Земли церковные
Земли церковные. Понятие о них. Под именем церковных земель разумеются земли, состоящие во владении или распоряжении церковных учреждений. Ближайшим образом – это земли, принадлежащие православным церквам и назначенные на содержание этих церквей и служащего при них духовенства. Но уже и церквам усвояются земли, имеющие особое назначение, каковы православные кладбища (решением гражд. кассац. д-та Прав. Сен., по делу о Плахтянском сельском кладбище, разъяснено, что право собственности на землю, отведенную под общественные кладбища, принадлежит духовному ведомству, – см. «Церк. Вед. 1897 г., 90–92).За церквами могут быть укреплены земли, имеющие своим назначением содержание отдельных, состоящих при церквах, учреждений, как богадельни, больницы и школы (порядок укрепления земель в пользу церк. школ см. «Ц. Вед.» 1901 г. № 4). Впрочем, теперь приходские благотворительные общества могут приобретать, по силе уставов, недвижимости и на свое имя («Церк. Вед.» 1891 г., ч. оф., 56–58). Далее, церковными почитаются земли, принадлежащие монастырям, архиерейским домам и духовно-учебным заведениям. Принимаются земли епархиальными начальствами (впредь до укрепления их за епархиальными учреждениями). Есть земли, принадлежащие непосредственно Св. Синоду в России (угодья упраздненных в 1813 г. трех московских монастырей) и за границею (в Турции).
Приобретение ц. з. После отобрания населенных церковных имений в казну в 1764 году установился порядок, по которому архиерейские домы, монастыри и церкви обязательно обеспечиваются земельными владениями (см. П. С. З. 1840 г. 8 дек. № 16154; т. IX Св. зак. ст. 400, прилож. к ст. 411 п. 4–14 и т. X ч. 2, Зак. меж. ст. 346–371, изд. 1893 г.). Порядок, по какому ведутся дела об этом обеспечении, известен епархиальным управлениям и здесь не описывается. Следует, однако, различать, из чьих владений земли приписываются, вследствие чего изменяется и пропорция отводимой земли (для церквей от 33 до 99 дес., см. 349 ст. и примеч. Зак. меж., а в Остзейском крае 5 дес.), и способ отчуждения (в помещичьих, крестьянских, казачьих, кабинетских и казенных владениях). Кроме сказанного узаконенного надела, церковным учреждениям не возбраняется и приобретение дополнительных земельных владений покупкою и пожертвованиями. Так как церковные земли пользуются некоторыми привилегиями в отношении повинностей и мобилизуются для государственных надобностей не без затруднений, то издавна установлен принцип государственного наблюдения, чтобы земля из государевой службы не уходила. Вследствие этого, с начала XIX в. узаконено, чтобы на принятие церковным учреждением земли испрашиваемо было особое, каждый раз, Высочайшее соизволение. Для испрошения же его необходимо, чтобы принимаемая земля свободна была от споров, исков и запрещений. Требование чистоты документов на принимаемую землю вполне целесообразно, так как освобождает от судебных, из-за принимаемых земель, процессов, обременительных для принимающих.
Владение. Первое правило владения землями – это охрана их. Для этого необходимо беречь и чаще сверять документы на землю с действительным владением. В этом отношении заботу доставить могут земли давнего церковного происхождения, так наз. писцовые земли. О размежевании таких земель и на случай споров из-за них имеются указания в законах (ст. 704–709 т. X ч. 2, ср. ук. Св. Син. 21 июля 1823 г.). Правила о производстве дел по возобновлению межевых знаков (по мин. юст. 15 янв. 1899 г., – см. «Цер. Вед.» 1899 г. № 20) требуют, чтобы в губернскую чертежную представлен был план земли, смежности и линии, где требуется возобновление меж, и указание владельцев, по границам коих требуется возобновление. На возбуждение дел в мировых установлениях и у земских начальников о восстановлении нарушенного владения церковными землями не требуется особого уполномочия от епархиального начальства (реш. Касс. д-та 1882 г. № 119). Касательно того, что церковные земли не подлежат обложению земскими сборами, чит. «Церк. Вед.» 1888 г., 45–51, 266–268. Что касается способов пользования церковными землями со стороны владельцев, то вопрос может быть только о пользовании землями приходских церквей. По этому предмету имеются Высочайше утв. 24 марта 1873 г. правила (см. цирк. ук. Св. Син. № 20). По этим правилам церковные земли разделяются на усадебные и полевые (пашня и покосы) – § 3. Часть церковной земли или отдельные на ней места могут быть обращены в оброчные статьи с разрешения епархиального начальства – § 6; а если обращается в такую статью узаконенная пропорция церковной земли, то требуется разрешение Синода – § 7. Усадебная земля назначается для наличного причта, но может быть предоставляема и заштатному, как и сиротствующим семьям духовенства – § 8. Обрабатывает землю каждый по-своему, или средствами собственного хозяйства, или путем аренды. В случае отдачи в аренду сообща, целым причтом, арендная плата делится пропорционально, в причитающихся каждому долях. Вообще же арендные деньги вносятся в кружку и выдаются каждому помесячно или по третям года – §§ 9, 10, 12. Срок аренды годовой, а если более долгий, то нужно разрешение епархиального начальства – §§ 10, 11.
Прекращение владения. Сюда относится обмен церковных земель и отчуждение их. Что касается перемены отведенных казною архиерейским домам и монастырям угодьев, то требовать ее воспрещено, кроме особенно важных к тому побуждений, и не иначе, как с Высочайшего соизволения (указ Св. Син. 1800 г. 5 мая, ср. т. IX Св. Зак. изд. 1899 г. ст. 434). Обмен угодий, полученных путем покупки или дара, допускается, как и самое получение, или принятие их, но два принципа (наблюдение за умножением церковных земель со стороны государства и охранение церковных земель наравне и по способу охранения земель казенных) обязывают производить обмен не иначе, как с Высочайшего соизволения. Еще более затруднено отчуждение. По общему требованию, видоизменившему, но не нарушившему канонический принцип неотчуждаемости, переход церковных земель во владение частных лиц не допускается (ук. Св. Син. 30 апр. 1826 г., т. IX Св. Зак. изд. 1899 г. ст. 445–449, пп. 15, 24, прил. к ст. 453). Высшая церковная власть прилагает заботу о том, чтобы от отчуждения не утратился и не уменьшился источник содержания духовенства. Поэтому в случае допущенного отчуждения возникает обязательство хранить вырученные суммы в казенных процентных бумагах (см. ст. 448 т. IX, ср. опр. Св. Син. 30 нояб. – 7 дек.1883 г.). Несколько иначе обстоит дело с землями духовно-учебных заведений. Дела об укреплении недвижимостей за этими заведениями, а равно и о продаже, и обмене имуществ, этим заведениям принадлежащих, окончательно разрешаются Св. Синодом (ст. 443 т. IX изд. 1899 г.). При отчуждении церковных недвижимых имуществ под линии железных дорог и сооружения их, Св. Синоду предоставлено право, по воспоследовании Высочайшего указа об отчуждении под устройства железной дороги частных земель и др. имуществ, не испрашивая по каждому отдельному случаю Высочайшего соизволения на отчуждение под ту же дорогу земель, принадлежащих церковным учреждениям, поступать относительно вознаграждения за таковые имущества на основании общих правил (И. С. З. 1870 г. 29 мая, Л 48433; ук.Св. Син. 19 июля 1870 г., т. X ч. I изд. 1900 г. ст. 575, 578, 599, 600).
Литература. Историческое происхождение, каноническое значение и разнообразная судьба церковного землевладения была обследована в ученых изысканиях. Таковы Вл. Милютина – «О недвижимых имуществах духовенства в России» («Чт. общ. ист. и древн.» 1859–1861); прот. Μ. Горчакова – «О земельных владениях всеросс. митр., патр. и Св. Синода», Спб., 1871 г.; С. Рождественского – «Служилое землевладение в московском государстве», Спб. 1897 г., А. Завьялова – «Вопрос о церковных имениях при Екатерине II», Спб. 1900 г.
А. Завьялов