Источник

Глава 11

(Ср. 3Цар.12:21–24)

1–4. Предотвращение, по слову пророка, братоубийственной войны между двумя еврейскими царствами. 5–12. Укрепление Ровоамом городов иудейских и устройство общественных хлебных магазинов. 13–17. Переселение священников и левитов в Иудею из царства Израильского. 18–23. Семья Ровоама.

2Пар.11:1. И прибыл Ровоам в Иерусалим и созвал из дома Иудина и Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы воевать с Израилем и возвратить царство Ровоаму.

2Пар.11:2. И было слово Господне к Самею, человеку Божию, и сказано:

2Пар.11:3. скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему Израилю в колене Иудином и Вениаминовом:

2Пар.11:4. так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны́ с братьями вашими; возвратитесь каждый в дом свой, ибо Мною сделано это. Они послушались слов Господних и возвратились из похода против Иеровоама.

Ср. (3Цар.12:21–24), «Толковая Библия», т. II, с. 426.

2Пар.11:5. Ровоам жил в Иерусалиме; он обнес города в Иудее стенами.

2Пар.11:6. Он укрепил Вифлеем и Ефам, и Фекою,

2Пар.11:7. и Вефцур, и Сохо, и Одоллам,

2Пар.11:8. и Геф, и Марешу, и Зиф,

2Пар.11:9. и Адораим, и Лахис, и Азеку,

2Пар.11:10. и Цору, и Аиалон, и Хеврон, находившиеся в колене Иудином и Вениаминовом.

2Пар.11:11. И утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла и вина.

2Пар.11:12. И дал в каждый город щиты и копья и утвердил их весьма сильно. И оставались за ним Иуда и Вениамин.

Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены.

Таков Вифлеем (Быт.35:16,19; Быт.48:7; Руф.1:1); о положении его см. комментарии к (Нав.15:59; Руф.1:1) в «Толковой Библии», т. II, с. 98–99 и с. 211–212.

Ефам (LXX: Αιτάν, Vulgata: Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином (Нав.15:59), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия («Иудейские Древности», VIII, 7, 3), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне), ныне – Айн-Аттан, между Вифлиемом и Уртасом (Onomasticon, 487).

Фекоя – в Иудином колене (Нав.15:59), к северу от Хеврона, теперь Хирбет-Текуа (Onomasticon, 417; ср. Толков. Библия, т. II, с. 336–337 и 430).

Бефцур (LXX βαιθσουρὰ) – в Иудином колене, в горах Иудиных (Нав.15:58; Неем.3:16); особенно известен стал во времена Маккавеев, как сильная крепость, бывшая тогда местом нескольких сильных сражений (1Мак.4:29,61; 1Мак.6:7,26); согласно И. Флавию («Иудейские Древности», VIII, 5, 6), был наиболее укрепленным оплотом в земле Иудейской; теперь Бат-Сур по дороге из Иерусалима в Хеврон, на расстоянии верст 20-ти от первого (ср. Onomasticon, 234), лежит на земле, у подошвы которого протекает обильный источник Айн-ед-Дирье, где, по преданию, Ап. Филипп крестил евнуха Кандакии.

Сохо: (LXX: Σοχώθ) – имя двух городов в Иудином колене (Нав.15:35,48; 1Цар.17:1; 3Цар.4:10 и др., Onomasticon, 881), к юго-западу от Иерусалима, см. «Толковую Библию», т. II, с. 96–98.

Одоллам (евр.: адуллам) упоминается уже в (Быт.38:1,12,20). Взятый Иисусом Навином (Нав.12:15) достался в жребий Иудин (ср. (2Мак.12:38)), в 5-ти верстах к северо-востоку от Сохо (Onomasticon, 24; ср. комментарии в «Толковая Библия», т. II, с. 76–77).

Геф (евр.: гат) – к западу от Сохо, верстах в 5-ти; до царствования Давида был одним из пяти главнейших филистимских городов (1Цар.6:17,17:4), Давид покорил его ((2Цар.8:1); ср. «Толковая Библия», т. II, с. 240–241 и 317; ср. Onomasticon, 301).

Мареша (LXX, славянский текст: «Марисан») к югу верстах в 5 от Гефа (Нав.15:44); («Толковая Библия», т. II, с. 97) родина пророка Михея (Мих.1:1), место сражения Асы с Зараем Ефиоплянином (2Пар.14:9); во времена Маккавеев и последующие нередко переходил из рук в руки (И. Флавий, «Иудейские Древности», XII,8,6; XIII,9,1; XIII,15,4; XIV,4,4; XIV,5,3), пока окончательно был разрушен парфянами при Ироде («Иудейские Древности»,XV,13,9; «Иудейская Война»,I,13,9; ср. Onomasticon, 673).

Зиф (Нав.15:55) – в 1 3/4 часа пути к югу от Хеврона (Onomasticon, 464); в пустынных окрестностях Зифа скрывался Давид от преследований Саула ((1Цар.23:14,26:2), «Толковая Библия», т. II, с. 98 и 282).

Адораим к востоку от Зифа ((1Мак.13:20); Onomasticon, 165), теперь Дер'ат.

О положении Лахиса (4Цар.14:19) см. «Толковую Библию», т. II, с. 523.

О положении Азека (Нав.10:10,15:35); (Onomasticon, 34), см. также «Толковую Библию», т. II, с. 62–63.

О положении Цоры (LXX: Σαραὰ, слав.: «Салаа», (Нав.15:33,19:41); Onomasticon, 830) – там же, с. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Равоамом.

Об Аиалоне (Нав.10:12,19:42), см. «Толковую Библию», т. II, с. 63 и 117. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13–14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 519).

Хеврон, ранее Кириаф-Арба (Быт.13:18,23:2; Чис.13:23; Нав.10:36,12:10,14:13,15:13; Суд.1:10) и др., – один из древнейших городов мира (согласно (Чис.13:23), построен 7-го годами прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву (Нав.14:13), после около 7 лет был столицей Давида (2Цар.2:1,5:5). В евангельское время, по преданию, был местом жительства св. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomasticon, 113) см. «Толковую Библию», т. I, с. 93 и 536–537, т. II, с. 88. Кроме крепостей, во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11–12).

2Пар.11:13. И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов,

2Пар.11:14. ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня

2Пар.11:15. и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал.

2Пар.11:16. А за ними и из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу Богу отцов своих.

2Пар.11:17. И укрепили они царство Иудино и поддерживали Ровоама, сына Соломонова, три года, потому что ходили путем Давида и Соломона в сии три года.

Краткое сообщение (3Цар.12:31) о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь (ст. 13–15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились – частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове (Иез.44:10–14) – нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван, кроме собственного имени, еще именем сеирим, LXX: μάταια, Vulgata: daemonia, русский синодальный перевод передает еврейское название буквально: «козлы», но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. Ис.13:21,34:14). См. у проф. Ф.Г. Елеонского, «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней», Спб. 1884, с. 136–140; у А. Глаголева, «Ветхозаветное библейское учение об ангелах», Киев 1900, с. 591 –595.

О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16–17), говорится и в (3Цар.12:27–28), причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. «Три года» (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. 3Цар.14:22–24) и в Иудее началось идолослужение (ср. 2Пар.12:1). Ср. «Толковая Библия», т. II, с. 436.

2Пар.11:18. И взял себе Ровоам в жену Махалафу, дочь Иеромофа, сына Давидова, и Авихаиль, дочь Елиава, сына Иессеева,

2Пар.11:19. и она родила ему сыновей: Иеуса и Шемарию и Загама.

2Пар.11:20. После нее он взял Мааху, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа.

2Пар.11:21. И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей.

2Пар.11:22. И поставил Ровоам Авию, сына Маахи, главою [и] князем над братьями его, потому что хотел воцарить его.

2Пар.11:23. И действовал благоразумно, и разослал всех сыновей своих по всем землям Иуды и Вениамина во все укрепленные города, и дал им содержание большое и приискал много жен.

Восполняется сравнительно с 3 Царств царская родословная Ровоама (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 437). О неодинаковом написании имени третьей жены Ровоама, матери Авии, и ее отца, в ст. 20 ((3Цар.15:2); (2Пар.13:2)) смотрите «Толковую Библию» т. II, с. 437–438. Из 28 сыновей своих (ст. 21) Ровоам удержал при себе лишь предназначенного к престолонаследию Авию, прочих, же, во избежание братоубийственной распри, разослал по разным городам, обеспечив каждого содержанием и поручив государственную службу.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Вторая книга Паралипоменон. 644-776 с.

Комментарии для сайта Cackle