Источник

К княгине Варваре Александровне Трубецкой

Кн. В. А. Трубецкая приходилась бабушкой княжне Елене, и подобно ей, отличалась высокорелигиозным настроением. Обе они были «невесты Христовы», по выражению архим. Макария. Помещаемое ниже письмо о. Макария перепечатывается из Томских епарх. ведомостей, 1893 г., № 10. В изданиях писем 1851 и 1860 г.г. оно было помещено на 7 месте, в ряду писем к княжне Елене Петровне.

49

Достопочтенная княгиня253 Варвара Александровна, незабвенная благотворительница моя

В настоящий день Ангела Вашего, так Вы помянулись в душе моей, что узы молчания моего, наконец, разрешаются. Мысль моя переносится в прошедшее, и видит Вас в зимней церкви Богоявленского монастыря,254 при совершении литургии Божественной. Вы на себя не похожи княгиня:255 Где та согбенная старость? Где дряхлость ланит? Где морщины, рукой времени, и как бразды плугом креста на челе проведенные? Где немощь всех членов, в жезле ищущая подпоры? Вы распустились, как белая лилия, Вы в обновленной юности. Вы так прекрасны, Вы так убрались, что я угадывал тайну Вашего сердца. Не правда ли? Вы желаете, чтобы Единородный Сын Царя небесного возжелал доброты Вашей? Веруйте же и радуйтесь, Его сердце уязвлено вечной к Вам любовью.

Будьте готовы к браку. Да будут чресла помышлений Ваших препоясаны истиной, и светильник любви ко Христу, да пылает в сердце Вашем неугасимо, питаясь елеем любви к меньшим братьям Его. Все возвещает256 о скором Его пришествии. Работайте, Господние, со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Когда крушение кораблю угрожает, тогда, как я слыхал, ввергают в море всякие тяжести, самые драгоценности, и всякий старается крепко схватиться за надежное древо. Емлитесь и Вы за живоносное древо Креста Господня, оно принесет душу Вашу в радостное пристанище рая. Еще же и плоть Ваша вселится на упование, взята, но не удержана будет во чреве китове. Отрешайся, душа, искупленная ценою крови, отрешайся от мира земного. Проходи испытания последние, укрепляясь силой Божией, и не смущаясь от преткновений немощи собственной, возводи со умилением око твое на Господа в сих преткновениях, и уповай на Него. Когда врагу остается немного времени, тогда ярость его ужаснее неистовствует.

Но я не знаю, еще ли Вы в сей юдоли слезной? Известите меня, княгиня, с нами ли Вы? Вот от княжны получил я недавно записку через Анисию странствующую, но та записка давняя. Мне известно, сколь тяжелою скорбью посетил Вас неведомый, но премудрый и милосердый в судьбах своих Промысл Всевышнего. Незадолго перед сими горестными приключениями, я имел случай видеться с Анной Петровной в Курске, и для меня теперь утешительно то, что она просила за нее помолиться. Что делать? Буди воля Господня. Все объяснится, все в путях Божиих оправдается, когда Христос придет судить живых и мертвых. Перестанем ронять слезы на землю, пусть лучше они восходят к Богу. Если же еще и естество своего требует, то по крайней мере, будем сливать наши слезы с благословенными слезами Иисуса Христа, плакавшего над Лазарем. О, да снидет сия спасительная слеза Иисусова, росою благодатного утешения в сердца Ваши! Да освятит она, да управит в путь воли Божией, да обратит Ваши слезы на омовение и убеление душ Ваших, сотворенных для блаженного соединения с Богом на бесконечную вечность, в настоящем же веке искушаемых и очищаемых от всякой скверны, от пристрастия ко всему, что не есть Бог, от всего, что не может входить в царствие Божие!

Перед великим постом нынешнего года ехал я в Киев, и на пути в одну ночь видел во сне, (может статься, это и от врага было) вечно такое, что ясно указывало на удары, которые вы претерпели. Но я тогда был подобен испуганному, и преследуемому псами, оленю, который бегает в разные стороны. Вы, без сомнения, и от других многих слышали то же, что мог бы я написать в утешение Вам. Между тем, не переставал и я воспоминать о Вас, и усердно желать Вам милости Божией. Но писать было не время, и во всех других отношениях моих было тогда довольно странного, и для меня самого не довольно понятного. За всем тем, я, слава Богу, благополучен был, и теперь благополучен. Верю, что вы все за меня, недостойного, молитесь, по милосердию мною незаслуженному, и в сей уверенности нахожу утешение приятнейшее.

Возверзим печаль нашу на Господа, почтеннейшая княгиня257 Надежда Ивановна. Но могу ли словами помочь Вам? Умолкаю, я силу Божию призываю на Вас.

Невеста Христова, княжна Елена Петровна! Сердечно благодарю Вас за два письма, из которых одно получено мной в Киевской лавре, а другое – в Глинской пустыни. Я, слава Богу, благополучен. Друг Ваш, Александра Ивановна, ожидает Вас в Царствии небесном. Лучший же Друг и Спаситель человечества, неотступно с Вами находится. Да спасет Он Вас благодатью Своей, и да поможет претерпеть до конца в чистой любви к Нему, вере и верности.258

Почтеннейшей Евдокии Павловне желаю благословения Божия. Да воздаст ей Господь великой своей милостью за ее ко мне усердие. Незабвенному Юрию Никитичу и другу его, достопочтеннейшей Екатерине Степановне, приношу благодарность за их любовь ко мне великодушную. Вспоминаю о Всеволоде Никандровиче, об Иване Павловиче, о благороднейшей душе Степана Мироновича. Да сохранить Матерь Божия все семейство его под святым и могущественным покровом своим. Воину Христову Андрею Ивановичу посылаю целование дружеское и желаю, да сотворят с ним Господь милость и истину.

Простите, простите. Господь со всеми вами.

Архимандрит Макарий.

Дата письма не выставлена ни в изданиях 1851 и 1860 гг., ни в Томск. епарх. ведомостях. Напечатанные в разрядку слова, дают основание думать, что письмо написано 4 дек. 1825 г., след в Киеве. Но упоминание о посещении Курска и о Глинской пустыни заставляет относить письмо к 1826 г., и это противоречие в показаниях, при отсутствии самого письма, примирить нелегко. Во всяком случае, время написания письма безошибочно определяется периодом 4 дек. 1825 г. – 4 дек. 1826 г.

* * *

253

В Томс. епарх. вед. – «Княжна».

254

В Костроме архим. Макарий был настоятелем этого монастыря.

255

В Том. еп. вед. – «Княжна».

256

В Том. еп. вед. – «Вы возвещаете».

257

В Том. еп. вед. – «Княжна». Надежда Ивановна, мать Ел. Петр. Трубецкой.

258

Этими словами оканчивается текст письма в изданиях 1851 и 1860 гг.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle