Глава 9
1–34. Население Иерусалима. 35–44. Повторение родословия Саула.
1Пар.9:1. Так были перечислены по родам своим все Израильтяне, и вот они записаны в книге царей Израильских. Иудеи же за беззакония свои переселены в Вавилон.
1Пар.9:2. Первые жители, которые жили во владениях своих, по городам Израильским, были Израильтяне, священники, левиты и нефинеи.
1Пар.9:3. В Иерусалиме жили некоторые из сынов Иудиных и из сынов Вениаминовых, и из сынов Ефремовых и Манассииных:
Стихи 1–3 составляют заключение к родословиям I-VIII глав и в то же время образуют переход генеалогических списков двенадцати колен к исчислению жителей Иерусалима, столицы того теократического государства, история которого излагается далее. Поименному перечислению их автор предпосылает общее замечание о составе населения городов израильских (священники, левиты, нефинеи), а затем и собственно Иерусалима. Жителям первых он усвояет название «гарииноним» (2 ст.), что значит «прежние», «ранние», т.е. жители допленного периода, но не времен после плена, как утверждают Берто, Дайлер и др. Сообразно же с этим и население Иерусалима, как, поставленное в параллель населению городов израильских нельзя считать послепленным. Равным образом и общий состав его не соответствует тому, который отмечается в кн. Неемии. В ней среди жителей Иерусалима не значится сынов Ефремовых и Maнассииых (Неем.11:4).
1Пар.9:4. Уфай, сын Аммиуда, сын Омри, сын Имрия, сын Вания, – из сыновей Фареса, сына Иудина;
1Пар.9:5. из сыновей Шилона – Асаия первенец и сыновья его;
1Пар.9:6. из сыновей Зары – Иеуил и братья их, – шестьсот девяносто;
1Пар.9:7. из сыновей Вениаминовых Саллу, сын Мешуллама, сын Годавии, сын Гассенуи;
1Пар.9:8. и Ивния, сын Иерохама, и Эла, сын Уззия, сына Михриева, и Мешуллам, сын Шефатии, сына Регуила, сына Ивнии,
1Пар.9:9. и братья их, по родам их: девятьсот пятьдесят шесть, – все сии мужи были главы родов в поколениях своих.
Поименное перечисление потомков Иуды и Вениамина. Из сыновей Фареса и из шилонитов (стихи 4–6) ни одно имя не сходно с именами (Неем.11:4–6). Из имен сыновей Вениамина в обеих книгах одинаково имя Саллу, но предки их совершенно различны.
1Пар.9:10. А из священников: Иедаия, Иоиарив, Иахин,
1Пар.9:11. и Азария, сын Хелкии, сын Мешуллама, сын Садока, сын Мераиофа, сын Ахитува, начальствующий в доме Божием;
1Пар.9:12. и Адаия, сын Иерохама, сын Пашхура, сын Малхии; и Маасай, сын Адиела, сын Иахзера, сын Мешуллама, сын Мешиллемифа, сын Иммера;
1Пар.9:13. и братья их, главы родов своих: тысяча семьсот шестьдесят, – люди отличные в деле служения в доме Божием.
Имена иерусалимских священников. Согласно (1Пар.24:7,17), имена стиха (1Пар.9:10) – имена не лиц, но целых священнических родов, они же встречаются и в (Неем.11:10). Вместо Азарии, сына Хелкии (стихи 11–17), в (Неем.11:11) называет Сераию, сына Хелкию. Предки их одни и те же; но Сераия мог быть послепленным потомком этих лиц. Поколения Авдии и Маасая излагаются в обеих книгах с особенностями в количестве и именах своих предков. Наконец, в кн. Паралипоменон отсутствует родоловие Завдииля (Неем.11:14). Число 1760 (ст. 13) – число не глав священнических родов, но всех священников, принадлежащих к шести священническим поколениям.
1Пар.9:14. А из левитов: Шемаия, сын Хашува, сын Азрикама, сын Хашавии, – из сыновей Мерариных;
1Пар.9:15. и Вакбакар, Хереш, Галал, и Матфания, сын Михи, сын Зихрия, сын Асафа;
1Пар.9:16. и Овадия, сын Шемаии, сын Галала, сын Идифуна, и Берехия, сын Асы, сын Елканы, живший в селениях Нетофафских.
Потомок Мерари Шемаия с тем же именем упоминается и в (Неем.11:15). Первые же три имени ст. 15 у Неемии отсутствуют. Из имен ст. 16 только одно – Овадия может быть отожествлено с Авдою (Неем.11:17). Берехия у Неемии не упоминается, но и в кн. Паралипоменон нет имен (Неем.11:16): Шавфай и Иозавад. Так как Берехия жил в Иерусалиме (1Пар.9:4), то замечание: «живший в селениях Нетофафских» (Нетофа вблизи Вифлеема – Неем.7:26), относится не к нему, а к его предку Елкане.
1Пар.9:17. А привратники: Шаллум, Аккуб, Талмон и Ахиман, и братья их; Шаллум был главным.
Как видно из (1Пар.9:24–26), названные в настоящем стихе четыре лица, из которых кн. Неемии знает только двух – Ахкува и Талмона (Неем.11:19), были не простыми стражами ворот, а начальниками над привратниками.
Приведенное сравнение имен кн. Паралипоменон и Неемии ясно показывает, что различие между двумя списками настолько велико, что никак нельзя допустить, что в них исчисляются одни и те же лица и одного и того же времени. Если же в обоих списках некоторые имена действительно сходны, то подобное совпадение весьма просто объясняется тем, что после плена пришли в Иерусалим те самые роды, которые, или предки которых, жили там ранее, а главным образом свойственным евреям обычаем повторять в родственных линиях одни и те же имена, в силу чего детей называли именами предков (см., напр., генеалогию Аарона – (1Пар.6:4–15)).
1Пар.9:18. И доныне сии привратники у ворот царских, к востоку, содержат стражу сынов Левииных.
1Пар.9:19. Шаллум, сын Коре, сын Евиасафа, сын Корея, и братья его из рода его, Кореяне, по делу служения своего, были стражами у порогов скинии, а отцы их охраняли вход в стан Господень.
1Пар.9:20. Финеес, сын Елеазаров, был прежде начальником над ними, и Господь был с ним.
1Пар.9:21. Захария, сын Мешелемии, был привратником у дверей скинии собрания.
1Пар.9:22. Всех их, выбранных в привратники к порогам, было двести двенадцать. Они внесены в список по селениям своим. Их поставил Давид и Самуил-прозорливец за верность их.
1Пар.9:23. И они и сыновья их были на страже у ворот дома Господня, при доме скинии.
1Пар.9:24. На четырех сторонах находились привратники: на восточной, западной, северной и южной.
1Пар.9:25. Братья же их жили в селениях своих, приходя к ним от времени до времени на семь дней.
1Пар.9:26. Сии четыре начальника привратников, левиты, были в доверенности; они же были приставлены к жилищам и к сокровищам дома Божия.
1Пар.9:27. Вокруг дома Божия они и ночь проводили, потому что на них лежало охранение, и они должны были каждое утро отпирать двери.
1Пар.9:28. Одни из них были приставлены к служебным сосудам, так что счетом принимали их и счетом выдавали.
1Пар.9:29. Другим из них поручена была прочая утварь и все священные потребности: мука лучшая, и вино, и елей, и ладан, и благовония.
1Пар.9:30. А из сыновей священнических некоторые составляли миро из веществ благовонных.
1Пар.9:31. Маттафии из левитов, – он первенец Селлума Кореянина, – вверено было приготовляемое на сковородах.
1Пар.9:32. Некоторым из братьев их, из сынов Каафовых, поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу.
1Пар.9:33. Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий, потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим.
1Пар.9:34. Это главы поколений левитских, в родах своих главные. Они жили в Иерусалиме.
Должности и служение левитов при храме.
1Пар.9:18. И доныне сии привратники у ворот царских, к востоку, содержат стражу сынов Левииных.
Лица (1Пар.9:17) были стражами при том главном входе внутрь двора, который предназначался лишь для царя (4Цар.16:18; Иез.46:1,2).
1Пар.9:19. Шаллум, сын Коре, сын Евиасафа, сын Корея, и братья его из рода его, Кореяне, по делу служения своего, были стражами у порогов скинии, а отцы их охраняли вход в стан Господень.
Сообразно с указанием (1Пар.9:19) о поставлении привратников у порога Давидом можно думать, что Шаллум, главный из начальников над привратниками (1Пар.9:17), несущий службу у порогов скинии, – современник Давида. Именно его отожествляют с Мешелемией (1Пар.26:1) на том, между прочим, основании, что оба имени сходны по значению: Шаллум – «воздаяние», Мешелемия – «Иегова воздаст».
1Пар.9:21. Захария, сын Мешелемии, был привратником у дверей скинии собрания.
Тожество Захарии, сына Мешелемии, с Захариею (1Пар.26:2) не подлежит никакому сомнению; следовательно, и он, подобно Шаллуму, современник Давида. Но чем отличалось его служение от служения других привратников, почему упоминается именно он, этого не разъясняют ни данный стих, ни (1Пар.26:2).
1Пар.9:22. Всех их, выбранных в привратники к порогам, было двести двенадцать. Они внесены в список по селениям своим. Их поставил Давид и Самуил-прозорливец за верность их.
Общее число привратников – 212 не соответствует ни числу времени Давида (93 см. (1Пар.26:8–11)), ни Зоровавепя (139 – (1Езд.2:42)), ни Неемии (172 – (Неем.11:19)). По всей вероятности, это число предпленного периода.
1Пар.9:24. На четырех сторонах находились привратники: на восточной, западной, северной и южной.
Ср. (1Пар.26:14) и др.
1Пар.9:28. Одни из них были приставлены к служебным сосудам, так что счетом принимали их и счетом выдавали.
Ср. (1Пар.28:13; Дан.1:2,5:2).
1Пар.9:29. Другим из них поручена была прочая утварь и все священные потребности: мука лучшая, и вино, и елей, и ладан, и благовония.
Ср. (Лев.2:1; Исх.30:23,25:6).
1Пар.9:30. А из сыновей священнических некоторые составляли миро из веществ благовонных.
Ср. (Исх.30:23).
1Пар.9:32. Некоторым из братьев их, из сынов Каафовых, поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу.
Ср. (Чис.4:7).
1Пар.9:35. В Гаваоне жили: отец Гаваонитян Иеил, – имя жены его Мааха,
1Пар.9:36. и сын его первенец Авдон, за ним Цур, Кис, Ваал, Нер, Надав,
1Пар.9:37. Гедор, Ахио, Захария и Миклоф.
1Пар.9:38. Миклоф родил Шимеама. И они подле братьев своих жили в Иерусалиме вместе с братьями своими.
1Пар.9:39. Нер родил Киса, Кис родил Саула, Саул родил Ионафана, Мелхисуя, Авинадава и Ешбаала.
1Пар.9:40. Сын Ионафана Мериббаал; Мериббаал родил Миху.
1Пар.9:41. Сыновья Михи: Пифон, Мелех, Фарей [и Ахаз].
1Пар.9:42. Ахаз родил Иаеру; Иаера родил Алемефа, Азмавефа и Замврия; Замврий родил Моцу;
1Пар.9:43. Моца родил Бинею: Рефаия, сын его; Елеаса, сын его; Ацел, сын его.
1Пар.9:44. У Ацела шесть сыновей, и вот имена их: Азрикам, Бохру, Исмаил, Шеария, Овадия и Ханан. Это сыновья Ацела.
Родословие Саула, воспроизводящее родословие 1Пар.8:29–40 (см. комментарии), помещается в настоящем месте в качестве перехода к главе 1Пар.10, касающейся одного из моментов царствования Саула – его неудачной войны с филистимлянами и смерти.