Барсов Е. В.
Барсов, Елпидифор Вас., этнограф и археолог. Сын священника Череповецкого уезда, Новгор. губернии, образование первоначальное получил в дух. училище в Устюжне Железнопольской, где, по собственному его признанию, «был сечен ежедневно по два и часто по три раза в день», «а в субботу каждую, кроме того, был сечен за недельные шалости». После окончания Новгор. дух. семинарии, прослушал курс С.-Петерб. дух. академии, которую и окончил в 1861 г., 25-ти лет. Затем был назначен преподавателем логики и психологии в Олонецкую дух. семинарию. Здесь уже обнаружил свои археологические стремления и способности, усердно занявшись собиранием археологических и этнографических материалов и памятников. В 1870 г. перешел в Москву, в Румянцевский музей, где остался библиотекарем русского и славянского отделений. Принимая деятельное участие во многих Московских ученых обществах, Барсов свои научные труды посвящал преимущественно Моск. Обществу истории и древностей Российских, которым он был избран в 1881 г. в секретари и редакторы издаваемых обществом «Чтений». Е. В. Барсову принадлежит великое множество этнографических и археологических статей и заметок, а также несколько ценных изданий, и в том числе немало имеющих церковный характер. Из отдельных изданий церковного характера известны: «Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами», М. 1883 г.; «Об Олонецких древностях», М. 1878 г. Но главная масса статей и заметок Барсова церковно-исторического и церковно-археологического характера помещена в разных изданиях: в «Трудах Киевской Духовной Академии», «Духовной Беседе», «Православном Обозрении», «Памятных книжках Олонецкой губернии», «Олонецких Губернских Ведомостях», «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения», «Современных Известиях», «Русских Ведомостях», «Голосе», «Журнале Министерства Народного Просвещения», «Беседе в Обществе любителей российской словесности», «Московских Ведомостях», «Руси», в особенности же в «Чтениях в Московском Обществе Истории и Древностей российских»: статьи по истории церковной нашей старины и раскола, рецензии, описание старинных церковных памятников, акты и разного рода документы, публицистические заметки, слова и речи и т. п. Все эти труды (перечисление которых заняло бы слишком много места, – к тому же оно уже сделано за время до 1890 г. в «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых», Венгерова, весьма подробно) изобличают в авторе полезного труженика исторической науки, имеющего заслуги и пред наукой церковной археологии и церковной истории. Б. состоит в чине действительного статского советника.
С. Рункеич