−1582). Сочинения ее переведены на многие европейские языки.

239

Непряхина.

240

Ср. стр. 55−56 (из письма к Гр. Т. Мизко).

241

Из Томских епарх. вед., 1893 г., № 13. В прежних изданиях оно занимает 11 место.

242

В Том. еп. вед. – «Митрофана».

243

Речь идет о перемещении архим. Макария в Иркутскую епархию, и о предположениях его, вызванных предложением Св. Синода (см. предыдущее письмо).

244

Т. е. по счету еврейской Библии.

245

В Том. еп. вед. вместо этой определенной ссылки поставлено: «как негде сказал пророк Исаия».

246

В Том. еп. вед. – «Княжна».

247

Из Том. еп. вед., 1893 г., № 5. В прежних изданиях № 12; начинается там с «Берегите здоровье», и кончается словами: «которую вы переводите».

248

Из Том. еп. вед., 1893 г., № 14. В прежних изданиях № 13.

249

Этими словами кончается текст письма в изданиях 1851 и 1860 г.г.

250

См. о нем стр. 100, прим 2.

251

См. о нем стр. 100, прим 2

252

По изданиям 1851 и 1860 г.г. – №14


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle