Источник

К Семену Григорьевичу Чернову

С. Г. Чернов, ученик архим. Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании курса приглашен был к Д. Т. Мизко в домашние учителя. Узнав о том, архим. Макарий в особом письме к нему, выразил свои чувства и свои пожелания, вызванный расположением к семейству Мизко. В издании 1860 г. (I, 230−239) имена членов этой семьи и самого Чернова, или опущены, или скрыты под инициалами. Восстанавливаются они по копии с оригинала, засвидетельствованной С. Г. Черновым, и хранящейся в библиотеке Казанской дух. семинарии.

24

Слышу, что ты по милости Божьей, благополучно кончил период училищного образования, и Божьим, так же о недостойных нас, благоволением введен в действительную службу, для которой всеблагий Промысл Его дал тебе жизнь, таланты и воспитание. Сей слух, коснувшийся струн моей души звуком однообразным, какие по временам воспоминание о тебе производило, новые тоны дал, которых эхо в чтении сем да услышится сердцем твоим, или чтоб пожелать тебе дарования высшего, да откроет в тебе Господь духовное слышание слова Его, которое есть дух и жизнь, сей доброгласной гармонии и чудотворной, которая отверстые для нее ушеса сердца пленяют, и они закрываются для слышания нестройных сопелей лежащего во зле мира сего. Очи начинают смеживаться, отвращаясь от суеты, в то время скучной и тягостной, глава Богословесная склоняется на перси Иисуса Христа, все помышления и чувствия совокупившись, покоятся в мире Божьем превосходящем всякое разумение, и сердце, прилепившееся к сердцу Иисуса Христа, внимает заветному слову любви и истины: «Я есмь истинная виноградная Лоза, и Отец Мой виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, он отсекает, и всякую приносящую плод очищает, чтобы более принесла плода. Будьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, ежели не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот много приносит плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и горят. Тем прославится Отец Мой, если вы много принесете плода, и тогда вы будете Моими учениками».

Сими словами Спасителя благословляю тебя, любезный брат, на делание в вертограде Христовом по давнему моему знакомству с тобою, и по любви к дому, в котором живешь и служишь, быв извещен почтеннейшим Григорием Тимофеевичем, что ты вошел в сожительство с ним, и принял на себя попечение о руководстве благонадежнейшего отрока в первоначальных стезях воспитания христианского. Сие известие принесло душе моей радость и утешение. Радуюсь и за тебя, что великую к тебе милость Божию вижу в том, что ты находишься в сем благороднейшем семействе, в котором можешь, если желаешь, получать ежедневно полезнейшие уроки опыта, для тебя еще снисходительного, можешь восполнять недостатки в сведениях твоих, и новыми обогащаться познаниями, жевать корень наук, не ощущая в нем горести, с чашкой чая в руках, в простосердечной беседе вечерней, в свободной любви к просвещению, без боязни и принуждения школы, можешь учиться обращению благоприличному в кругу людей благовоспитанных, по образцам домашним отличать и отметать сии обороты и увертки смешные, которыми щеголяет рассеянность, учиться искусству, во время разлива разговоров свободных держаться на ногах твердо в благоразумной истине и скромности, искусству нечувствительным для чуткого, в роде своем вкуса мирского (образом), приятное, и по малой мере безвредное, сближать с полезным и назидательным, узнавать благовременно тайные способы очарования, в котором диавол содержит умы любящих мир сей, дабы тебе с лучшим успехом, когда Бог повелит, разрушить сии дела и козни его. Искусству быть одному с Богом, во многолюдстве пестром беседовать в тайне сердца своего со Иисусом Христом, спослушествующей совести чистой, мирной и радостной, среди молвы внешних людей, учиться великой науке самопознания, видеть нечистоту свою в нечистоте и чистоте других, предавать себя самого и всякого человека милосердию Иисуса Христа.

Радуюсь и за любезнейшего моего Николая Димитриевича, в том уповании, что ты вверишь ему таланты, вверенные тебе Господом Богом твоим, не заразить души его пагубными прихотями и мнениями, но при помощи Божией будешь напоевать сию нежную отрасль, живой водой из источников Израилевых. Страху Господню будешь учить его, укоренять в чувствиях его сердца память о всеведении вездесущего Бога, и благодарность за его милости и щедроты, великолепно на нас изливаемая в творении, в промысле и в искуплении, представлять совести его грозные виды праведного гнева небесного во времени и вечности, и восхитительные образы для добродетели, уготованного на небесах блаженства, и ныне уже в мире и радости, и Духе Святом предвкушаемого, благодатью Божиею возбуждать и питать в нем любовь к Спасителю нашему, наполнять его воображение святыми чертами нравов, деяний, страданий и славы Иисуса Христа, из любви ко Христу производить в нем любовь и сострадание к человекам различным, и к тем в особенности, которые вводят нас или в осудительный смех, или в огорчение злобное, в любовь ко Христу возводить в нем естественную любовь к родителю и сродникам, и природное к сохранению и улучшению собственного бытия побуждение, сию любовь ко Христу украшать, принадлежащими величию души человеческой, знаниями, упражнять в совместных с детскими силами трудах и подвигах, укреплять и возвращать в терпении, вооружать против соблазнов и искушений Словом Божьим, и всемогущим именем Иисуса Христа утверждать приверженность к Церкви, к сему столпу и утверждению истины.

