Источник

Вено Константиново

Вено Константиново (donatio Constantini) – так называется подложная грамота, будто бы данная Константином Великим римскому папе Сильвестру, на самом же деле явившаяся гораздо позднее времени Константина, с целью подтвердить те верховные светские и церковные права, каких папство отчасти достигло по отношению к Западу и каких домогалось по отношению к Востоку в начале средних веков. Предоставляя папе знаки императорского достоинства и соответствующие этому достоинству права и преимущества, грамота эта даёт ему власть над 4 кафедрами – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, и «над всеми во вселенной церквами Божиими». В виду этого, с VIII в. она уже вносится в Лжеисидоровский сборник и делается главным основанием папских притязаний на всемирное могущество. Несмотря на то, что уже в половине XV в. Лаврентий Валл в сочинении: «Declamatio de falso credita et emendita Condtantini dinatione» обличил подложность этого акта, в Риме только в недавнее, сравнительно, время отказались от пользования этим орудием для защиты папских притязаний. В восточной церкви акт этот вполне также признавался подлинным (Вальсамон, Властарь, Арменопул), но Вальсамон истолковал его (толк. на 8-ю гл. 8-й грани Номоканона Фотия) как акт, предоставляющий вышеуказанные права и преимущества не одной римской кафедре, но и всем патриаршим кафедрам, и в том числе и Константинопольской, преемство которой от апостола Андрея к этому времени было уже установлено. В таком, изменённом виде «В. К.» перешло из греческой в русскую церковь, как подчинённую Константинопольской патриаршей кафедре и имевшую одного с нею просветителя в лице апостола Андрея Первозванного, и с XVI в. употреблялось здесь для защиты стародавних прав русской церкви, постоянно ограничивавшихся со стороны русских князей и царей. Так, выдержки и ссылки на этот акт находим в деяниях соборов 1503 и 1551 гг., особенно ратовавших за сохранение за церквами и монастырями имущественных прав. В деяниях последнего Стоглавого собора целых 13 глав посвящено этой защите и, между прочим, 60-я глава представляет собою отрывок из «В. К.», заимствованный, вероятно, из толкований Вальсамона на Фотиев Номоканон, и говорящий как об имущественных, так и о судных правах Церкви. И, можно думать, ссылка соборов на этот акт, якобы греческого и, следовательно, в глазах русских более авторитетного происхождения, чем, например, устав Владимира, значительно сдерживала государственную власть в её стремлениях ограничить имущественную и судную власть Церкви. Вот почему этим актом в XVI и XVII вв. в России пользовались весьма широко. Между прочим, выписки из «В. К.» помещались в требниках, наприм., Филарета, Иосифа, в «Жезле правления против раскольников» и в статье «О святительских судах», патр. Адриана (предполагают, что оно имелось в виду и при составлении «Регламента», так как Феофан, будто бы, верил в его подлинность). Но особое значение «В К.» прибрело у нас со вступлением на патр. престол Никона, который впервые издал полный текст В. при печатной Кормчей, причём памятник этот был дополнен разными прибавками русского производства. Руководясь этим актом, Никон держал себя, как патриарх 3-го Рима, т. е., Москвы, и сумел внушить царю Алексею Михайловичу мысль о преимуществах царя, установленного от Бога (т. е., патриарха) пред «царём земным». Вследствие этого, даже после падения Никона, «В. К.» не потеряло своего знания в России. Так, на него ссылался указ Алексея Михайловича 1667 г. об иконописании; помещалось оно и в Иосифо-Никоновской Кормчей XVIII и далее XIX вв.; предполагают, между прочим, что один из членов св. синода архим. Лаврентий Хоцетовский имел в виду представить «В. К.» в качестве защиты имуществ правосл. церкви против стремлений Екатерины II к ограниченно их. Этот же акт послужил основанием известной повести «О белом клобуке», которая, по местам, передаёт «В. К.» почти буквально и имеет в виду защитить право Новгородских архиепископов на ношение белого клобука. Повесть эта была отвергнута и признана совершенно ложною на соборе 1667 г. В литературе «В. К.» было признано подложным митр. Платоном в его «Церк. Истории», 1805 г., но и после продолжало печататься при Кормчей.

См. ст. Н. Петрова в «Труд. Киевск. Д. Академии», 1865 г., № 12. Иностр., довольно обширная, литература указ. в ст. А. Я. Энциклоп. Словаря Брокгауза и Эфрона, т. VIIIа, 1892 г.

Н. М.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle