Источник

Воскресный день

Воскресный день. Соединяя с каждым днём недели воспоминание о таком или ином священном событии, о подвигах того или другого угодника, христианская церковь особенно чтит и выделяет день воскресный, как день воспоминания о воскресении и воскресшем Спаситель. Начало его празднования восходит к первым дням христианства, положено, если не самим И. Христом, как утверждает Афанасий Великий в беседе о сеятеле, то, во всяком случае, апостолами. В субботу пред воскресением Спасителя они «оставались в покое по заповеди» (Лк.23:56), а следующий за нею «первый день недели» считали будничным (Лк.24:13–17). Но в этот день явился им воскресший Христос, и «возрадовашася ученицы, видевше Господа» (Ин.20:19–20). С данного момента «первый день недели» становится для апостолов днём особенной радости, и тогда же, можно думать, полагается начало его празднованию, выделению из ряда других. И действительно, «по днех осмих» после первого явления Господа (Ин.20:26), т. е., по еврейскому счёту, в тот же самый первый день недели они опять собираются вместе, и опять является им Спаситель. На первый день недели падал также в год воскресения Христа еврейский праздник Пятидесятницы, и апостолы вновь собираются в сионской горнице (Деян.2:1). И, если первое своё явление Спаситель ознаменовал «преломлением хлеба», то теперь Он ниспослал на апостолов, и бывших с ними, св. Духа (Деян.2:3–4). И на этот раз «первый день недели» стал для них днём светлого торжества, тесного общения с Богом и духовной радости. Все это вместе взятое и послужило, без сомнения, достаточным поводом и основанием для его выделения, празднования. События последующего времени как нельзя более подтверждают справедливость такого предположения. От 57 и 58 года сохранились два указания, свидетельствующие об обычае празднования В. дня богослужебными собраниями и делами благотворительности в Галатии, Коринфе и Троаде, т. е., в церквах, основанных ап. Павлом. «В первый день недели, когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, Павел беседовал с ними и провёл в беседе всю ночь», читаем в 7 – 11 ст. 20 гл. кн. деяний Апостольских. «При сборе для святых, пишет ап. Коринфянам, поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько ему позволит состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:1). После смерти ап. Павла (66 г.), в период деятельности Иоанна Богослова, празднование В. дня утвердилось настолько, что он имеет уже свой технический термин, определяющий его значение в жизни христианина. Если доселе он назывался «μία τῷν σαββάτων», – едина от суббот, первый день недели, то теперь становится известным под именем «κυριακή ήμέρα» и просто «κυριακή», т. е., день Господень (Откр.1:10). Косвенное указание на празднование В. дня при апостолах представляет свидетельство Евсевия Кесарийского об еретиках апостольского времени – евионитах. «Евиониты, замечает он в 27 гл. III кн. своей Церковной Ист., называя апостолов отступниками закона..., хранили субботу; впрочем, как и мы, праздновали также В. дни, для воспоминания о воскресении Господнем». Что касается празднования В. дня в последующий период, то оно оказывается всеобщим и повсеместным. Известный под названием «день Господень», «день солнца» (название встречается не более трёх-четырёх раз: у Иустина Философа в 67 гл. 1 апологии и у Тертуллиана в 16 гл. апологии, и 13 гл. 1 книги «к народам»; в законе Валентиниана от 386 г. оно пояснено прибавлением: «который весьма многие имеют обыкновение называть днём Господним), «воскресный день Господень», «царица дней» и пр., он упоминается многими лицами. Так, о его существовании говорит памятник конца первого и начала второго столетия (97 – 112 г.) – «Δισαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων», предписывающей в XIV гл. праздновать его совершением таинства евхаристии. Около того же самого времени Плиний Младший замечает о христианах, что они имеют обыкновение собираться в установленный день и петь песнь Христу, как Богу. Какой это «установленный день», указывает Варнава, когда говорит: «мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мёртвых». Не менее ясно говорит о праздновании В. дня и третий памятник II в., – послание Игнатия Богоносца к магнезианцам, предписывающее в IX гл. не чествовать, более субботу иудейскую, но жить сообразно дню Господню. Объясняя это место, Климент Александрийский замечает: «исполняющий заповедь евангелия творит оный день Господним, когда, отринув злой помысел души и получив мысль и познание о самом Господе, славить воскресение». Такие же свидетельства о праздновании В. дня встречаются у Дионисия Коринфского, Иустина Философа, Феофила Антиохийского, Иринея Лионского , Оригена, в 64 апостольском правиле, в Апостольских Пост., и пр. По свидетельству 26 гл. IV кн. Церковной Истории Евсевия, Мелитон Сардийский написал далее сочинение о В. дне, но оно, к сожалению, утеряно.

Положив начало празднованию В. дня, апостольский век указал и самый способ празднования. Судя по 7 ст. 20 гл. кн. Деянии Апостольских, воскресенье было при апостолах днём общественного богослужения, – совершения таинства евхаристии. Таким оно оставалось и всегда, во все время существования церкви. Об обычае совершать в В. день евхаристии говорит, как видели выше, Δισαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων; в том же смысле понимают свидетельство Плиния, что христиане собирались in stato die (Не для вкушения пищи, обыкновенной, впрочем, и невинной. От того же второго века сохранилось подробное описание литургии в «день солнца» в 67 гл. 1 апологии Иустина Мученика. Предписание совершать в «день Господень» евхаристию встречается и в недавно изданном памятнике II – III вв. – «Теstamentum Domini Nostri Jesu Christi» (1 кн., 22 гл.). Свидетельства IV и следующих веков говорят о совершении в В. день не одной уже литургии, а всенощных бдений и вечернего богослужения. О существовании первых можно судить по 199 письму Василия Великого, в котором он замечает, что обычай совершать всенощные бдения появился в Кесарии только при нем, но на первый раз казался таким новшеством, что для его оправдания приходилось ссылаться на практику других церквей. В том же IV в. появились воскресные всенощные бдения и в Константинополе. Прямые указания на это находим в 8 гл. VI кн. Цер. Истории Сократа, в 8 гл. VIII кн. Истории Созомена и в слове Иоанна Златоуста на день св. мучеников. Что касается вечернего воскресного богослужения, то по словам Сократа в 22 гл. V кн. Истории, оно совершалось в Кесарии Каппадокийской, а по VIII беседе Иоанна Златоуста о статуях и II поучению о диаволе – в Антиохии. При этом совершение и посещение воскресного богослужения считалось в древности делом такой великой важности, что оно не отменялось даже в период гонений, когда собрания христиан подвергались опасности ежеминутного нападения со стороны язычников. Поэтому, когда некоторые робкие христиане спрашивали Тертуллиана: «как мы соберём верных, как совершим празднование В. дня? то он отвечал им: так же, как апостолы, безопасные верою, а не деньгами. Если ты иногда не можешь собрать их, то у тебя есть ночь, при свете Христа Светодавца» (О бегстве, гл. 14). Основываясь на этой практике, собор Сардикийский 347 г. грозит в 11 пр. отлучением тому, кто, «пребывая во граде, в три В. дня, в продолжение трёх седмиц не придёт в церковное собрание». В том же духе высказывается 21 пр. собора Иллибертинского, а впоследствии шестой вселенский собор подтвердил эти постановления особым каноном (80), разъяснив, что извиняющим обстоятельством может служить только настоятельная нужда или препятствие. Необходимою принадлежностью воскресного богослужения было поучение, произносимое как на литургии, так и на вечерней службе. «Не каждый день, а только два дня в седмицу (в субботу и воскресенье) мы приглашаем вас к слушанию поучений», говорит И. Златоуст в 25 беседе на евангелие от Иоанна. О произнесении им вечерних поучений свидетельствуют VIII и IX беседы к Антиохийскому народу о статуях. Спустя три столетия, Трульский собор вменил произнесение воскресных поучений в непременную обязанность всем предстоятелям церкви. К особенностям воскресного богослужения принадлежал также обычай молиться стоя, не преклоняя колен. О нем упоминают Ириней Лионский, возводя его начало к апостолам, Иустин Философ, разъясняя, что им знаменуется воскресенье Христово, Тертуллиан и умерший незадолго до первого вселенского собора св. Пётр, епископ Александрийский. «В. день, говорит он в 15 прав., мы провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли». О существовании данного обычая в IV в. свидетельствует 20-е пр. первого вселенского собора, в V в. о нем упоминает бл. Августин в 119 письме к Яннуарию, а в VII Трульский собор делает особое постановление (90-е пр.).

