Источник

Глава 6

1–9. Неуменье пользоваться богатством. 10–12. Бессилие человека и суетность жизни.

Еккл.6:1. Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми:

Еккл.6:2. Бог дает человеку богат­с­т­во и имуще­с­т­во и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не по­желал бы он; но не дает ему Бог по­льзо­ваться этим, а по­льзует­ся тем чужой человек: это – суета и тяжкий недуг!

Еккл.6:3. Если бы какой человек родил сто детей, и про­жил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и по­гребе­ния, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,

Еккл.6:4. потому что он напрасно при­шел и отошел во тьму, и его имя по­крыто мраком.

Еккл.6:5. Он даже не видал и не знал солнца: ему по­койнее, нежели тому.

Еккл.6:6. А тот, хотя бы про­жил две тысячи лет и не наслаждал­ся добром, не все ли пойдет в одно место?

Екклезиаст продолжает развивать свою излюбленную мысль о неуменьи людей пользоваться богатством и, вообще, жизнью. Очень часто случается, что люди, обладающие большими богатствами, не извлекают из них никаких радостей. На их долю приходятся лишь труды и заботы, а жизненные радости достаются другим. Эти богачи, не видевшие при жизни ни света, ни радости, несчастнее выкидышей, так как они сходят в шеол с горьким сознанием бессмысленно проведенной жизни. «Не было бы ему и по­гребе­ния», т.е. не испытавши радостей при жизни, они не встретили сочувствия и почета по смерти.

Еккл.6:7. Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщает­ся.

Все труды человека имеют своею целью приобретение благ и удовлетворение потребностей. Но желания человека безграничны, и он вместо того, чтобы наслаждаться тем, что имеет, стремится лишь к новым приобретениям.

Еккл.6:8. Какое же пре­имуще­с­т­во мудрого перед­ глупым, какое – бедняка, умеющего ходить перед­ живущими?

«Бедняка умеющего ходить пред живущими», т. е. бедняка, умеющего жить в общении с людьми и, таким образом, проводить приятную и спокойную жизнь. Преимущество мудрого перед глупым состоит в том, что в то время как богатый скупец в мрачном уединении избегает людей, мудрый наслаждается общением с людьми, менее всего думая о приумножении богатства.

Еккл.6:9. Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это – также суета и томле­ние духа!

Лучше созерцать глазами то, что есть, чем скитаться душой среди неосуществимых надежд и невыполнимых желаний. Лучше наслаждаться тем немногим, что имеешь, чем жить в постоянных заботах о будущем. Екклезиаст, однако, не забывает, что созерцание глазами, т. е. доступные человеку радости вовсе не составляют полного счастья, Ithron. Они, в сущности, тоже суетны, так как скоропреходящи.

Еккл.6:10. Что суще­с­т­ву­ет, тому уже наречено имя, и извест­но, что это – человек, и что он не может пре­пираться с тем, кто сильнее его.

Еккл.6:11. Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?

Еккл.6:12. Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он про­водит как тень? И кто скажет человеку, что будет по­сле него под солнцем?

Неизменность существующего порядка, невозможность для человека препираться с его Творцом и многое другое умножают суету жизни. Человеку, поневоле, приходится довольствоваться немногим, так как он не знает лучшего счастья, и будущее ему неизвестно.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга Екклезиаста. 656-700 с.

Комментарии для сайта Cackle