Источник

Ахав, царь израильский

Ахав – сын Амврия, нечестивейший (7-й) царь израильский, называемый в ассирийских клинообразных надписях Аха-аббу Сирлай, т. е., Ахав израильский. Под влиянием своей жены Иезавели, дочери сидонского жреца-царя, он совратился в идолопоклонство Ваалу, и позволял Иезавели преследовать пророков Иеговы (3Цар.18:4). Вместо них, Ахав содержал 450 пророков вааловых, а его жена 400 пророков дубравных-жрецов богини Астарты (3Цар.18:19). Но что ему не удалось искоренить истинного богопочитания, это видно из деятельности пророка Илии и особенно из таких фактов, что даже Авдий, домоправитель Ахава, содействовал сокрытию истинных пророков в пещере, и что, по свидетельству самого Иеговы, было еще 7,000 человек, которые не преклоняли колен пред Ваалом (3Цар.19:18). Тем не менее, Ахав своим идолопоклонством причинил неисчислимые бедствия Израилю, и, несмотря на подвиги Ииуя и Иосии, народ подвергся заслуженной гибели. Ахав с значительным успехом царствовал в течение 22 лет, и при нем израильское царство достигло высшего своего политического развития. Он строил города, украсил Изреель и сделал его своей столицей, воздвиг отделанный слоновой костью дворец (3Цар.22:39), и несколько раз успешно вел войны против Сирии (3Цар.20). Он заключил союз с иудейским царем Иосафатом (3Цар.22), как позже сделал то же и Иорам, второй сын Ахава (4Цар.3). Дочь Ахава, Гофолия, вышла замуж за сына Иосафатова, Иорама (4Цар.8:18). Но, обладая известным умом и энергией, Ахав, однако, не в состоянии был вполне воспользоваться благоприятствовавшими ему обстоятельствами. Нерешительность и слабость были его отличительной чертой. Он трепетал пред пророком Илией, которого сначала укорил; тронут был пророчеством Михея, хотя сначала заявил, что не боится его. Его действия по делу о винограднике Навуфея обличают в нем чисто-ребяческую капризность (3Цар.21). Раскаяние его было поверхностное: он вполне поддавался мимолетным впечатлениям. И, тем не менее, в нем были и своего рода добродетели: он пощадил жизнь своему врагу Венададу (3Цар.20:33), и имел достаточно физического мужества, чтобы оставаться на поле битвы после полученной им смертельной раны (3Цар.22:35). Но на нем и на всех его сообщниках тяготело праведное проклятие Божие. Он был причиной гибели Израильского и Иудейского царств.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle