Глава 11
1–9. Воцарение Давида над всем Израилем в Хевроне. 10–47. Список героев, сподвижников Давида.
В этой главе с незначительными изменениями повторяется содержание (2Цар.5:1–10) (соответствует здесь стихи 1Пар.11:1–9) и (2Цар.23:8–39) (соответствуют здесь стихи 1Пар.11:10–47).
1Пар.11:1. И собрались все Израильтяне к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы кость твоя и плоть твоя;
1Пар.11:2. и вчера, и третьего дня, когда еще Саул был царем, ты выводил и вводил Израиля, и Господь Бог твой сказал тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля и ты будешь вождем народа Моего Израиля».
1Пар.11:3. И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хеврон, и заключил с ними Давид завет в Хевроне пред лицем Господним; и они помазали Давида в царя над Израилем, по слову Господню, чрез Самуила.
Помазание Давида в цари над всем Израилем имело место не после смерти Саула, как можно заключить на основании повествования кн. Паралипоменон, а после смерти преемника Саула по престолу – Иевосфея (2Цар.3–5). История его царствования, ознаменованная междоусобною войною между домом Саула и Давида, опускается автором кн. Паралипоменон, может быть, потому, что составляет темную страницу в истории правления последнего.
1Пар.11:3. И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хеврон, и заключил с ними Давид завет в Хевроне пред лицем Господним; и они помазали Давида в царя над Израилем, по слову Господню, чрез Самуила.
По сравнению с (2Цар.5:3) данный стих имеет незначительную прибавку: «по слову Господню, через Самуила». Следующие затем ст. (2Цар.5:4–5), содержащие указание на годы Давида при воцарении и на продолжительность правления в Хевроне и Иерусалиме, опускаются автором Паралипоменон для того, чтобы не нарушать связность повествования. Даты кн. Царств приводятся им в конце обзора правления Давида (1Пар.29:27).
1Пар.11:5. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов.
По склонности к сокращениям автор Паралипоменон пропускает слова кн. Царств: «слепые и хромые отразят тебя, как бы говорили: Давиду не войти сюда» (2Цар.5:6).
1Пар.11:6. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою.
Сообразно с пропуском в стихе 5 и 6-й стих читается совершенно иначе, чем параллельный ему (2Цар.5:8). Но как предложение Давида, так и его выполнение Иоавом находят свое объяснение: первое в самонадеянности Иевуссеев, второе в храбрости Иоава.
1Пар.11:8. И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил остальные части города.
Книга Царств не говорит об участии Иоава в работах по устроении Иерусалима; но оно вполне естественно в виду той роли, которую он играл при завоевании города.
1Пар.11:9. И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним.
1Пар.11:10. Вот главные из сильных у Давида, которые крепко подвизались с ним в царстве его, вместе со всем Израилем, чтобы воцарить его, по слову Господню, над Израилем,
Исчисление героев – сподвижников Давида, способствовавших славе его царствования, в начале изложения истории его правления находит свое объяснение в стремлении и желании автора отметить наиболее блестящие страницы его деятельности. Поэтому оно и выдвигается на первый план. Нижепоименованные лица «подвизались, чтобы вместе со всем Израилем воцарить Давида», точнее, утвердить его престол.
1Пар.11:11. и вот число храбрых, которые были у Давида: Иесваал, сын Ахамани, главный из тридцати. Он поднял копье свое на триста человек и поразил их в один раз.
Во (2Цар.23:8) это лицо называется Иошев-Иашевет. «Сын Ахамани» – «Хакмони». Последнее имя, насколько можно судить по кн. Царств, – имя местности, а не лица. В (1Пар.27:2) Иесваал называется сыном Завдиила. Он убил «триста" человек, но не восемьсот, как говорится в кн. Царств (2Цар.23:8). Число триста поставлено, как думают, в кн. Паралипоменон в соответствие (1Пар.11:20), в котором идет речь об Авессе.
1Пар.11:12. По нем Елеазар, сын Додо Ахохиянина, из трех храбрых:
Имя третьего героя, как видно из 2 кн. Царств (2Цар.23:11) – Шамна. Пропуск в кн. Паралипоменон не подлежит никакому сомнению, так как и ниже постоянно упоминается о трех героях, хотя поименованы только два. Книга Паралипоменон опускает также повествование о подвиге Елеазара (2Цар.23:10).
1Пар.11:13. он был с Давидом в Фасдамиме, куда Филистимляне собрались на войну. Там часть поля была засеяна ячменем, и народ побежал от Филистимлян;
1Пар.11:14. но они стали среди поля, сберегли его и поразили Филистимлян. И даровал Господь спасение великое!
Сообразно с указанием (2Цар.23:11–12) описанный здесь подвиг совершен не Елеазаром, как следует из кн. Паралипоменон, а Шаммою.
1Пар.11:23. он же убил Египтянина, человека ростом в пять локтей: в руке Египтянина было копье, как навой у ткачей, а он подошел к нему с палкою и, вырвав копье из руки Египтянина, убил его его же копьем:
Пять локтей равняются приблизительно 3 3/4 аршина. В кн. Царств (2Цар.23:21) отсутствует определение роста, и стоит выражение «видный".
«Навой у ткачей» – прибавка кн. Паралипоменон.
1Пар.11:27. Шамма Гародитянин; Херец Пелонитянин;
Перед именем Херец должно стоять «Елика Гародитянин» (2Цар.23:25). Родина Хереца называется во 2 кн. Царств (2Цар.23:26) Палти. Чтение кн. Паралипоменон дает понять, что Пелони лежала в колене Ефремовом.
1Пар.11:41. Урия Хеттеянин; Завад, сын Ахлая;
Следующих за Уриею Хеттеянином имен нет в (2Цар.23), а название мест происхождения этих лиц, кроме Ароэра, не встречаются в Ветхом Завете.