Радуюсь и за родителя его, моего благодетеля Димитрия Тимофеевича, ожидая сладчайшего утешения для отеческого сердца его в плодах трудов твоих. Радуюсь и за возлюбленного о Господе, и Господом дарованного попечителя окаянной души моей Григория Тимофеевича, зная, сколь драгоценно и вожделенно для сердца его сокровище, которое Господь положил в душе ученика твоего, и которого должно доискиваться всякими мерами воспитания, истинному благородству свойственного. Но помянув, как я сказал моего попечителя, паки обращаюсь к тебе в мыслях моих, паки радуюсь, что благодеющая тебе воля Господня сближает душу твою с сею душею благороднейшей, ибо в сближении оном надежде моей представляется зрелище, на которое силы небесныя взирают с вниманием, исполненным горних и человеколюбивейших желаний и чаяний. Брат мой! Свидетель ми есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Я познал опытом, какую важность имеют во временном нашем приготовлении к двоякой вечности, знакомства и дружества. Есть электризация душ, так как и тел, читал я негде. Если уже и беседы злые растлевают нравы благие по слову Апостола, то что сказать о дружестве, о сем таинственном союзе, который души и сердца человеческие совокупляет в единую душу и в единое сердце? Правда, истинное дружество, достойное сего имени, может быть только у добродетельных. Но и порок старается подражать добродетели. И хотя он, доколе остается пороком, не может обладать подлинными, ей принадлежащими благами, однако силится, по крайней мере, уловлять тень существенности, обольщаться и обольщать призраком истины. Между тем, свет и тьма, истина и ложь, благо и зло непрерывно продолжают борьбу между собой. И та, и другая сила, желает распространить свое владычество в душах человеческих, и как приверженность к чадам света рождает в нас любовь к свету, и таким образом вводит и нас в общение с ними во свете оном, в нем же несть тьмы ни единыя, подобно тому связи с чадами тьмы мало по малу и сынов света в дела темные вводят, омрачают их ум и сердце так, что и они начинают любить более тьму, нежели свет, и не приходят к свету, да не обличатся злые деяния их. Судя по прежним моим замечаниям о нравах твоих, не думаю, чтобы ты прямо ввергся в пучину знакомств во мнении самого мира бесчестных, но ты так молод, а диавол так стар и опытен в деле своем, что самые благовиднейшие связи могут ему служить сетями для уловления твоей неопытности. Он ловит рыбу обыкновенно в мутной воде, но возмущать в нас воду умеет тысячи средств, непредвидимых нами, и так притом, что мутность сия весьма часто поднимается с грязного дна души, неприметным для нее образом, и она сию мутность поглощать начинает, не примечая ее. Наконец, сия мутность делается ее стихией, и тогда входит в нее диавол, емлет неосторожную рыбку, и бросает ее в езеро огненное. Более обыкновенный способ, сим рыболовом употребляемый, представляют ему взаимные, между людьми, соотношения. Змию потребно было одну Еву прельстить, Адама же прельстила Ева. Змию потребно было в душу жены, еще невинную и праведную, ввести нечестивое слово свое, жена предала мужу своему оное слово, и сею грязью возмутила источник чистого и светлого сердца его. После сего легко можешь понять, почему называю близость к Григорию Тимофеевичу благодеянием для тебя Божьим. Если ты сей близостью воспользуешься сообразно хотению Божию, если ты, отказавшись от удовольствий обманчивых, какими могут прельщать тебя суетные знакомства, не рассеянным и единичным вниманием ума, и чем менее развлекаемым, тем вернее и скорее достигающим единой цели желанием сердца, устремишься к исполнению обязанностей служения Иисусу Христу и чадам Его, отдохновения же и облегчения и утешения после трудов будешь искать в сообществе с Григорием Тимофеевичем, и открывая ему простосердечно внешние и внутренние нужды, искушения и затруднения, принимать от него благоразумные и спасительные советы, и наставления со страхом Божиим, веруя, что слово слышимое тобой, не есть его, но живущего в нем Иисуса Христа, если, поправ лукавый стыд самолюбия и тайной гордости, будешь открывать пред ним зловоннейшие раны души твоей и ругательные против него самого помыслы, которые не замедлить внушить тебе человекоубийца – диавол, паче всего ненавидящий Боголюбивое и смиренное общение душ во Христе Иисусе, если ты внидешь в сие общение, дверью самого Иисуса Христа, с рабом его, то обрящешь и вкусишь такие радости и наслаждения, которые произведут в тебе отвращение к успехам чувственным. Сие общение будет предохранять тебя от заразы греха, свирепствующего в связях и соблазнах мирских, сие общение возвысит и освятит силы души твоей, и направит их к источнику света и жизни, сие общение воспламенит сердце твое любовно ко всему благородному и Божественному, сие общение ознакомить тебя с тайнами Царствия Божия, с путями, опасностями, потребностями и благами жизни духовной, и поможет тебе в достижении опытного познания единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа. Выше сего и драгоценнее нет ничего ни на земле, ни на небе.

