Источник

К о. Илиодору

Иеромонах Илиодор Чистяков, о своих дружеских отношениях с которым, писал архим. Макарий свящ. И. Герболинскому (письмо № 26 ), был инспектором Костромской семинарии с 1 8 сент. 1820 по 5 сент. 1822 г. Потом был инспектором Московской семинарии, а с 22 авг. 1823 г. – ректором Рязанской семинарии (с 4 мая 1824 г. в сане игумена Рязанского Богословского, а с 22 июля следующего года – Свято-Троицкого монастыря); с 1827 г. – ректором Новгородской семинарии, с 1832 г. епископом, а с 1844 г. архиепископом Курским. Уволенный в 1860 г. на покой, скончался в 1861 г. Печатаемые ниже три письма к нему архим. Макария, заимствуются из Душепол. чтения, 1891 г., ч. I, стр. 129−132. 33191

Любезнейший и почтеннейший брат о Господе и друг незабвенный наш отец Илиодор!

Радуюсь, и все вас знающие и любящие здесь радуются изменению десницы Вышнего, вас покрывающей и несущей к назначению вашему. Да укрепит и осенит вас обильнейшая сила Господня к достойному прохождению служения вашего, да пребывая в Господе Иисусе Христе много плодов сотворите во славу имени Его и в радость многих. Меня грешного Господь посещает от времени до времени прискорбными случаями, о которых при удобнейшем случае извещу вас, надеюсь. Только вот чему не могу надивиться. Когда нет горя, то я уныл и думаю все, что не на своем нахожусь месте, а ударять в набат, откуда спокойствие родится! И расстаться с Костромой не хочется. Пишу сие к вашему сердцу, и вы там ради Христа содержите сие за тайну. Нет ли у вас на счет мой какого сомнения? По милости Божией я еще простее, нежели прежде. Желаю жить и умереть в недрах матери нашей общей, Восточной православной Церкви.192 Не лиши меня общения с духом твоим в молитвах братских, а я о тебе вспоминаю в немощи моей. Посылаю вам в гостинец речи надгробные. Благодарение Господу! Жизнью и кончиной Сперанского, он утешил нас. За Силина Иоанна и тот Иоанн, помолитесь за них. С Афанасием Ивановичем живем, славу Богу, в простоте и любви взаимной.193 Сошлись хворые и вялые, падаем один за другим, и друг друга тащим за уши из грязи. Только он очень строг ко мне, попеняйте ему. Объемлю вас, любезный друг, в душе моей, есмь и да буду навсегда с искренним почтением и любовью к вам братской, Архимандрит Макарий.

34194

Любезнейший мой брат и друг о Господе почтеннейший отец Илиодор!

Промыслу Божию угодно, чтоб я оставил путь общественного служения, и вступил на стезю спокойнейшую. Начальство уже уволило меня от училищной службы, надеюсь, что на сих днях развязан буду и со стороны монастыря. Намерение мое жить в Киевской Лавре без всякого начальствования, в покое. Теперь мне должно собираться в дорогу, и прежде всего, рассчитаться с монастырем и семинарией, для чего потребно немалое количество денег, которых нет у меня. Любезнейший мой! Я не стыжусь открыть затруднительное положение мое, и все внушает мне ободрительную надежду, что любовь твоя поспешит на помощь ко мне. Если в возможной скорости доставите мне 150 рублей, то обстоятельства мои получат вид благоприятнейший. Твердое имею желание ежегодно понемногу выплачивать сей долг, а если умру в долгу, то деньги твои перейдут в небесный банк, откуда получите вознаграждение золотой монетой, мерою доброю, утрясенною (Лк.6:38). Не соблазняйся примером моим, любезнейший! Воин Христов! Стой на страже Господней бодрственно. Путь мой, весьма отличен от твоего. При удобнейшем досуге объяснюсь перед тобой подробнее. Предаю себя святой молитве твоей. Сотвори обо мне, всенижайше прошу, пролей молитву ко Господу, да помилует и спасет грешного и немощного друга твоего, Архимандрита Макария.

