Венчик
Венчик – так называется особая повязка или бумажная лента, возлагаемая, по обряду православной церкви, на чело усопшего христианина (инстр. благочин. ст. 16). Умерший украшается этою повязкою, по изъяснению Иоанна Злат. (4-я беседа на послание к евреям), как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу; изображения же Господа Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи Христова, с надписью «Трисвятого», обыкновенно помещаемые на В., показывают, что окончивший своё земное течение надеется за свои подвиги получить венец только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи («Воскр Чт.», год 5, стр. 394). Эти В. печатаются только в Московской синодальной типографии, причём обязанность следить за тем, чтобы В. не печатались в других типографиях, возлагается на полицию, а продажа их разрешается исключительно при церквах и производится церковными старостами. Так как доход от продажи их предназначается исключительно на содержание бедных учеников духовных училищ, то причтом со старостами и благочинным рекомендуется принимать деятельные миры к отклонению всех случаев, от которых может сокращаться сбор от продажи венчиков. Так, благочинные обязаны обращать внимание на то, соразмерна ли продажа В. (и разрешительных молитв – о них ниже) по каждому приходу с числом умерших в известное время и, в случае оказавшегося значительного неравенства, дознавать о причине оного. Церковные причты должны деятельно наблюдать и заботиться, чтобы умершие прихожане были погребаемы с возложением на них В. и разрешительных молитв, а в случае препятствий к тому – обращать внимание на поводы уклонения прихожан и по возможности устранять их. Так как доход от этой продажи, подобно прочим церковным доходам, много зависит от расположения прихожан к церкви, то причты обязаны производить этот сбор без всякого вида понуждения, а посредством благоразумных внушений прихожанам, что обычай возлагать В. и листы разрешительной молитвы на усопших установлен св. церковью и потому подлежит соблюдать оный из послушания к уставам её и из уважения к усопшим. Церковные старосты, как лица, ближайшим образом заведующие церковными доходами и обязанные заботиться об увеличении их, должны и в сем деле действовать вместе с причтом для пользы церкви. Так как сбору от продажи В. и листов разрешительной молитвы существенным препятствием могла бы служить высокая цена на них, то постановлено отпускать из синодальной типографии в епархии В. и листы разрешительной молитвы по следующим ценам: 1000 раскрашенных В. – по 1. 25 к., раззолоченных низшего сорта – по 3 р., высшего сорта – по 10 р., противуатласных – по 20 р., атласных – по 30 р. (далее идут цены разреш. молитв, о чем будет сказано ниже). Вместе с тем, причтам и старостам приказано продавать В. раскрашенные – по 2 к., раззолоченные низшего сорта – 5 к., высшего – 15 к., противуатласные – 50 к., атласные – 1 р., с строжайшим запрещением делать к этим установленным ценам какие-либо произвольные прибавки (Высочайше утв. 18 марта 1810 г. опред. Св. Синода; Высочайше утв. 21 дек. 1870 г. опред. Св. Синода и указы его: 17 апр. 1871 г. за № 21; 10 июля 1871 г. за № 45). В заграничных наших церквах В. совсем не употребляются (Нечаев, «Практич. руководство для священнослужителей», изд. 1900 г., стр. 343).
Для записывания В. и разрешительных молитв, выписываемых причтами из Московск. синодальной типографии, а равно, и выручаемых от продажи их денег, ведутся особые тетради или книги; а потому, так называемая, венчиковая сумма в церковные шнуровые книги ни приходом, ни расходом не вносится. Венчиковая сумма отсылается в конце года в духовные консистории по количеству проданных в том году В. и листов разрешительной молитвы, а не по количеству требуемых на следующий год материалов (§ 40 правил о записывании приходов и расходов в церковные шнуровые книги, утвержд. опред. Св. Синода 24 сентября – 8 окт. 1876 г.).
Н. М.