Источник

Глава 50

1–16. Пророчество о Вавилоне.

Иер.50:1–46. Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). – Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46).

Иер.50:1. Слово, которое изрек Го­с­по­дь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию про­рока:

«Через Иеремию пророка». Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею (Иер 51.59).

Иер.50:2. воз­вестите и раз­гласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: «Вавилон взят, Вил по­срамлен, Меродах сокрушен, истуканы его по­срамлены, идолы его сокрушены».

Знамя ­­ сигнал для оповещения о важных новостях. – «Вил» – высший бог вавилонян (ср. Ис 46.1). – «Меродах» – по ассир. Marduk – то же, что Вил.

Иер.50:3. Ибо от севера поднял­ся про­тив него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинут­ся и уйдут.

«От севера… народ» – см. также Иер 51.27.

Иер.50:4. В те дни и в то время, говорит Го­с­по­дь, при­дут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Го­с­по­да Бога своего.

Ср. Иер 3:18, 21, 31:8. Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля.

Иер.50:6. Народ Мой был как по­гибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разо­гнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое.

Ср. Иер 10:21, 23и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, – это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи.

Иер.50:7. Все, которые находили их, по­жирали их, и при­теснители их говорили: «мы не виноваты, по­тому что они согрешили пред Го­с­по­дом, пред жилищем правды и пред Го­с­по­дом, надеждою отцов их».

Ср. Иер 2.3. Народы иноземные пользовались тем, что евреи забыли своего Бога и через это остались без защиты. – «Жилищем правды» в Иер 31.23 назван Иерусалим, а здесь – Сам Иегова, названный так, как истинное Прибежище, где народ избранный мог находить для себя безопасность. Иегова же назван и «надеждою отцов» – ср. Иер 14:8, 17:13.

Иер.50:8. Бегите из среды Вавилона, и уходите из Халдейской земли, и будьте как козлы впереди стада овец.

Плененные иудеи первыми должны уходить из Вавилона, как козлы идут впереди стада, а за ними пойдут и другие (ст. 16).

Иер.50:9. Ибо вот, Я подниму и при­веду на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположат­ся про­тив него, и он будет взят; стрелы у них, как у искусного во­ина, не воз­вращают­ся даром.

Стрелы врагов сравниваются с хорошими воинами, которые не возвращаются назад, не совершив того дела, за которое они взялись («у искусного воина» – правильнее: как искусный воин).

Иер.50:12. В большом стыде будет мать ваша, по­краснеет родив­шая вас; вот будущность тех народов – пустыня, сухая земля и степь.

«Мать ваша» – ваша страна, Халдея.

Иер.50:15. Поднимите крик про­тив него со всех сторон; он подал руку свою; пали твердыни его, рушились стены его, ибо это – воз­мездие Го­с­по­да; отмщайте ему; как он по­ступал, так и вы по­ступайте с ним.

«Подал руку» – в знак сдачи. Может быть, в руке держали прежде какой-нибудь знак капитуляции.

Иер.50:16. Истребите в Вавилоне и сеющего и дей­с­т­ву­ющего серпом во время жатвы; от страха губи­тель­ного меча пусть каждый воз­вратит­ся к народу своему, и каждый пусть бежит в землю свою.

Внутри стен Вавилонских имелись плодородные поля. – Об иностранцах живших в Вавилоне см. Ис 13.14.

Иер.50:21. Иди на нее, на землю воз­мути­тель­ную, и накажи жителей ее; опустошай и истребляй всё за ними, говорит Го­с­по­дь, и сделай всё, что Я по­велел тебе.

Обращение к завоевателю, который должен взять Вавилон. – «Возмутительную» – по евр. Meratajim ­­ двойное возмущение, поставленное здесь по евр. двойств. число усиливает мысль, ср. Суд. 15.16; Пс 67.18. – «Накажи жителей ее» – точнее с евр.: «и на жителей (страны) наказания» (pekod). Так называется Халдея, как особенная противница Иеговы и как заслужившая за это противление наказание от Бога. – «Все за ними», – точнее: «их последний остаток».

Иер.50:25. Го­с­по­дь открыл хранилище Свое и взял из него сосуды гнева Своего, по­тому что у Го­с­по­да Бога Саваофа есть дело в земле Халдейской.

«Сосуды гнева Своего» – Cвое оружие, ср. Ис 13.5.

Иер.50:27. Убивайте всех волов ее, пусть идут на заклание; горе им! ибо при­шел день их, время по­сеще­ния их.

Волы – это сильные, молодые халдеи, ср. Иер 48.15.

Иер.50:28. Слышен голос бегущих и спаса­ю­щихся из земли Вавилонской, чтобы воз­вестить на Сионе о мще­нии Го­с­по­да Бога нашего, о мще­нии за храм Его.

Что храм Иерусалимский будет разрушен халдеями, это Иеремии было уже давно известно.

Иер.50:31. Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Го­с­по­дь Бог Саваоф; ибо при­шел день твой, время по­сеще­ния твоего.

«Гордыня» – новое название Вавилона

Иер.50:36. меч на обаятелей, и они обезумеют; меч на во­инов его, и они оробеют;

Обаятели – ложные пророки вавилонские, астрологи (ср. Ис 44.25). «Обезумеют», т. е. окажутся ничего не понимавшими глупцами.

Иер.50:38. засуха на воды его, и они иссякнут; ибо это земля истуканов, и они обезумеют от идоль­ских страшилищ.

«Они обезумеют» – лучше: они хвалятся своими страшилищами (богами). Это – причина гнева Божия.

Иер.50:39. И по­селят­ся там степные звери с шакалами, и будут жить на ней страусы, и не будет обитаема во веки и населя­ема в роды родов.

Ср. Ис 13.20–22 и Ис 34.14.

Иер.50:41. Вот, идет народ от севера, и народ великий, и многие цари поднимают­ся от краев земли;

Иер.50:42. держат в руках лук и копье; они жестоки и немило­серды; голос их шумен, как море; несут­ся на конях, выстро­ились как один человек, чтобы сраз­иться с тобою, дочь Вавилона.

Иер.50:43. Услы­шал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились; скорбь объяла его, муки, как женщину в родах.

Ср. Иер 6.22–24.

Иер.50:44. Вот, восходит он, как лев, от воз­выше­ния Иордана на укреплен­ные жилища; но Я заставлю их по­спешно уйти из него, и, кто избран, тому вверю его. Ибо кто подобен Мне? и кто по­требует от Меня ответа? И какой пастырь про­тивостанет Мне?

Иер.50:45. Итак выслушайте определе­ние Го­с­по­да, какое Он по­становил о Вавилоне, и намере­ния Его, какие Он имеет о земле Халдейской: истин­но, самые малые из стад по­влекут их; истин­но, он опустошит жилища их с ними.

Иер.50:46. От шума взятия Вавилона по­трясет­ся земля, и вопль будет слы­шен между народами.

С некоторыми изменениями здесь повторяются Иер 49.19–21.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с.

Комментарии для сайта Cackle