Источник

Глава 4

1–11. Жалоба пророка на печальную судьбу Сиона. 12–20. Причины гибели Сиона. 21–22. Заключение.

(Плч.4:1–11.) От имени верующих пророк жалуется на печальную судьбу жителей Сиона, которая может приравняться разве только к судьбе умерших. Рассматривая причины такого унижения Сиона, пророк приходит к тому заключению, что Сион пострадал за грехи свои и испил, притом, в полной мере чашу гнева Божия. Особенно подробно пророк изображает контраст между прежним величием Сиона и настоящим его унижением.

Плч.4:1. Как по­тускло­ золото, изме­нилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем пере­кресткам.

Пророк удивляется, как могло потускнеть чистое золото и как могли настолько почернеть и загрязниться драгоценные камни, которые составляли принадлежность одежды высшего служителя святилища – первосвященника, что их бросили в грязь, на улицу! Очевидно, что под этими драгоценными предметами пророк разумеет великие преимущества иудейского народа, которые теперь нисколько никем не уважаются.

Плч.4:2. Сыны Сиона драгоцен­ные, равноцен­ные чистей­шему золоту, как они сравнены с глиняною по­судою, изделием рук горшечника!

Образная речь 1-го стиха здесь заменяется простою, но предмет речи один и тот же.

Плч.4:3. И чудовища подают сосцы и кормят сво­их детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне.

«Чудовища» – точнее: шакалы. – «Стала жестока», т. е. в силу необходимости должна быть жестока. Жители Иерусалима не то что не хотели, – они не имели возможности кормить своих детей. – «О страусах» – см. Иов. 39:13–16.

Плч.4:5. Ев­шие сладкое истаевают на улицах; воспитан­ные на багрянице жмут­ся к навоз­у.

Бедняки, не имевшие ночлега, иногда ночевали на теплых навозных кучах, чтобы хотя здесь согреться холодною ночью.

Плч.4:6. Нака­за­ние нечестия дщери народа моего пре­вышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновен­но, и руки человеческие не касались его.

Содомитяне долго не мучались; их не трогали враги; огонь с неба сразу пожрал их, тогда как Иерусалим, перед разрушением, испытал все муки осады, а потом еще злобу взявших город врагов.

Плч.4:7–8. Князья ее были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир;

а теперь темнее всего черного лице их; не узнаю́т их на улицах; кожа их при­липла к костям их, стала суха, как дерево.

Князья иудейские, очевидно, не все были отведены в плен; некоторые из них остались в разрушенном Иерусалиме и влачили жалкое существование.

Плч.4:9. Умерщвля­емые мечом счастливее умерщвля­емых голодом, по­тому что сии истаевают, по­ражаемые недостатком плодов по­левых.

«Умерщвляемые» – точнее: которые умерщвлены. – «Истаевают» – точнее: истаевали. Пророк говорит о прошедших мучениях, какие терпели иудеи во время осады Иерусалима.

(Плч.4:12–20.) Говоря о причинах страшного гнева Божия, обрушившегося на головы иудеев, пророк указывает, прежде всего, на грехи пророков и священников иудейских, особенно омрачивших себя и навлекших на себя всеобщее презрение своими злодеяниями. Затем пророк говорит о другой причине падения иудейского государства – о неосновательном доверии народа к разным чужим народам, которые будто бы могли оказать иудеям помощь. Тут пророк останавливается на печальной судьбе последнего иудейского царя, захваченного халдеями.

Плч.4:13.  Все это – за грехи лжепророков его, за беззакония священ­ников его, которые среди него про­ливали кровь праведников;

«Кровь праведников», т. е. истинно-верующих иудеев (см. Иер. 26:7–15, 6:13–15, 23:11, 27:10, 22:25–28).

Плч.4:15. «Сторонитесь! нечистый!» кричали им; «сторонитесь, сторонитесь, не при­касайтесь»; и они уходили в смуще­нии; а между народом говорили: «их более не будет!

«Кричали им» – правильнее: «кричали перед ними». По закону Моисееву, прокаженные, идя по дороге и видя идущих им на встречу людей, обязаны были криком предупреждать их о своей болезни, чтобы те посторонились (Лев. 13:45). Так и перед этими, оскверненными преступлениями, священниками и ложными пророками все должны сторониться, чтобы не задеть их за покрытые кровью одежды и не оскверниться. – «Между народом» – правильнее: даже среди народов (языческих) о них составилось убеждение, что им не устоять.

Плч.4:16. лице Го­с­по­дне рас­сеет их; Он уже не при­зрит на них», по­тому что они лицá священ­ников не уважают, старцев не милуют.

Слова пророка «лице Господне» – правильнее: «гневный взор Иеговы». – «Они… не уважают» – правильнее: Он (Иегова) уже не будет щадить.

Плч.4:17. Наши глаза истомлены в напрасном ожидании по­мощи; со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог спасти нас.

Речь идет о надеждах, какие жители осажденного халдеями Иерусалима возлагали на прибытие вспомогательного египетского войска.

Плч.4:18. А они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим; при­близил­ся конец наш, дни наши исполнились; при­шел конец наш.

Со своих насыпей халдеи посылали в город стрелы, поражавшие неосторожно выходивших на улицы жителей Иерусалима (см. Иер 39:4–10).

Плч.4:20. Дыхание жизни нашей, по­мазан­ник Го­с­по­день пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: «под тенью его будем жить среди народов».

Царь, как помазанник Божий, был опорою всего иудейского государства. Пока он был с своими подданными, они не считали еще себя совершенно погибшими. Но теперь он захвачен врагами и не может уже защитить свой народ. – У LXX толковников вместо выражения: «помазанник Господень» стоит: «помазанный Господь». Блаж. Иероним в латинском своем переводе Плача держится в рассматриваемом месте перевода LXX, а некоторые древние церковные толкователи считали это место мессианским пророчеством. Конечно, контекст речи совершенно противоречит такому толкованию.

(Плч.4:21–22.) В заключение пророк все-таки утешает своих соплеменников. Их очень угнетало то обстоятельство, что их соседи-враги – особенно же родственные им едомитяне – радовались падению Иерусалима, и, вот, пророк, утешая свой народ, говорит, что теперь скоро наступит и очередь Едома испить чашу гнева Божия, народ же иудейский, испытав наказание за грехи свои, снова будет обитать в своей земле.

Плч.4:21. Радуйся и веселись, дочь Едома, обитатель­ница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься.

См. Иов 1и Иер. 25:20.

Плч.4:22. Дщерь Сиона! нака­за­ние за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твое беззаконие, дочь Едома, Он по­сетит и обнаружит грехи твои.

«Наказание… кончилось» – правильнее: «идет к концу».


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга Плач Иеремии. 614-632 с.

Комментарии для сайта Cackle