Глава 9
1–7. Спасение, какое дарует всему народу Божию Мессия. 8–21. Суд Божий, над Израильским царством за его непослушание Господу.
Ис.9:1–7. От мрачной картины жизни еврейского народа взор пророка переходит к тому светлому будущему, какое ожидает эту нацию с пришествием Мессии. Там, где царил угнетающий мрак, будут широко разливаться лучи животворного света. Радость освобожденного от ига врагов еврейского народа будет чрезвычайна, потому что с поражением его врагов кончатся навсегда всякие войны. Виновник такой счастливой перемены уже видится пророку, как родившееся Дитя Божественной природы, Которому предлежит вечное царствование и Который водворит на земле господство справедливости и мира.15
Ис.9:1. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
К этому стиху принадлежат последние слова 22-го стиха 8-ой главы: но не всегда будет мрак. В масоретском же тексте и 1-й стих 3-й главы отнесен к 8-й главе как добавочный, 23-й стих.
«Прежнее время». Пророк, собственно, имеет в виду печальное настоящее и ближайшее будущее Израильского царства или его суверенных областей. Но так как он эти действия Израильского царства и вообще еврейского народа видит, с другой стороны, уже покрытыми той радостью, какая будет дана его соплеменникам с пришествием Мессии, то и называет свое время и ближайшее к нему будущее временем прежний, как бы уже минувший.
«Земли Завулона и... Неффалима» упомянуты у пророка вместо двух других, вероятно, потому, что эти земли прежде всего страдали при нашествии ассириян, приходивших с севера.
«Приморский путь» – это может быть дорога, которая шла по западному берегу Тивериадского моря и вела за Иордан (так правильнее перевести выражение ever hajarden, в русск. синодальном переводе неправильно переданное словами: Заиорданскую страну).
«Галилея языческая» – правильнее с евр. округ (gelil) народов языческих. Здесь разумеется тот округ, который был населен язычниками со времени, когда Соломон подарил его царю Тирскому, – именно область колена Неффалимова (3Цар.15:20; 4Цар.15:29). Указывая на то, что область, принадлежавшая Израильскому колену, стала называться округом языческим, пророк этим самым ясно указывает, в чем состояло умаление Израильского царства. В чем будет состоять возвеличение этой страны, об этом пророк говорит в следующих стихах.
Евангелист Матфей относит это пророчество к выступлению Иисуса Христа в Галилее (Мф.4:13–16).
Ис.9:2. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
Пророк продолжает изображать будущее благополучие, какое наступит для северного царства и для всего Израиля вообще с пришествием Мессии.
«Страна смертной тени» – то же, что шеол, преисподняя, где совсем нет света. Так названа вся земля израильская, где царит непроглядная тьма бедствий и суеверий, преимущественно же Галилея, находившаяся в среде влияния соседних языческих государств.
Ис.9:3. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
Народ, обессиленный в своей численности потерями в сражениях с врагами и отведением значительной его части в плен, снова, благодаря Всевышнему, размножится и будет радоваться от того, что почувствует себя снова в общении с Господом (пред тобою).
Ис.9:4. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
Вместо: «жезл, поражавший», (выражение, тождественное со следующим) лучше читать: «ошейник на его плечах».
«День Мадиама» – это день великого поражения, нанесенного Гедеоном мадианитянам (Суд.7 и сл.).
Ис.9:5. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
«Обувь воина» точнее: тяжелые солдатские сапоги (у римлян называвшиеся: caligae).
«Одежда» – воинский плащ. Отсюда видно, что вражеским воинам не во что будет одеться для отправления в поход против Израиля и что, след., Израиль будет оставлен врагами в покое.
Ис.9:6. Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
«Младенец». Виновником этой перемены в судьбе Израиля будет Младенец, т. е., очевидно, тот Младенец Еммануил, о рождении которого шла речь в 7-й гл. 14 ст. и о котором как Властелине и Защитнике Святой земли сказано в гл. 8-й.
«Родился» – пророк созерцает рождение Мессии – Младенца, как уже совершившийся факт.
«Сын» – подразумевается или Божий или Царский. В последнем случае слово сын должно получить значение потомка (конечно, Давидова).
«Владычество», т. е. на плечах у Него будут видны знаки царского достоинства – напр., золотая цепь.
«Нарекут имя Ему» – т. е. будут признавать Его, вполне согласно с Его действительным достоинством за Существо Божеской природы. Такой именно смысл имеют следующие далее имена Младенца.
«Чудный Советник» (аналогия со следующим выражением и ритм заставляют соединять оба эти слова в одно выражение).
«Бог крепкий» (Ср. Ис.10:21), Отец вечности или виновник времени, от Которого находится жизнь мира в полной зависимости во всякое время (Ис.47:6).
«Князь мира» (ср. Зах.9:9; Мих.5:2), Который может водворить на земле совершенный мир.
Ис.9:7. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Младенец этот воссядет на престоле Давида и будет царствовать, сильный полною и совершенною Своею справедливостью по отношению ко всем Своим подданным. Царство Его будет вечное, потому что Господь Саваоф, ревнующий о спасении Своего народа, дарует Ему силы совершить все это дело спасения народа израильского, за которым стоит и все человечество.
Пророчество это архангел Гавриил в своем благовестии Пресвятой Деве относит к деятельности Господа нашего Иисуса Христа (Лк.1:32–33). Да и все предшествующие стихи 9-й главы также имеют прямое пророчественное отношение к Господу нашему Иисусу Христу. Так к Нему относится предсказание о Свете, который воссияет в пределах Галилеи. Христос не только для Своего народа, но и для всего человечества был Светом Истинным, Который просвещает всякого человека (Ин.1:4, 5; Ин.3:19; Ин.8:12). Далее указание на Него, как на Младенца, служит пророчеством о принятии Мессиею нашего человеческого естества и о постепенном Его возрастании. Точно так же исполнились на Христе и те предуказания о Нем, какие содержатся в данных Младенцу в 6-м стихе именах. Христос действительно, как сильный Бог, сокрушил власть диавола (Ин.12:31) и стал Князем мира потому, что, благодаря Его ходатайству, люди снова примирились с Богом и между собою (Еф.2:14; 1Тим.2:5; Кол.1:20).
Ис.9:8–21. От светлой картины будущего пророк снова обращается к печальному настоящему. Как Израильское, так и Иудейское царство заслуживают наказание от Бога, и поэтому бедствия разразятся над ними одно за другим. Особенно много несчастий причинят Израилю взаимные распри и раздоры.
Ис.9:8. Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля,
Речь, начинающаяся с 8 ст. 9 гл. и оканчивающаяся 4-м стихом 10-й, произнесена непосредственно после сирийско-израильского нашествия на Иудею и последовавшего за ним нападения Тиглат-Пилезера на царство Израильское. На это дают ясное указание стихи 9 и 13-й.
«Слово» – приговор Божий, падающий с неба, как молния.
«Иаков и... Израиль» – здесь едва ли синонимы; там, где эти слова означают части народа, – последнее указывает на северное, Израильское, царство, а первое – на царство Иудейское (ср. Ис.2:5; Ис.8:17).
Ис.9:9. чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
Ис.9:10. кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами.
Особенным высокомерием отличается северное, Израильское, царство. Вместо кирпичей – материала довольно хрупкого – оно хочет возводить свои постройки из дорогих и прочных тесаных камней; вместо сикоморов или довольно обыкновенных в Палестине смоковниц, из которых приготовлялись балки, двери, оконные решетки и лестницы, делать это из привозившегося с Ливана крепкого кедра. Этим, конечно, пророк символически указывает на гордые мечты израильтян относительно восстановления своего политического значения.
Ис.9:11. И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:
«Против него», т. е. против Израильского царства врагов Рецина, т. е. ассирийцев.
Ис.9:12. Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
«Сирияне» – прежние друзья Израиля станут также его врагами.
«Филистимляне» были исконными врагами Иудеи (2Пар.28 и сл.). (Перевод Пешито: Эдома с востока (вместо сириян) подходил бы в настоящем месте только при предположении, что во 11-м стихе идет речь об Иудейском царстве, а между тем как видно из 12 ст., речь идет об Израильском, к которому идумеи не имели особой вражды).
Ис.9:13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
Ис.9:14. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:
Ис.9:15. старец и знатный, – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
Ис.9:16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
«Биющий» – Господь, посылающий на Израильское царство ассирийцев.
«Голова» – это законно-поставленные начальники и руководители народа, а хвост – ложные пророки (ср. ст. 15), сами присвоившие себе звание руководителей народа (3Цар.22:6; Иез.13:10).
Ис.9:17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
«Не порадуется Господь». Человек пожилой, с утешением глядит на молодое подрастающее поколение. Но юноши израильские не будут радовать Господа.
«Сирот и вдов не помилует». Необходимо предположить, что и вдовы и сироты в израильском народе своими грехами возбудили против себя такой гнев Божий.
Ис.9:18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
«Беззаконие» Израиля пророк уподобляет лесному пожару, который, при сухости деревьев в Палестине, быстро распространяется.
Ис.9:19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
Ис.9:20. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
Ис.9:21. Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
За это беззаконие, уничтожающее внутреннюю силу Израильского царства, Господь обратит на него Свою ярость, которая будет наполнять Израильскую землю, как огонь. Самым наглядным свидетельством гнева Божия против Израильского царства будут те междоусобия, какие там начнутся.
«Пожирать плоть мышцы своей», т. е. уничтожать своих же братьев, единоплеменников, которые должны бы человеку быть дороги, как собственные руки.
«Манассия – Ефрема и Ефрем – Манассию». Здесь указывает пророк на кровопролития, какие имели место в Израильском царстве вообще при смене государей, происходивших из разных колен. Каждое колено, конечно, стояло за претендента, принадлежавшего к этому колену (напр., 4Цар.15:14, 30). Царство Израильское поэтому, главным образом, скоро погибло. Оно просуществовало 257 лет и имело в это время двадцать царей.
Как сказано выше, 1-й ст. 9-й гл. русского перевода должен быть отнесен к 8-й гл.
Со 2-го ст. 9-й гл. по 5-й идет первая строфа пророчества о рождении Мессии и об освобождение народа от ига врагов.
Ст. 6–7 – это вторая строфа того же пророчества (каждая строфа заключает в себе по два полустишия).
Ст. 8 по 12 идет первая строфа нового пророчества – о наказании, какое постигнет Израиля и Иуду. (2+2+3 полустишия).
С 13 по 17 – вторая строфа того же пророчества, где речь идет об анархии, какая начнется в Израильском царстве (2+2+3).
С 18 по 21 ст. – третья строфа, где речь идет о междоусобиях между коленами Израильского царства и их вражде к Иудейскому царству (3+2+2).
Некоторые библейские критики не признают подлинности 2–7 стихов 9-й главы, заключающих в себе пророчество о рождении Мессии и Его Божественном достоинстве. Но основания, какие приводят эти критики в пользу своего мнения, чрезвычайно шатки. Marti главным своим доводом в этом случае выставляет то положение, что идея личного Мессии – позднейшая, даже послепленная идея. Но то, что говорят о Мессии послепленные пророки Аггей (Агг.2:7) и Захария (Зах.3 и сл.; Зах.6:12–13 и сл.), ясно свидетельствует о том, что идея Мессии – Царя давно уже укоренена была в сознании народа израильского.
Ст. 6–7-й 9-й главы читаются как паремия на праздник Рождества Христова, так как Церковь усматривает здесь прямое пророчество о рождении Спасителя мира.
* * *
Вместе с тем, в предыдущих главах совершенно обосновывается человеческой происхождение Мессии... Он не только Бог, но и человек. Прим. ред.