Глава 7
1–5. Поколение Иссахара. 6–11. Поколение Вениамина. 14–19. Полуколено Манассиино. 20–29. Поколение Ефрема. 30–40. Поколение Ассира.
1Пар.7:1. Сыновья Иссахара: Фола, Фуа, Иашув и Шимрон, четверо.
Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в (Чис.26:23), но в (Быт.46:13) третий сын называется Иов.
1Пар.7:2. Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот.
1Пар.7:3. Сын Уззия: Израхия; а сыновья Израхии: Михаил, Овадиа, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные.
1Пар.7:4. У них, по родам их, по поколениям их, было готово к сражению войска тридцать шесть тысяч; потому что у них было много жен и сыновей.
1Пар.7:5. Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи.
Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давиде народной переписи (2Цар.24; 1Пар.21) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 (Чис.1:29) и во время второго – 64 300 (Чис.26:25), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек.
1Пар.7:6. У Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое.
Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с (Быт.46:21), где значится десять сыновей, (Чис.26:38) – пять сыновей, с (1Пар.8:1) – тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей – о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Белу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и (1Пар.8:1) (в последней главе он упомянут в 8–9 стихах) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бытия, на том основании, что, по указанию (Чис.36:40), они были его внуками – детьми от его сына Белы. Гера и Рош (Быт.46:21) опущены в других генеалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай (1Пар.8:1) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) – Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) – Хуфам (Чис).
1Пар.7:7. Сыновья Белы: Ецбон, Уззий, Уззиил, Иеримоф и Ири, пятеро, главы поколений, люди воинственные. В родословных списках записано их двадцать две тысячи тридцать четыре.
Имена сыновей Белы не совпадают с перечисленными в (Чис.26:40) и (1Пар.8:3) ввиду того, может быть, обстоятельства, что в данном стихе отмечены не сыновья Белы, а его дальнейшие потомки.
1Пар.7:8. Сыновья Бехера: Земира, Иоаш, Елиезер, Елиоенай, Омри, Иремоф, Авия, Анафоф и Алемеф: все эти сыновья Бехера.
Два последних имени употребляются обыкновенно в качестве имен левитских городов: Алемеф – 1Пар.6:60; Анафокс – Иер.1:1.
1Пар.7:11. Все эти сыновья Иедиаила были главами поколений, люди воинственные; семнадцать тысяч и двести было выходящих на войну.
Общее количество вениамитян, способных носить оружие, исчисляется, вероятно, ко времени Давида в 59 434 человека (22 034 из потомков Белы – (1Пар.7:7); 20 200 из Бехера – (1Пар.7:8) и 17 200 – Иедиаила, т.е. на 13 834 человека более, чем при Моисее (45 600 – (Чис.26:41)). Столь незначительное увеличение численности вениамитян (ср. примеч. к 1Пар.7:2–5) в течение 4-х веков в достаточной мере объясняется их междоусобной войной с другими коленами в период Судей, в результате которой их осталось только 600 человек (Суд.20:47).
1Пар.7:12. И Шупим и Хупим, сыновья Ира; Хушим, сын Ахера.
Имена Шупим и Хупим тождественны с именами двух сыновей Вениамина (Быт.46:21), но так как отцом лиц данного стиха является Ир, по всей вероятности, сын Белы (1Пар.7:7), то они оказываются внуками Вениамина. Кто такой Ахер и к какому поколению принадлежит он и его сын Хушим, текст не говорит. Но некоторые соображения заставляют считать его тем единственным сыном Дана – Хушимом (в (Чис.26:42) он называется, благодаря перестановке букв, Шухам), о котором упоминает (Быт.46:23). Именно, и в кн. Бытия (Быт.46:23), и в кн. Чисел (Чис.26:42) поколение Дана исчисляется непосредственно после поколения Вениамина, точнее, как и в VII гл. 1 кн. Паралипоменон, между Вениамином и Неффалимом. Стоящее в конце (1Пар.7:13) замечание: «дети Валлы», указывает, согласное (Быт.46:25), на обоих ее сыновей – Дана и Неффалима, а потому и здесь, как в кн. Бытия, должен быть упомянут первый. Замалчивание Дана, – сокрытие его под именем «Ахер" («другой») естественно для автора ввиду двукратного отсутствия его имени в (1Пар.6:61) и (1Пар.6:69).
