Источник

Астраханские Епархиальные Ведомости

Астраханские Епархиальные Ведомости 1875–1899 гг. Первый № «Астрах. Еп. Вед.» вышел 7 сентября 1875 г.; «Ведомости» основаны тогдашним астраханским епископом Хрисанфом, причем, на издание их преосвященный определил ежегодную субсидию лично от себя 100 руб., от архиерейского дома 100 р., от Иоанно-Предтеченского монастыря 60 р., от Покровского Болдинского монастыря 30 р. и от Чуркинской Николаевской пустыни 150 р. «Ведомости» издавались еженедельно, с подписною ценой по 5 р. за год, при духовной семинарии и редактором их состоял ректор семинарии, архимандрит Александр. Как обычно, в «Ведомостях» было два отдела – официальный и неофициальный. Для каждого № существовала отдельная нумерация. С № 19 за 1877 г. редактором стал преподаватель семинарии Н. Малешевский, скоро, с № 40, уступивший свое место преподавателю Я. Лебединскому. С 1878 г. введена общая нумерация страниц для целого года и увеличена подписная цена до 6 р. С 1882 г. «Ведомости» стали издаваться только два раза в месяц, вместо четырех, по экономическим соображениям, так как подписных денег на издание было недостаточно; а определенные при учреждении «Ведомостей» субсидии давались «неохотно». Редактор, закончив 1881 год, отказался от редакторства, и семинария отказалась от ведения «Ведомостей», предполагалось оставить один только официальный отдел, но М. Дубровский вызвался издавать без субсидий оба отдела, хотя в небольшом объеме и только дважды в месяц. За время редакторства Дубровского напечатана была хорошая «краткая история» епархии и некоторые другие солидные статьи, хотя в общем «Ведомости» хирели и в 1885 г. представляли собою почти только один официальный отдел. С 1886 г. они стали пользоваться поддержкой новоучрежденного кирилло- мефодиевского братства, редактором назначен член братства, ректор семинарии, протоиерей К. Ястребов, подписная цена уменьшена до 5 р. и годичное издание «Ведомостей», при двух выпусках в месяц, составило солидный томик свыше 1,000 страниц. Издание, таким образом, опять вернулось в семинарию. С 1887 г. подписная цена увеличена опять до 6 р. После короткого оживления издание, по недостатку материальных средств, опять захирело, и в 1889 г. почти сплошь пробавлялось в неофициальном отделе разными перепечатками, если не считать нескольких оригинальных статей из жизни раскола. Внешность, впрочем, оставалась по-прежнему солидной, в год выходил большой том, увеличиваемый еще отдельными приложениями, преимущественно, разного рода отчетов. Заслуживает внимания, что с 1886 г. в приложении к «Ведомостям» время от времени печаталось описание консисторского архива с 1700 г. С 1890 г., вместо одного, стало два редактора: официальной части секретарь консистории М. Ширяев и неофициальной законоучитель реального училища, священник И. Саввинский. Редакция перенесена из семинарии в епархиальную библиотеку. С 1892 г. подписка принималась уже в духовной консистории; с этого года редактором неофициальной части стал преподаватель семинарии Н. Леонтьев. С № 9 1895 г., за выходом Ширяева со службы в консистории, его редакторская подпись прекращается, а с 1896 г. оба отдела, официальный и неофициальный, стали выходить уже за одною редакторскою подписью нового редактора Н. Летницкого. С № 9 в 1897 г. редакция официального отдела опять перешла к секретарю консистории С. Малиновскому, а редактором неофициального отдела остается И. Летницкий. С перемещением из Астрахани Малиновского в феврале 1898 г. редактирование официального отдела перешло к новому секретарю консистории, А. Космачевскому.

Хотя во все последние годы материал, печатаемый в неофициальной части «Ведомостей», не представляет особенных интереса и свежести, кроме архивных материалов, печатаются только компиляции или заимствования, однако за 24 года издания «Астраханские Епархиальные Ведомости» представляют немало статей, заслуживающих внимания. На первом месте, по количеству и по значению, должны быть поставлены статьи, относящиеся к местной церковной истории: по истории астраханской епархии вообще (1878 г. №№ 22, 45, 46; 1880 г. №№ 11, 15, 19, 45; 58, 1882 г. №№ 10, 11,18, 15, 16, 18, 19; 1883 г. №№ 2–4 , 6, 8, 10, 12, 14–1 6, 18, 19, 20, 22, 24; 1884 г. №№ 2–4 , 11–13, 15, 19, 22, 24; 1886 г. № 14; 1887 г. №№ 1, 3–12; 1891 г. 1; 1893 г. №№ 12–13; 1895 г. № 16; 1899 г. № 13); в частности о Моздокско-Маджарском викариатстве (1880 г. № 32), об астраханских иерархах (1880 г. № № 9, 10, 14, 29, 30; 1891 г. № 1); о приходской благотворительности в астраханской епархии в начале XVIII столетия (1877 г. №31); о латинской пропаганде в Астрахани (1880 г. №№ 46, 47; 1881 г. №№ 9, 10, 11, 13), биографические сведения об архиереях: Авраамие Летницком (1893 г. № 24; 1894 г. № 21), Аврааме Шумилине (1883 г. № 24; 1895 г., № 15). Александре, епископе сихумском (1891 г. № 7), Анастасие Братановском (1879 г. № 43; 1883 г. № 19; 1886 г. № 2; 1895 г. № 22; 1898 г. №№ 11, 20), Антоние Зубко (1884 г. № 6), Антоние Румовском (1883 г. № 15; 1894 г. № 11), Аполлосе, епископе вятском (1899 г. № 9), Афанасие Дроздове (1876 г. № 51; 1877 г. №№ 2, 15, 27; 1881 г. № 49; 1887 г. №№ 3, 5, 8 13; 1895 г. № 24; 1897 г. № 16), Варлааме Линицком (1878 г. № 35; 1879 г. № 52; 1883 г. № 12), Вассиане Чудновском (1893 г. № 14 15). Вениамине Карелине (1895 г. №№ 19, 23), Виталие Борисове-Жегачеве (1884 г. № 3; 1899 г. № 1), Владимире Петрове (1897 г. № 19), Гаие Такаове (1879 г. №№ 40, 41; 1883 г. №20), Герасиме Добросердове (1879 г. №№ 49–5 1; 1880 г. №№ 1 3, 18 21, 23–25; 1880 г. №№ 26, 27; 1894 г. № 8), Евгение Баженове (1884. г. №№ 15, 19, 22, 24; 1895 г. № 19), Евгение Шерешилове (1890 г. № 3; 1895 г. № 21; 1997 г. №№ 11, 19), Иларионе (1883 г. № 12), Иннокентие Алексапдрове (1894 г. № 7), митрополите Иннокентие Вениаминове (1897 г. № 18), Иринее Ключареве (1893 г. № 12), Исаакие Положенском (1894 г. № 12), Ианиуарие Вознесенском (1877 г. № 25; 1895 г. № 18), Иоакиме (1883 г. № 8), Ионе Васильевском (1883 г. № 22), Иосифе митропол., убиенном (1876 г. №№ 13, 16, 17, 20; 1883 г. № 3:1892 г. № 9; 1895 г. № № 3, 9; 1896 г. № № 10–11), Лаврентие Горке (1883 г. № 10), Макарие (1883 г. № 2), Мефодие I (1876 г. № 27; 1883 г. № 14:1895 г. № 4; 1899 г. №№ 4, 6, 7; 1895 г. № 4; 1899 г. № № 4, 6, 7), Мефодие II Пишнячевском (1883 г. № 24), Митрофане Невском (1894 г. №1; 1899 г. № 15), Никифоре митрополите (1883 г. № 4), Никифоре Феотоки, архиепископе (1878 г. №№ 50, 51; 1883 г. №16; 1895 г. №№ 8, 14, 21; 1898 г. № 24), Онуфрие (1883 г. № 2), Павле Вильченском (1899 г. № № 7, 10; 1893 г. X» 24), Павле Субботовском (1884 г. №2:1894 г. №5; 1899 г. № 1), Парфение митрополите (1883 г. № 4), Пахомие архиепископе (1883 г. № 2; 1898 г. № 21), Платоне Городецком (189.1 г. № 21), Платоне Любарском (1883 г. № 18; 1886 г., №№ 8, 9; 1895 г. № 21), Полиевкте Пясковском (1895 г. № 13), Рафаиле (1883 г. № 2), Савватие митрополите (1895 г. № 4; 1883 г. № 4), Сампсоне митрополите (1878 г. №№ 34 36, 52; 1879 г. №№ 37, 38; 1883 г. № 6; 1886 г. №№ 18, 20–2 2; 1895 г. № 4), Сергие Серафимове (1896 г. №№ 19, 24). Сильвестре Лебединском (1883 г. № 19), Смарагде Крыжановском (1884 г. №№ 11 13; 1895 г. №№ 15, 18; 1898 г. №№ 1, 13), Стефане Романовском (1884 г. № 4; 1884 г. № 1), Тихоне Малинине (1883 г, № 18), Хрисанфе Ретивцеве (1884. г. № 24), Феодосии архиепископе (1882 г. № 19; 1895 г. X» 3), Феогносте Лебедеве (1876 г. № 1); биографические сведения о разных других лицах, замечательных в истории астраханской епархии и астраханского края: игуменье Аполлинарии Коломийцевой (1893 г. Х»11,12; 1896 г. № 19), Боголепе, схимонахе Черноярском (187 7г. и 1899 г. № 8), И. А. Варвацие, греке-благотворителе (1881 г. № 6; 1892 г. № 12; 1899 г. № 13), прот. С. И. Гумилевском (1880 г. № 44; 1886 г. № 11), архимандрите Высокогорском Евгении (1888 г. № 4–10), архимандрите Иринее Ключареве (1893 г. № 12), астраханских игуменах: Кирилле (1895 г. № 3), Е. Е. Крылове (1893 г. № 2), Я. В. Лебединском (1899 г. № № 18, 20, 22, 23), К. В. Макарове (1899 г. № 11), Ниле (1894 г. № 28), прот. И. Е. Павлинове (1880 г. № № 1, 2), иеромонахе Поликарпе Соснине (1893 г. № 19), прот. К. Е. Смиренномудрове (1899 г. №№ 20, 21), прот. И. Д. Чудновском (1892 г. № 22; 1898 г. № 8–9 ), прот. К. В. Ястребове (1896 г. 18, 20–22:1899 г. №№ 20, 26), имеется статья вообще о знаменитых людях астраханской епархии (1895 г. № № 3, 4), несколько статей по общей истории края: о происхождении слова «Астрахань» (1893 г. № 14–15; 1894 г. № 4) о состоянии астраханского края в половине XVII ст. (1895 г. № 3), о покорении астраханского царства (1877 г. №№ 42, 44, 46), о чуме 1808 г. (1895 г. №№ 23, 24), об астраханском бунте Стеньки Разина (1878 г. №№ 1–3 , 11, 13, 18), о месте Золотой Орды (1875 г. № 216), о малороссах в астраханской губернии (1886 г. №№ 8, 9), о грузинах в астраханской епархии (1898 г. №№1–3 , 5, 10, 12, 14, 15), о кликушах (1875 г. № 16). Имеются описания астраханских монастырей: Покровского (1879 г. № 39), Преображенского 1879 г. №№ 7, 8, 10, 11; 1893 г. №№ 14–2 2), Троицкого (1892 г. № 11), Поречской Ордынской пустыни (1880 г. № 19), Чуркинской пустыни (1880 г. №№ 33, 48; 1887 г. №№ 11, 13–1 6), астраханских соборов Троицкого (1880 г. № № 3–7 ) и Успенского (1880 г. № № 20, 21, 24, 25, 29 33), астраханских церквей: ВходоИерусалимской (1887 г. № № 6, 7 и прилож.), Златоустовской (1878 г. №№ 30, 40, 41, 44), Знаменской (1876 г. №№ 40, 41), Никольской (1880 г. № 18), Петропавловской (1876 г. №№ 5, 8, 18, 19, 21, 22, 29, 30), Смоленской (1876 г. №№ 31, 33, 36), Тихвинской (1881 № 2–6 ), Кирилловской часовни в Астрахани (1880 г. № 17), некоторых приходских сельских и станичных церквей: Верхнепогромненской (1891 г. Л6№ 10, 24), Канановской (1891 г. № 22; 1877 г. № 17), Казачебугровской (1876 г. №№ 43, 44), Камызякской (1881 г. № 36), Кормовской (1891 г. № 17), Пришибенской; (1875 г. №№ 3 6), Разночинской (1886 г. № № 10, 11, 13), Солодушинской (1890 г. № 5), Ступинской (1892 г. I № 2), Ханскоставской (1890 г. № 24), Хошеутовской (1881 г. № № 41, 44–46; 1882 г. № 10), Четыребугоринской (1879 г. № 3), историческое розыскание о первом храме в Астрахани (1890 г. № № 2, 4, 7, 9, 10). Заслуживают внимания статьи о школах астраханской епархии в XVIII ст., по документам консисторского архива (1877 г. №№ 20­22, 24, 26; 1879 г. № 4), о духовной семинарии (1876 г. № 1; 1877 г. №№ 39, 40; 1879 г. №№ 27, 28, 30, 36; 1889 г. № 5; 1892 г. №№ 1, 17; 1894 г. №№ 2, 3, 6, 9 10, 13 14; 1895 г. № 5; 1897 г. № 10; 1898 г. № 14; 1899 г. № 14), об епархиальном женском училище (1878 г. № 39; 1891 г. №№ 18–23), об астраханском духовном училище (1897 г. №7– 8), о миссии в астраханской епархии в начале XVIII в. (1876 г. № 52), о местно чтимой иконе Спасителя в кафедральном соборе (1899 г. № 16).

Довольно обширный материал содержится в «Ведомостях» о местных иноверцах, сектах и расколе. Раскол разрабатывается преимущественно с бытовой, современной стороны, хотя встречаются солидные экскурсы и в область истории (1876 г. № 41; 1886 г. №№ 12–1 4, 16, 17, 19, 21, 23; 1887 г. №№ 1, 2, 12, 17, 19, 22; 1888 г. все №№; 1889 г. №№ 1–3 ; 1890 г. №№ 1, 2, 7, 12–1 5, 22; 1892 г. №№ 7–9 ), заслуживают внимания статьи о почитании четвероконечного креста (1893 г. № № 6–8 ), о поливательном крещении (1897 г. № № 14, 48), ответ старообрядцам, не желающим присоединяться к православной церкви ради своих предков (1893 г. № 11), о постановлениях большого Московского собора 1667 года (1896 г. №№ 3, 6–7 , 13; 1897 г. №№ 6, 12 13), свод библейских текстов против раскола (1896 г. № № 15, 17), указатель противораскольнической литературы (1894 г. № № 16–19). Многочисленное в астраханской епархии сектантство нашло для себя на страницах «Ведомостей» хорошую разработку. Есть и исторические статьи, и описательные, знакомящие с бытом, учением и обрядами сектантов, и полемические; сектанты евангелики, молокане, субботники, тружденики, пашковцы, штундисты, варсоновцы, хлысты и др. (1876 г. №№ 46 50, 52; 1877 г. №№ 1, 2, 9, 10, 14 16, 22, 38, 48, 51; 1880 г. №№ 22, 23, 28; 1881 г. №№ 26, 30, 37, 50; 1882 г. №№ 6, 17; 1883 г. № 13; 1886 г. №№ 5, 6; 1888 г. № 15; 1890 г. №№ 5, 6, 8, 9, 11; 1891 г. №№ 12 14; 1892 г. №№ 6, 21; 1895 г. №№ 12, 17; 1899 г. №№ 1, 3, 5, 11, 12). О калмыках, во множестве проживающих в астраханской епархии, напечатано много обстоятельных и интересных статей, в которых разработана и история, и быт с обычаями, обрядами этого народа, религия его и богослужение, успехи среди него христианства (1875 г. №№ 1, 2,6 10, 12, 13; 1876 г. №№ 18, 19, 21 23, 26; 1877 г. №№ 11 14; 1878 г. №№ 25, 26, 28, 29, 31 33, 49; 1879 г. №№ 7 9, 15, 16, 19–25; 1880 г. №№ 38, 40 42, 44, 45, 50–52; 1881 г. №№ 2–4 , 7, 16, 19, 22, 27, 28, 37–39; 1882 г. №№ 3, 20, 21; 1883 г. №№ 17, 22 и прилож.; 1884 г. № 10; 1885 г. №№ 5, 6, 10; 1886 г. № 23; 1892 г. №№ 13 14. 16, 18, 20, 22, 23; 1893 г. №№ 9, 10; 1898 г. № 17; 1899 г. №№ 4, 8). Заслуживают внимания статьи: дневник миссионера среди бурят (1879 г. №№ 45 47), киргизы букеевской орды (1890 года № № 8, 11), отступничество крещеных татар астраханской губернии (1890 г. №№ 17, 19 21, 23, 24), обращение осетин в христианство (1881 г. № 30), отношение мусульман к немусульманам (1875 г. №№ 11, 12). Любопытны 4 монгольские и калмыцкие сочинения, повести, напечатанные в «Ведомостях» (1879 г. №№ 45–47; 1880 г. №№ 12, 13, 28; 1884 г. № 23; 1886 г. № 15), статьи о местных повериях (1884 г. № 16) и суевериях (1877 г. № 5).

Современные учреждения описаны довольно подробно в хронике епархиальной жизни, которая составляется довольно полно, если принять во внимание бедность явлений этой жизни. Некоторые статьи отличаются особенною подробностью, как об епархиальном свечном заводе (1896 г. № № 6–9 ), Троицком братстве (1884 г. №№ 18, 19), о походной церкви в Астрахани (1883 г. №№ 8, 9), о состоянии церковно-приходских школ (1896 г., прилож.), об учебных заведениях и пр.

Богословский отдел очень невелик. Изредка помещались слова и речи, преимущественно астраханских преосвященных, во многих номерах помещены компиляции или перепечатки проповедей, назидательных статеек и пр. (перепечатками вообще богаты «Астраханские Епархиальные Ведомости»), из оригинальных статей можно насчитать немного: о св. Алексее человеке Божием (1886 г. № 6), св. Григории Паламе (1896 г. № 4), свв. Кирилле и Мефодии (1897 г. № 11), св. Кирилле, игумене Астраханском (1877 года № № 47, 50), св. Николае Чудотворце (1897 г. № 24), св. Феодоре Тироне (1881 г. № 9); описаны новые чудеса при Козельщанской иконе Богоматери (1886 г. № 13), по молитвам к св. Тихону Калужскому (1893 г. № 18), к Иосифу, убиенному митрополиту Астраханскому (1898 г. № № 20, 24;1899 г. №№ 7, 9, 11, 15, 18, 20, 22). Более или менее интересны статьи о нравственности по руководству творений св. Тихона Задонского (1898 г. №№ 22, 24; 1899 г. №№ 2, 4, 7, 10, 14, 17, 20), о жизни первенствующих христиан (1893 г. №№ 19, 20), о церковном предании (1897 г. №№2 10, 11, 18; 1898 г. №№ 1 2, 7), размышления на новый год (1890 г. № 1; 1896 г. № 1), о библии (1890 г. №№ 4, 5, 7; 1898 г. №№ 7, 11, 16, 17), великий пост (1897 года № 5; 1899 г. № 7), звезда волхвов (1899 г. №2­24), Воскресение (1899 года № 8), справка о праздновании воскресного дня (1881 г. № 42), статьи о христианском паломничестве (1899 года №№ 15, 18), об обычае носить крест (1890 г. № 13 14), начинать пасхальную утреню в полночь (1890 г. № 9), дарить пасхальные яйца (1881 года № 15) статьи о коленопреклонении (1896 г. № 12), о клятве (1890 года № 17), об истинном счастье (1896 года № 1), о благовесте (1887 г. № 17), о христианской благотворительности (1894 г. №№ 5, 9 10; 1898 г. № 20), о законодательстве православной церкви (1879 г. № 17), об иконописании (1876 г. № № 3, 4, 7–9 , 28), об изображении свв. апп. Петра и Павла (1890 г. № 13 14), о пассиях (1884 г. № 7), о молитве св. Ефрема Сирина (1896 г. № № 3 5), мысли в день Пятидесятницы (1878 г. № 24), размышления о молитве в саду Гефсиманском (1880 г. № 15; 1898 г. № 6), статья: «Сын Человеческий» (1898 г. №№ 3–4 , 8, 9). Заслуживает внимания указатель статей для внебогослужебных чтений на круглый год (1890 г. № 1).

Из статей публицистического и общего характера можно указать на статьи о преподавании закона Божия (1876 г. № 46; 1888 г. №№ 22–24), о начальных народных училищах (1877 г. № 30), превосходный очерк деятельности съездов духовенства астраханской епархии (1880 г. №№ 34 36, 38–43, 45–48, 51, 52; 1881 г. №№ 2, 4, 5, 7, 8, 11–13, 16–21, 23–26, 28, 29, 32–35, 47­52), статьи о продаже книг при церквах (1882 года № 20), о партесном пении (1896 года № 12), е контроле церковных сумм (1876 г. №№ 16, 52; 1882 г. № 17), о духовных следствиях (1878 года № № 27, 29, 30), о сборщицах (1886 г. № 4), о народных театрах (1899 г. № 17), о роли духовенства в деле народной нравственности (1893 г. № 24), о заботах пастыря о внешнем благосостоянии прихожан (1893 года № 23), опыт методического пособия для законоучителей (1899 г. №№ 1, 3, 6, 10, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 22–24), статья «жена священника» (1894 г. №№ 13 15). Следует упомянуть еще указатель литературы о школах (1894 г. № 17 18), а также несколько статей, предназначенных для назидательного чтения: «По пути в Астрахань», (1888 г. № 16), описание путешествия на Афон и в Палестину (1887 г. №№ 14–16), о храме св. Софии (1887 г. № 19), а также духовные стихотворения на религиозные темы (1888 г. №№ 13, 14, 18–20; 1891 г. № 8–9 ; 1881 г. №№ 13, 15).

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle