Глава 10
Битва с филистимлянами на горах Гелвуйских и смерть Саула.
Десятая глава, повествующая о смерти Саула и его сыновей, служит введением в излагаемую далее историю правления Давида, так как падение дома Саула предрешило воцарение Давида сперва над коленом Иудиным (2Цар 2.2), а затем и над всем Израилем (2Цар.4:1–5:1). Со стороны своего содержания десятая глава является, за немногим исключениями, буквальным повторением 1Цар 31.1.
1Пар.10:6. И умер Саул, и три сына его, и весь дом его вместе с ним умер.
Выражение: «и умер весь дом его вместе с ним», заменяет слова 1Цар.: «умер с оруженосцем своим и даже со всеми ратниками своими». Если последние указывают на приближенных к Саулу лиц, то первое не означает непременно все семейство: оставшийся в живых сын Саула Иевосфей одинаково известен и автору кн. Паралипоменон и автору кн. Царств (1Пар 8.33, 9.34). В объем понятия «дом» входит понятие о «слугах» (Быт 50.7); они-то здесь и разумеются.
1Пар.10:7. Когда увидели Израильтяне, которые были в долине, что все бегут и что Саул и сыновья его умерли, то оставили города свои и разбежались; а Филистимляне пришли и поселились в них.
По сравнению с кн. Царств у автора не достает выражения «и за Иорданом» (жившие). Вообще в кн. Царств полнее представлены окрестности Гелвуйских гор, от которых на запад идет обширная изреельская долина, а на восток заиорданская часть. Впрочем, верность исторического рассказа на стороне кн. Паралипоменон, так как жители заиорданского города Иависа не только не бежали, как представляется в кн. Царств, но пришли даже спасти от поругания труп царя (1Пар.10:11–12).
1Пар.10:10. И положили оружие его в капище богов своих, и голову его воткнули в доме Дагона.
В 1Цар. прямо и определенно говорится, что доспехи были положены в храме Астарты (1Цар 31.10); о принесении головы Саула в дом Дагона в ней нет речи, но это замечание кн. Паралипоменон указывает на действительный факт. Оружие и отрубленная голова Саула (1Пар.10:9), главные трофеи, естественно, приносятся в храм. Дополняя кн. Царств, автор Паралипоменон пропускает ее сообщение о теле Саула, повешенном на стенах Вефсана (ст. 10). В зависимости от этого дальнейшее повествование (1Пар.10:12) не так уже ясно и понятно, как в кн. Царств.
1Пар.10:13. Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом,
1Пар.10:14. а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву.
Соображения о причинах смерти Саула, не встречающиеся в кн. Царств, представляли повторение мыслей Самуила, не раз высказанных им Саулу (1Цар.13:13–14, 15:22–23, 28, 18:16–18).