1Пар.7:13. Сыновья Неффалима: Иахцеил, Гуни, Иецер и Шиллем, дети Валлы.
Из колена Неффалимова обозначаются только его сыновья. Данное явление объясняется, как думают, тем, что автор не мог найти родословных списков этого колена и дал столько имен, сколько имел (Быт.46:24; Чис.26:48).
1Пар.7:14. Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеянка; она же родила Махира, отца Галаадова.
1Пар.7:15. Махир взял в жену сестру Хупима и Шупима, – имя сестры их Мааха; имя второму Салпаад. У Салпаада были только дочери.
1Пар.7:16. Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем.
1Пар.7:17. Сын Улама: Бедан. Вот сыновья Галаада, сына Махира, сына Манассиина.
1Пар.7:18. Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу.
1Пар.7:19. Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аниам.
Генеалогия полуколена Манассиина, жившего на западно-иорданской стороне; о полуколене, обитавшем на восточной стороне, шла речь в (1Пар.5:23–26). Из отмеченных в (Чис.26:29,34) и (Нав.17:2) шести поколений Манассии, автор упоминает только о двух – Асриила и Шемиды.
1Пар.7:14. Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеянка; она же родила Махира, отца Галаадова.
По указанию (Чис.26:29–31), Асриил не сын Манассии, а его правнук, – сын его внука Галаада. В качестве дальнейшего потомка Манассии, но не сына, он выставляется и в данном стихе через замечание, что его мать арамеянка родила Манассии Махира.
1Пар.7:15. Махир взял в жену сестру Хупима и Шупима, – имя сестры их Мааха; имя второму Салпаад. У Салпаада были только дочери.
Стих 15 в еврейском тексте настолько темен и непонятен, что порча его, по общему мнению экзегетов, не подлежит никакому сомнению. Буквальный перевод еврейского чтения имеем у блаж. Иеронима и в славянской Библии: «Махир же поят жену Офирови и Сафинови, и имя сестре его Мооха». Мооха (Мааха), называемая в настоящем случае сестрою Махира, по (1Пар.7:16) оказывается его женою, из чего заключают, что местоимение «его» ошибочно поставлено в единственном числе вместо множественного «их», т.е. Офира и Сафина (Хупима и Шупима). Далее, частицу «ле», стоящую перед последними именами, понимают при глаголе «взял» не в смысле частицы дательного падежа, а винительного, и в зависимости от этого читают: «Махир взял жену у Хупима и Шупима (двух вениамитян – 1Пар.7:12); имя сестры их Мааха». «А имя другой – Салпаад». После слова «другой» пропущено, очевидно, какое-то существительное имя. Михаэлис данное место читает так: «а имя второго сына Манассии Салпаад» (ср. Чис.26:33; Нав.17:3).
1Пар.7:16. Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем.
Имена сыновей Маахи нигде более не встречаются.
1Пар.7:18. Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу.
Имя сестры Махира «Молехеф" и первого ее сына в других местах Ветхого Завета не встречаются, но имя второго «Авиезер» тожественно с упоминаемым в (Нав.17:3) именем главы того поколения Манассии, из которого происходил Гедеон (Суд.6:11,15). Отожествлению мешает лишь то обстоятельство, что в данном месте кн. Иисуса Навина «Авиезер" – сын самого Манассии, но не его сестры, как здесь.
1Пар.7:19. Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аниам.
Шемда – сын Манассии (Нав.17:2), точнее Галаада (Чис.26:30,32). Имена его сыновей, кроме Шехема, сына Галаада (Чис.26:31) нигде более не встречается.
1Пар.7:20. Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его,
1Пар.7:21. и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их.
1Пар.7:22. И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его.
1Пар.7:23. Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его.
1Пар.7:24. И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру.
1Пар.7:25. И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его,
1Пар.7:26. Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его,
1Пар.7:27. Нон, сын его, Иисус, сын его.
1Пар.7:28. Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов.
1Пар.7:29. А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.
Поколение Ефрема от сына его Шутелаха, представителя главного, по (Чис.26:35–36), рода ефремлян, проводится через шесть генераций, кончая Шутелахом (21 стих), к которому присоединяются еще его братья Езер и Елиад.
1Пар.7:21. и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их.
Замечание стиха 22, что убитых в Гефе оплакивал отец их Ефрем, дает понять, что набег ефремлян на Геф имел место во время жизни евреев в Египте (см. комментарий к (Исх.1:9–10), но не ранее, так как по (Быт.46:20)) сам Ефрем родился в Египте. С другой стороны, ввиду того, что по 23 ст. Ефрем – имя личности, но не собирательное имя всего колена, нельзя относить это событие и к более позднему времени, как делает, напр., Бертольд, разумеющий под Ефремом все колено, а не личность.
1Пар.7:24. И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру.
Шеера – дочь или внучка Ефрема, но не случайно упомянутого в (1Пар.7:23) Берия. Верхний и нижний Бефорон лежат на южной границе колена Ефремова, на дороге из Иерусалима в Яффу.
1Пар.7:25. И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его,
1Пар.7:26. Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его,
1Пар.7:27. Нон, сын его, Иисус, сын его.
Предки Иисуса Навина. Судя по (Чис.26:35) и др., Рефая и Решефа едва ли можно считать сыновьями Ефрема. В (Чис.26:35) имя Фахан усвояется сыну Ефрема, но Фахан настоящего стиха, очевидно, его дальнейший потомок.
1Пар.7:26. Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его,
Как имя ефремлянина Лаедан встречается только здесь. В (1Пар.23:7) и (1Пар.26:21) оно является именем одного из левитов. Сын Аммиуда Елишама был во времена Моисея вождем колена Ефремова (Чис.7:48,10:22), а его внуком, сыном Нуна, или, по чтению Пятикнижия, Нуна является известный Иисус Навин.
1Пар.7:28. Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов.
1Пар.7:29. А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.
Указание занятой ефремлянами и полуколеном Манассии местности, подобно тому, как такого же точно рода указание встречается после изложения генеалогии колен Симеонова (1Пар.4:28), Левиина (1Пар.6:54 и др.). Вефиль, лежавший на границе колена Вениаминова и Ефремова (Нав.16.2,18.15), первоначально достался первому (Нав.18.22); Нааран, может быть, тожественное местечко с находящейся на север от Иерихона Неарою (Иосиф Флавий. Иуд.Древн. 17:13, 1). Гезер лежал, по Иисусу Навину (Нав.16:3), между Вефороном и морем, на юго-западной границе, тогда как названный ниже Сихем – на северо-западной.
1Пар.7:29. А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.
По (Нав.17:11), перечисленные в данном стихе города лежали в уделе Иссахара и Ассира, но принадлежали колену Манассиину.
1Пар.7:30. Сыновья Асира: Имна, Ишва, Ишви и Берия, и сестра их Серах.
1Пар.7:31. Сыновья Берии: Хевер и Малхиил. Он отец Бирзаифа.
Одинаковое с настоящим перечисление сыновей и внуков Ассира находится в (Быт.46:17) и (Чис.26:44). В последнем месте не упомянут лишь Ишви; равным образом только в кн. Паралипоменон встречается имя Бирзаиф.
1Пар.7:32. Хевер родил Иафлета, Шомера и Хофама, и Шую, сестру их.
1Пар.7:33. Сыновья Иафлета: Пасах, Бимгал и Ашваф. Вот сыновья Иафлета.
1Пар.7:34. Сыновья Шемера: Ахи, Рохга, Ихубба и Арам.
Потомство Хевера, состоящее из трех поколений.
1Пар.7:35. Сыновья Гелема, брата его: Цофах, Имна, Шелеш и Амал.
Потомство Гелема, отожествляемого некоторыми экзегетами с Хофамом, сыном Хевера (1Пар.7:32); имена членов того и другого поколения, т.е. Хевера и Гелема встречаются только здесь.
1Пар.7:40. Все эти сыновья Асира, главы поколений, люди отборные, воинственные, главные начальники. Записано у них в родословных списках в войске, для войны, по счету двадцать шесть тысяч человек.
Отмеченное количество потомков Ассира более чем на половину меньше количества их по (Чис.26:47) (53 400). Но это разногласие не составляет противоречия, так как оба исчисления принадлежат различным временам, и в настоящем случае указывается, как можно думать, только количество родов Хевера, а в кн. Чисел число всех потомков Ассира времени Моисея.