Источник

Глава 3

1–18. Тяжелые испытания, какие пережил пророк вместе с другими верующими израильтянами. 19–39. Оживление в сердце пророка надежды на лучшее будущее. 40–54. Признание справедливости посланного на иудеев наказания, от которого Бог, однако, наверно освободит Свой народ. 56–66. Молитва пророка, в которой он выражает уверенность свою в том, что Бог поможет ему и отмстит его врагам.

(Плч.3:1–18.) Пророк, от лица всех верующих, выражает скорбь по поводу тех страданий, какие посылает ему Господь. Положение пророка безвыходное, потому что Сам Бог вооружился против него. Он совершенно падает духом.

Плч.3:1. Я человек, испытав­ший горе от жезла гнева Его.

«Я человек». Нельзя думать, что пророк здесь говорит о своих личных страданиях, какие он переносил во время осады и взятия Иерусалима. Он выступает здесь как представитель иудеев, сохранивших веру в Бога, личные же его страдания составляют только один момент в изображении грозного суда Божия, обрушившегося на иудеев. – Замечательно, что здесь, как и в следующих стихах, пророк пользуется выражениями книги Иова (ср. Иов. 21:9). Очевидно, ему предносился образ этого великого страдальца, когда он думал о своих страданиях и страданиях своих соплеменников.

Плч.3:9. каменьями пре­градил дороги мои, извратил стези мои.

«Извратил» – точнее: «испортил путь, по которому я мог идти».

Плч.3:13. послал в по­чки мои стрелы из колчана Своего.:

Почки являются в организме человека очень важным органом.

Плч.3:14. Я стал по­смешищем для всего народа моего, вседневною песнью их.

Большинство иудеев, очевидно, не обратилось на истинный путь даже тогда, когда Господь покарал их страшными бедствиями. Они даже смеялись над такими своими согражданами, которые видели в своих несчастьях и несчастиях своего отечества смиряющую их десницу Иеговы.

Плч.3:17. И удалил­ся мир от души моей; я забыл о бла­го­ден­ствии,

«Забыл о благоденствии», т. е. не верит, чтобы на земле могло существовать какое-нибудь счастье!

(Плч.3:19–39.) Из тьмы страдания для пророка снова пробивается луч надежды и утешения. Он старается побороть свои сомнения и это ему удается: пророк снова может молиться! Он просит Господа вспомнить о нем, и сам, с своей стороны, отыскивает опору для своей надежды. Эту опору он находит, прежде всего, в том убеждении, что Царство Божие еще существует, что есть еще остаток верующих, который и может служить началом для обновления народа. А так как это существование избранного остатка – дело благости Божией, все еще продолжающей проявлять себя по отношению к верующим, то пророк, при виде такого факта, начинает спокойнее смотреть на свои страдания и страдания других верующих. Если мы будем терпеливо нести эти страдания, то милосердный Господь снова восстановит наше благополучие. Поэтому-то – говорит пророк – страдание, очевидно, имеет для нас воспитательное значение, и мы должны оплакивать не самое страдание, а его причину – грех.

Плч.3:21. Вот что я отвечаю сердцу моему и по­тому уповаю:

Лучше перевести: «Вот о чем я размышляю, вот в чем моя надежда». Следующий стих и представляет собою разъяснение того, в чем именно пророк полагает основание своей надежды.

Плч.3:22. по милости Го­с­по­да мы не исчезли, ибо мило­сердие Его не истощилось.

Лучше перевести: «милости Иеговы еще не прекратились». – Этот стих, а равно и следующие двенадцать, представляют собою не только средину третьей главы, но и средину книги. Они, действительно, содержат в себе центральную мысль, свет которой падает и на предшествующую и на последующую половину книги – мысль о благости Божией, служащей основою человеческой надежды.

(Плч.3:40–54.) Доказав, что Господь напрасно никогда не поражает людей страданиями, пророк и в судьбе своей и своего народа видит естественное последствие грехов, какими Израиль прогневал Бога. И вот пророк уже другим тоном просит у Бога освобождения от страданий. Теперь он говорит уже не в духе безнадежности, а кается и обвиняет сам себя как представитель своего народа. При этом, однако, он не может не изобразить силы своих страданий; в самом деле, он хотел помочь своему народу, а народ видел в нем врага своего и всячески его преследовал.

Плч.3:48. Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего.

«О гибели дщери» – правильнее: о погибели дщерей или, просто, о погибели народа моего.

(Плч.3:55–66.) Подобно первой и второй главам, третья глава заключается горячею молитвою, в которой пророк, испытавший неоднократно, что Бог слышит молитвы призывающих Его, и теперь просит Бога отомстить его обидчикам совершенным их уничтожением.

Плч.3:56. Ты слы­шал голос мой; не закрой уха Твоего от воз­дыхания моего, от вопля моего.

«Молитва праведника, – говорит блаж. Августин, – есть ключ к небу. В то время как молитва восходит к небу, с неба нисходит милость Божия».

Плч.3:59. Ты видишь, Го­с­по­ди, обиду мою; рас­суди дело мое.

«Дело мое». Пророк здесь говорит от лица верующих.

Плч.3:63. Воззри, сидят ли они, встают ли, я для них – песнь.

«Я для них – песнь», т. е. предмет насмешек, о котором у них слагаются даже шутливые песни.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга Плач Иеремии. 614-632 с.

Комментарии для сайта Cackle