Но как сподобишься блага сего, без понуждения себя на обрезание охоты к рассеянию, свойственной твоему возрасту, по растленному состоянию естества человеческого? Кое общение свету с тьмою, и кое общение Христу с Велиаром, некий же раб может двум господинам работати. Если восхочешь с миром радоваться, радость твоя вскоре обратится в печаль и сетование, может быть, позднее и безутешное, если же решишься ради Христа претерпеть скорбь отсечения греховных склонностей, скорбь твоя вскоре обратится в радость неизглаголанную, и радости твоей никто же от тебя возьмет. Сего ради молю тебя, любезный брат, именем Господа нашего Иисуса Христа, именно за тебя, взлившего кровь свою и положившего душу свою. Внимай себе и той душе, которая вверена твоему попечению, ниже внимай мирским речам и мыслям, отвлекающим немощный ум от службы Божьей. Да слово Божие вселяется в тебе богатно, и да растеши во благодати Божьей смиренно, бодрственно и терпеливо обращаясь в небольшом кругу своей обязанности, доколе Бог, аще восхощет, поставит тебя на обширнейшем поприще. Не бросайся на корыстные виды, так вызываемых, кондиций в других домах, более будет потери, нежели приобретения. Во-первых, ученик твой лишится во времени твоем многого, а во-вторых, и сам утратит время для собственного твоего совершенствования благоприятнейшее. Не буду предлагать тебе наставлений подробных, которыми с большей удобностью может служить тебе Григорий Тимофеевич. Об одном только напомню, тело твое есть храм Святого Духа, члены твои суть уды Христовы. Ужели пожелаешь осквернять сей храм телесный, и творит сии уды священные орудиями греха и удами блудницы? Всяцем хранением блюди сердце твое. Завет положи с очами твоими, да не помысли на девицу греховного. Содержи в строгости зрение и слышание, ибо через сие наипаче окна в дом душевный грех, смерть и ад входить обыкли. Се! рех ти. Что касается до ученика твоего, неутомимо старайся отсекать своеволие в нем, и приучать его к послушанию спасительному, без которого не может в него вселиться и дух смирения. Смирение же подобно рву глубокому, в котором полагается твердое основание высокому и непоколебимому зданию, а величайший враг смирения, есть язык необузданный. Укрощай его в ученике, и в себе самом, дабы ни тебе, ни ему никого не осуждать и не осмеивать. Се рех ти!

Но како сии и другие заповеди Христовы исполним, или како дело служения и звания нашего исправим благоуспешно, если не будем со Христом подвизаться, если Христос не поможет немощи нашей благодатью Святого Духа? Без Мене, глаголет, не можете творити ничесоже, и кто не со Мною собирает, тот расточает. Призывай, любезный брат, дивное в силах и действиях имя Иисуса Христа на всякое дело твое, и на всякое упокоение, во всех входах и исходах твоих. От молитвы рождается любовь ко Христу, и от любви ко Христу новая молитва раждается, тогда влагается в уста души новая песнь. Любовь же Божественная изливается в сердце Духом Святым, которого Отец небесный посылает во имя возлюбленного Сына Своего Господа Иисуса Христа, сердцем верующим в правду, и устами исповедующим и призывающим во спасение сие имя Божественное и полоняемое. Да даст тебе Господь разум о сем вышний скудного и долу пресмыкающегося моего ведения. Учи же простенько и любезнейшего моего Николая Дмитриевича призыванию имени Господня и будьте оба – ученик, и учитель – учениками Иисусовыми, и ветвями сей Лозы истинной многоплодными, и во веки неиссыхающими, и Божие благословение да почиет на вас во веки веков аминь. Простите, братия, и помолитесь обо мне, грешном и недостойном А. Макарии.

1826 г. Января 9 дня.

Глинская пустынь.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle