Источник

Глава 51

1–64. Пророчество на Вавилон.

Иер.51:1–46. Продолжая свою речь о судьбе Вавилона, пророк снова говорит, что Господь наказывает Вавилон за Израиля: Господь окончательно разрушает это могучее царство, бывшее прежде в Его руках орудием наказания разных народов. Пророк ясно называет здесь и разрушителей Вавилона – царей Мидии, царства Араратские, Минийские и Аскеназсские (1–34), Израиль сам признает в погибели Вавилона дело отмщения Божия за обиды, причиненные Израилю вавилонянами (35–46). И все будут радоваться гибели этого страшного царства, (47–58). В конце главы говорится о том, как Иеремия поручил Сераии прочитать это пророчество и потом бросить свиток с пророчеством в Евфрат (59–64).

Иер.51:1. Так говорит Го­с­по­дь: вот, Я подниму на Вавилон и на живущих среди него про­тивников Мо­их.

«Среди него противников Моих» – по переводу с евр.: (не живущих) в сердце (средоточном пункте) Моих противников. – В русском переводе нет дополнения к слову: подниму, но в еврейском тексте это дополнение имеется. Там стоит выражение: ruach maschehil – ветер губительный или: дух губителя.

Иер.51:7. Вавилон был золотою чашею в руке Го­с­по­да, опьяняв­шею всю землю; народы пили из нее вино и безум­с­т­во­вали.

Золото обозначает великолепие жизни в Вавилоне, которым наслаждались разные народы дружественные с Вавилоном. Они пили из чаши Вавилона и заражались его нечестием. За это они должны разделить и его наказание.

Иер.51:10. Го­с­по­дь вывел на свет правду нашу; пойдем и воз­вестим на Сионе дело Го­с­по­да Бога нашего.

Здесь выводятся говорящими иудеи.

Иер.51:11. Острите стрелы, наполняйте колчаны; Го­с­по­дь воз­будил дух царей Мидийских, по­тому что у Него есть намере­ние про­тив Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмще­ние Го­с­по­да, отмще­ние за храм Его.

«Наполняйте колчаны» – правильнее с евр.: «надевайте щиты» – Мидянами здесь пророк мог называть вообще сирийских обитателей Ирана, включая сюда и персов.

Иер.51:14. Го­с­по­дь Саваоф по­клял­ся Самим Собою: истин­но говорю, что наполню тебя людьми, как саранчою, и поднимут крик про­тив тебя.

Хотя бы Вавилон был весь наполнен людьми, как саранчою, однако враги его возьмут и поднимут во взятом городе победный свой крик.

Иер.51:15–19. Повторение Иер 10.12–16.

Иер.51:20. Ты у Меня – молот, оружие во­инское; тобою Я по­ражал народы и тобою разо­рял царства;

Обращение к Вавилону.

Иер.51:25. Вот, Я – на тебя, гора губи­тель­ная, говорит Го­с­по­дь, разо­ря­ю­щая всю землю, и про­стру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою.

Горою губительною называется Вавилон как владычествующее над всею землею царство. – «Гора обгорелая». В Палестине горы часто украшались лесами. Если лес сгорел, то гора принимала печальный вид.

Иер.51:26. И не возьмут из тебя камня для углов и камня для основания, но вечно будешь запусте­нием, говорит Го­с­по­дь.

В Вавилоне перестанут видеть опору для себя другие государства.

Иер.51:27. Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите про­тив него народы, созовите на него царства Араратские, Минийские и Аскеназские, по­ставьте вождя про­тив него, наведите коней, как страшную саранчу.

Арарат – часть Армении при среднем течении Аракса; Миннийцы – жители страны при озере Вон, к западу от Арарата. – Аскеназ – приблизительно по соседству с Арменией.

Иер.51:32. и броды захвачены, и ограды сожжены огнем, и во­ины по­ражены страхом.

«Броды» – правильнее: легкие деревянные мосты через Евфрат и каналы. «Ограды» – правильнее: деревянные постройки или шлюзы, удерживавшие воду там, где она была нужна.

Иер.51:33. Ибо так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: дочь Вавилона подобна гумну во время молотьбы на нем; еще немного, и наступит время жатвы ее.

«Во время молотьбы». Так как жатва еще только предстоит, то здесь не может быть речи о гумне во время молотьбы, а скорее говорится о гумне, которое утаптывается для того, чтобы впоследствии на нем можно было молотить.

Иер.51:34. Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; по­глощал меня, как дракон; наполнял чрево свое сластями мо­ими, извергал меня.

Это жалоба Иерусалима (ср. Иер.51:35).

Иер.51:36. Посему так говорит Го­с­по­дь: вот, Я вступлюсь в твое дело и отмщу за тебя, и осушу море его, и иссушу каналы его.

Морем называлась иногда и р. Евфрат, разливавшаяся весною на огромное пространство (ср. Ис 21:1, 18:2, 19:5).

Иер.51:38. Как львы зарыкают все они, и заревут как щенки львиные.

Здесь речь идет о халдеях в их настоящем положении. Пусть торжествуют, как бы хочет сказать пророк, недолго, это пройдет.

Иер.51:39. Во время раз­горяче­ния их сделаю им пир и упою их, чтобы они по­веселились и заснули вечным сном, и не про­буждались, говорит Го­с­по­дь.

Наевшись, халдеи, как львы, захотят пить, и вот Господь даст им питье от которого они придут в восторг (ирония), а потом заснут вечным сном!

Иер.51:40. Сведу их как ягнят на заклание, как овнов с козлами.

Никакой класс в халдейском народе не будет пощажен (ср. Ис 14.9).

Иер.51:41. Как взят Сесах, и завоевана слава всей земли! Как сделал­ся Вавилон ужасом между народами!

«Сесах» – см. Иер 25.26.

Иер.51:42. Устремилось на Вавилон море; он по­крыт множе­с­т­вом волн его.

«Море» – здесь образ все опустошающей вражеской силы.

Иер.51:44. И по­сещу Вила в Вавилоне, и исторгну из уст его про­глочен­ное им, и народы не будут более стекаться к нему, даже и стены Вавилонские падут.

У «Вила» (Вel) Господь отнимет «проглоченное им» (balah) – очевидная игра слов. Военную добычу свою язычники обыкновенно считали собственностью своих богов. Можно также видеть здесь указание на то, что жившие в Вавилоне иностранцы все разбегутся оттуда. – «Стены Вавилонские». Вавилон имел две стены – внешнюю и внутреннюю, обе посвященные Вилу или Белу. Внешняя была длиною 430 стадий, пятьдесят локтей толщиною и 200 локтей высоты. Кроме того вся Вавилония по нижнему течению Евфрата и Тигра была при Навуходоносоре защищена огромною «мидийскою стеною», построенною в целях защиты от нападения Мидян (12–15 миль длины, 20 футов толщины и 100 футов высоты) и соединявшею Тигр с Евфратом.

Иер.51:45. Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламен­ного гнева Го­с­по­да.

Ср. ст. 6.

Иер.51:46. Да не ослабевает сердце ваше, и не бойтесь слуха, который будет слы­шен на земле; слух при­дет в один год, и по­том в другой год, и на земле будет насилие, властелин восстанет на властелина.

Освобождение Израиля из плена будет сопровождаться тяжелыми политическими потрясениями; из года в год будут приходить страшные вести о разных катастрофах в политической жизни государств. Но для Израиля это будет только признаком приближающегося освобождения (ср. Мф 24.6 и сл.).

Иер.51:50. Спасшиеся от меча, уходите, не останавливайтесь, вспомните издали о Го­с­по­де, и да взойдет Иерусалим на сердце ваше.

Обращение к Израилю, накопившемуся в Вавилоне.

Иер.51:55. ибо Го­с­по­дь опустошит Вавилон и по­ложит конец горделивому голосу в нем. Зашумят волны их как большие воды, раз­даст­ся шумный голос их.

«Горделивый голос». Так пророк обозначает тот шум, ту суету, которая постоянно царила на улицах величайшего торгового города – Вавилона. Этот шум человеческих голосов будет заглушен шумом волн, надвигающихся на Вавилон, т. е. криками врагов, которые нападут на Вавилон.

Иер.51:58. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут раз­рушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня.

«Напрасно трудились народы». Над постройкою таких длинных стен, как Вавилонские, должны были работать десятки тысяч людей. Известно притом, что Навуходоносор выстроил внутреннюю стену Вавилона в 15 дней!

Иер.51:59. Слово, которое про­рок Иеремия заповедал Сераии, сыну Нирии, сыну Маасеи, когда он отправлял­ся в Вавилон с Седекиею, царем Иудейским, в четвертый год его цар­с­т­во­вания; Сераия был главный по­стель­ничий.

Сераия, как можно думать на основании Иер 32.12 был братом Варуха. Только близкий пророку человек мог взять на себя такую миссию, какая далее указана.

Седекия на 4-м г. своего правления ездил в Вавилон, чтобы уверить вавилонского царя в своей преданности, ввиду тех слухов, какие могли дойти в Вавилон о его замыслах (см. Иер 27.1 и сл.). – «Постельничий» – правильнее: квартирмейстер, который должен был заботиться о продовольствии и помещении для царя и его свиты.

Иер.51:61. И сказал Иеремия Сераии: когда ты при­дешь в Вавилон, то смотри, про­читай все сии речи,

«Смотри», т. е. выбери подходящий случай и место, главными образом, для совершения далее описываемого символического действия.

Иер.51:63. И когда окончишь чте­ние сей книги, при­вяжи к ней камень и брось ее в средину Евфрата,

Потопление свитка должно служить наглядным изображением падения Вавилона.

Особые замечания. Изречения пророка о Вавилоне, сказанные им в течение целого ряда лет, помещены им в один свиток в 4-й год Седекии. – Против подлинности L и LI-й глав существуют серьезные возражения, но все-таки эти возражения могут быть устранены при беспристрастном рассмотрении дела. Что касается формы пророческих изречений L и LI-й глав, то в ней ясно сказывается писательская манера Иеремии. Писатель очень свободно передает, при повторениях, собственные слова Иеремии, а это мог сделать только сам пророк – другой писатель на это бы не решился. Говорят, что здесь предполагается уже совершившимся разрушение Иерусалима и храма, что противоречит указанному в Иер 51.59 ст. пункту времени, когда составлены были эти пророчества; говорят, что здесь Иеремия, пророчествуя о скором освобождении евреев из плена Вавилонского, противоречит своим прежним речам, в которых он убеждал своих соплеменников терпеливо жить в плену, который должен продолжиться 70 лет. Но, по воззрению Иеремии, плен уже начался с отведением части иудеев в Вавилон при Иоакиме (в 607 г.), а предстоявшее разрушение Иерусалима и храма было для него уже совершившимся фактом. Но он притом нигде и не говорит о разрушении Иерусалима и храма как о событиях уже совершившихся. Гл. Иер 51.51 ст. Иеремия говорит только о вторжении чужих людей во святилище, что могло относиться ко взятию свящ. сосудов из храма в 607 г. Господь еще обитает в Иерусалиме (Иер 51.50), как и сам пророк (Иер 50.5). Затем, если бы этот отдел был написан кем-либо после взятия Вавилона Киром, то в нем не могло бы разрушение Вавилона изображаться таким полным, каким оно является здесь и каким, на самом деле, оно не было при Кире. Разрушителями Вавилона являются такие враги (цари Мидии и др.), которые могли казаться такими писателю жившему до взятия Вавилона Киром. И мог ли писатель послепленный говорить о Вавилоне как о государстве стоящем на самой вершине славы? Затем, Иер 50.33-й ст. не мог бы быть написан после взятия Вавилона Киром и освобождения евреев из плена. Говорят еще, что раньше Иеремия отзывался о халдеях с большею симпатией, а здесь он является их ненавистником. Но и раньше пророк хвалил халдеев только как исполнителей воли Божией, а вовсе не придавая им какого-либо особого полезного значения в истории человечества самим по себе. – Об исполнении пророчества о Вавилоне – см. Ис 13 и Ис 14 гл.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с.

Комментарии для сайта Cackle