35195

Любезнейший брат и друг о Господе! Почтеннейший Отец ректор Илиодор!

Христос посреди нас.

Деньги, 150 рублей ассигнациями, я получил от вас. Нужно ли уверять вас в искренней и живой благодарности, с какой принято сие свидетельство нелестной вашей любви ко мне? Да излиется в сердце ваше любовь Божия Духом Святым (Рим.5:5) с большим обилием в сем подвиге, к которому нужда моя доставила вам случай, и который, если не ошибаюсь, не совсем еще кончен. Ибо точно, как пишете, я знаю, какую нужду вы сами имеете в деньгах. Бог не оставит вас, любезный брат, в сей нужде без пособия благовременного. А мы, между тем, будем носить тяготы друг друга с неутомимой ревностью, и тако исполним закон Христов (Гал. 6:2). Ибо любовь –есть исполнение закона (Рим.13:10) и союз совершенства (Кол.3:14). Без сей связи все строение наше рассыплется, и будет разрушение велие (Мф.7:27). Я не учу вас, почтеннейший, а хочу только по слову Апостольскому, возбудить в вас здравый смысл (2Пет.3:1), который и у меня засыпает, и позволяет ворам прокрадываться в душу и похищать ее пожитки. Христос обнищал ради нас, дабы и мы нищетой Его обогатились (2Кор.8:9). Кто обнищал хотя на время ради брата и друга, тот может обогатиться нищетой Христовой, если приобретет чистую совесть, в которой носится и сохраняется сие таинство веры (1Тим.3:9). Но вот наша беда. Воры в дом душевный входят, похищают надежду на Бога, любовь к Богу и ближнему, любовь к отечеству горнему, наконец, мир Божий, и тем не ограничиваясь, наругаются душе и делают в ней разные пакости. Тогда приметишь в себе надежду на тленное лоскутье, самолюбивую заботливость, желающую обеспечить себя на будущее время, которое во власти Божией, любовь к земле и смятения. Да воссияет, любезный брат, истина в уме и сердце вашем, и да исчезнуть все тени сомнения, неблагоприятные для любви, которая живет в свете. Вы имеете правильный взгляд на случившийся со мной переворот. Но великому милосердию Божию, вам известна история моего бедного сердца, и знаете предыдущее, и потому можете судить о последующем. Тут нет никакой тайной процессии. Дайте мне время, когда Бог приведет меня в Киев, откуда буду писать обо всем с подробностью, а теперь в утешение вашей любви, скажу только, что я сдаю семинарию и монастырь. Первую – Амфилохию,196 а последний – братии. Не беспокойтесь, любезнейший, а Господу Богу молитесь за меня окаянного. До сей минуты наслаждался я спокойствием под кровом Его святой десницы. Предадим сами себя и друг друга милосердой воле Отца небесного. Желая вам, любезнейший и почтеннейший брат, помощи Божией во всех делах ваших, остаюсь навсегда преданный вам Макарий.

* * *

191

Кострома. Приблизительная дата – 1823 г., август-сентябрь. Связано оно, думают, с назначением о. Илиодора на должность ректора Рязанской семинарии.

192

Предполагают, что эти слова – отголосок слухов и подозрений, относительно чистоты православных убеждений архим. Макария, которым он подвергся еще в Екатеринославе и которые, вероятно, повторились в Костроме (П. В. Птохов. Архимандрит Макарий, 30−31).

193

«Афанасий Иванович Скворцов, из магистров I курса Петерб. дух. академии, был в то время профессором философии в Костромской семинарии» Примеч. Д. Ф. Голубинского.

194

Кострома. Приблизительная дата – 1824 г., август-ноябрь. Ср. письмо № 4.

195

Кострома. Конец 1824 г.

196

«О. Амфилохий, из кандидатов I курса Московской дух. академии, был инспектором Костромской семинарии после отца Илиодора». Примеч. Д. Ф. Голубинского.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle