Глава 14
1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.
Притч.14:1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Притч.14:2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
Притч.14:3. В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
Притч.14:4. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
Притч.14:5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
Притч.14:6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
Притч.14:7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1; Притч 12.17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15; Притч 13.8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.
Притч.14:8. Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.
Притч.14:9. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение.
Притч.14:10. Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.
Притч.14:11. Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.
Притч.14:12. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.
Притч.14:13. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Притч.14:14. Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый – от своих.
Притч.14:15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Притч.14:16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Притч.14:17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Притч.14:18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
Притч.14:19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.
Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).
Притч.14:20. Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
Притч.14:21. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Притч.14:22. Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
Притч.14:23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Притч.14:24. Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
Притч.14:25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
Притч.14:26. В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Притч.14:27. Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).
Притч.14:28. Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
Притч.14:29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
Притч.14:30. Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
Притч.14:31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
Притч.14:32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
Притч.14:33. Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
Притч.14:34. Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.
Притч.14:35. Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.
Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии (Мф 25.36), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5).