Начинаясь в храме, празднование В. дня не ограничивалось его стенами; оно выходило за его пределы, находило место в обыденной, домашней жизни. Уже от первых трёх веков христианства имеются указания, что она освящалась в воскресенье богослужебными действиями. Так, в IV кн. сочинения Иринея Лионского против ересей проводится мысль, что праздничные дни должны быть посвящены на дела души, т. е., на размышления, благие речи и поучения. Ещё яснее говорят об этом отцы IV в. Они часто убеждали, чтобы христиане в В. дни превращали свои дома в церковь, при посредстве псалмопения и молитвы, устремления ума к Богу и пр. «Поставим, говорит, напр., Иоанн Златоуст, непременным законом для самих себя, для наших жён и детей, – один день в неделе (воскресный) посвящать весь слушанию и припамятованью того, что слышали». «По выходе из церкви, замечает он в другом месте (5-я беседа на ев. от Матфея), не надлежит нам приниматься за дела непристойные, но, пришедши домой, надо взять книгу, и вместе с женою и детьми привести на память, что было говорено». Равным образом, Василий В. советует жёнам, чтобы в день, посвящаемый воспоминанию воскресенья, они сидели дома и имели в мыслях тот день, когда отверзутся небеса и явится с небес судья... Кроме того, отцы внушали, чтобы христиане подготовлялись дома к достойному и разумному участию в общественном богослужении. Так, Иоанн Златоуст вменяет своим пасомым в обязанность прочитывать в В. день на дому то отделение евангелия, которое будет читаться в храме. Чтобы дать христианам возможность проводить В. день подобным образом, церковь запрещала на это время все то, что мешало, по её взгляду, созданию благочестивого настроения, и прежде всего – мирские дела и занятия. Первое по древности свидетельство о соблюдении воскресного покоя встречается у Тертуллиана в ХХIII гл. сочинения «о молитве». «В день Господа, в который Он воскрес, мы должны быть свободными, говорит Терт., от всякого обнаружения печали и скорби, отлагая также и дела, чтобы не дать места диаволу»... «В этот (воскресный) день, замечает Иоанн Златоуст в беседе о милост. к антиох. народу, прекращается всякая работа, и душа от успокоения становится весёлою». В том же духе выражается и Сократ в 22 гл. V кн. своей Церк. Ист. «Люди любят праздники, заявляет он, потому что в продолжение их отдыхают от работы». 29 пр. Лаодикийского собора и 23 гл. VIII кн. Апост. Постановлений возводят этот обычай на степень обязательного постановления. Первое изрекает анафему иудействующим, т. е., пребывающим без дела в субботу и не празднующим воскресенья, вторая требует освобождать на этот день от занятий рабов. Охранение воскресного покоя было делом не только церкви, но и гражданской власти, помогавшей ей путём издания особых законов. Первые из них принадлежат Константину Великому. Так, в марте 321 г. он издал следующий эдикт: «все судьи, городское население и ремесленники всякого рода в досточтимый день солнца пусть покоятся. Однако в деревнях земледельцы пусть беспрепятственно и свободно работают, потому что часто случается, что в иной день слишком неудобно бывает вверять зерна борозде, или виноград яме, чтобы, упустивши удобный случай, не лишиться ниспосылаемого небесным провидением благоприятного времени». Через три месяца император издал новый закон, дополняющий прежний. «Насколько мы считали неприличным в славный день солнца заниматься тяжбами и состязанием сторон, говорится в нем, настолько (считаем) приятным и утешительным в этот день исполнять то, что больше всего относится к посвящению Богу: итак, пусть все в праздничный день (т. е., солнца) имеют возможность освобождать и отпускать на волю рабов; кроме сих дел, других не производить (т.е., в судах)». Кроме того, из жизнеописания Константина Великого, составленного церковным историком Евсевием, известно, что он освободил на В. день всех военных людей от воинских занятий. Преемники Константина В. продолжали разъяснять и дополнять изданные им законы. Так, около 368 г. император Валентиниан старший издал эдикт, требующий, чтобы «в день солнца, который издавна считается радостным, никто из христиан не подвергался взысканию долгов». Следующий по времени – (386 г.) закон Валентиниана младшего и Феодосия Великого повелевает прекращать в день Господень ведение всех тяжб, производство торговли, заключение договоров. «Если же кто, прибавляют императоры, отступит от этого установления святой веры, тот должен быть судим... как святотатец». Эти постановления вошли в действовавший до первой половины VI в. кодекс Феодосия; в 469 г. были подтверждены императором Львом Армянином, и в качестве составной части кодекса Юстиниана сохраняли свою силу до конца IX в., когда император Лев Философ сделал важное дополнение к ним. Найдя указанные законы недостаточно строгими, он запретил заниматься в В. день и полевыми работами, так как они противоречили, по его мнению, учению апостолов. Не менее, если только не более несовместимыми с христианским провождением В. дня являлись светские, мирские увеселения, особенно такие, который доставлялись зрелищами в театре, цирке, на конских ристалищах и на гладиаторских боях, а потому и они, подобно житейским занятиям, подвергались запрещению. Но, так как церковь была до некоторой степени бессильна в борьбе с пристрастьем к подобным удовольствиям, то на помощь ей явилась гражданская власть. Так, незадолго до 386 г. император Феодосий Великий издал эдикт, запрещавший зрелища в В. дни. В июне того же 386 г. он был вновь подтверждён Феодосием и Грацианом. «Никто, говорят императоры, в день солнца не должен давать зрелищ народу и этими представлениями нарушать набожное благоговение». Спустя немного времени, отцы Карфагенского собора 399 г. постановили просить светскую власть, чтобы она воспретила представление позорищных игр в день В. и в прочие дни христианской веры. Современник собора – император Гонорий отказался удовлетворить эту просьбу на том основании, что суждения о подобных предметах выходят за пределы епископской компетенции. Снисходительнее его оказался Феодосий младший, издавший в 425 г. следующий закон: «в день Господень, т. е., в первый день недели... запрещаем все удовольствия театров и цирков народонаселению всех городов, чтобы все мысли христиан и верных были всецело заняты делами богопочтения». В 469 г. этот закон подтверждается императором Львом Армянином, угрожающим за неисполнение его лишением должностей и конфискацией отцовского наследства. В VII в. за прекращение конского ристания, а равно, и иного народного зрелища высказался Трульский собор в 66 пр., а в IX в. патриарх Константинопольский Никифор и папа Николай объявили, что в В. дни не должны быть терпимы театральный увеселения.

Не разрешая в В. день занятия мирскими делами, запрещая светские увеселенья и удовольствия, древняя церковь рекомендовала совершать в это время дела христианской любви, указывала и особый, приличный для верующего, способ выражения радости. Такими делами являлись разнообразные дела милосердия и благотворительности. Известные ещё при апостолах (1Кор.16:12), они неоднократно упоминаются писателями позднейшего времени. «Ты в довольстве и богата, говорит, напр., Киприан одной женщине, как же хочешь праздновать день Господень, совершенно не думая о приношении? Как приходишь в день Господень без жертвы»? Тертуллиан, определяя в 39 гл. Апологетики назначение этих сборов, говорит следующее: «это – касса благочестия, которая издерживается не на пиршества, не на пьянство, не на объядение, но употребляется на пропитание и погребение нищих, на поддержание неимущих сирот, на старцев, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение. Если случатся христиане, сосланные на рудокопни, заключённые в темницы, то и они получают от нас вспомоществование». К таким точно пожертвованиям приглашает своих слушателей Иоанн Златоуст. «Пусть каждый из нас, говорит он в 27 и 43 беседе на 1-е посл. к Коринф., в день Господень откладывает деньги Господни; пусть это сделается законом». Судя по многим примерам благотворительности, представляемым житиями святых, в древности оказывали материальную помощь бедным, странникам, сиротам; но особенное сострадание возбуждали к себе заключённые в темницы. Их участь старалась облегчить и гражданская, и духовная власть. Так, император Гонорий издал в 409 г. эдикт, повелевавший, чтобы судьи посещали в В. дни узников и справлялись, не отказывают ли им темничные стражи в должном человеколюбии, чтобы тем из заключённых, которые не имели насущного хлеба, выдавали деньги для пропитания; предстоятелям церквей эдикт рекомендует увещевать судей исполнять это постановление. Впоследствии Орлеанский собор 549 г. предписал епископам, чтобы они в В. дни или лично посещали узников, или же приказывали делать это диаконам и увещаниями, и вспоможениями облегчали участь несчастных. Исходя из того же желания почтить день Господень делами любви, Валентиниан старший (ок. 368 г.) и Валентиниан младший (около 386 г.) запретили взыскивать в В. дни как общественные, так и частные долги... Что касается радости, вызываемой воспоминанием о воскресении Спасителя, то в В. день она выражалась прекращением поста. «В день Господень мы почитаем неприличным поститься», замечает Тертуллиан в 3 гл. сочинения «de corona militum». «Я не могу, замечает в 83 письме Амвросий Медиоланский, поститься в В. день; установлять пост в этот день значит не верить воскресению Христа». Как бы в подтверждение подобного взгляда, 64 пр. IV Карфагенского собора запрещает почитать постящихся в воскресенье православными, а 18 пр. собора Гангрского предаёт подобных лиц анафеме. То же самое читаем и в 55 пр. Трульского собора: «аще кто из клира усмотрен будет во святой день Господень постящимся, да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучён». В том же духе выражается 64-е Апостольское правило. Обычай прекращать в В. день пост был настолько уважаем, что, по свидетельству Епифания и Кассиана, его соблюдали даже отшельники. Другим выражением радости являлась замена повседневных одежд более ценными и светлыми. Указание на это встречается в 3-м слове Григория Нисского о воскресении.

Празднование В. дня в русской церкви носило и носит почти тот же самый, что и на востоке, характер. Известный первоначально под именем «недели», а с XVI и особенно XVII в. под названием «воскресенье», он был по преимуществу днём совершения богослужения. «В праздники, говорится в одном поучении XIII ст. – «Слове како достоит честити неделю…, ни о чем же житейстем пещися..., но точию собиратися в церковь на молитву». «Неделя, замечает в XII в. еп. Нифонт, честен день есть и празднен», назначен для того, чтобы «ити в церковь и молитися». Отправляя в В. дни обычные службы, – всенощное бдение, литургию, кроме заупокойной (Белеческий устав XI в.), и вечерню, древнерусская церковь выделяла их из ряда других дней недели совершением крестных ходов. «Установляем, подобно другим городам, крестные ходы во второе воскресенье по Пасхе, в Петров пост», пишет Новгородский архиепископ Феодосий в грамоте 1543 г. к Корелу. Немного спустя, Стоглавый собор установил такие воскресные ходы в Москве, начиная с недели всех святых и до Воздвижения. Существовал также в русской церкви обычай воздерживаться за воскресным богослужением от коленопреклонения. О нем упоминает, напр., «устав Белеческий» XI в., а равно, и Кирик (XII в.) в своих вопросах. «Владыка! вопрошал он еп. Нифонта, жены больше всего кланяются в субботу до земли, приводя в своё оправдание: за упокой кланяемся». «Борони вельми того, отвечал епископ; в пяток по вечерни не дай, а в неделю по вечерни и достоит». Впрочем, рассматриваемый обычай имел силу только в до-монгольский период. В ХVI и XVII вв. он начинает выходить из употребления, так что, по свидетельству Герберштейна, в самые радостные и торжественные праздники народ с сокрушением сердечным и со слезами клал земные поклоны. В обыденной жизни празднование В. дня выражалось в посвящении свободного времени молитве, чтению Св. Писания и т. п. Особенно необходимой считалась молитва, так как в ней видели средство предостеречь верующих от участия в разного рода игрищах. Так, в одном поучении XIII или XIV в. на тему о почитании праздников говорится: «когда бывают какие сборища идольских игр, ты в тот год (час) перебудь дома, не исходя и зовя – «Господи помилуй». «Многие ожидают наступления святого В. дня, замечает автор слова «како достоит честити неделю», но не все с одинаковою целью; которые боятся Бога, то ждут этого дня, чтобы восслать свои молитвы Богу, а буии и ленивии, чтобы, оставив дело, собраться на игрища». Другим занятием, освящающим В. день, были дела любви и милосердия. Они состояли в приношениях на украшение храмов, на содержание монастырей и клира, и в благотворении неимущим ближним. Так, про Феодосия Печерского известно, что он каждую неделю (т. е., воскресенье) посылал воз хлеба заключённым в темницах. Но главною формою благотворительности была поручная раздача милостыни нищим, убогим и больным. При окончании службы, особенно в дни В. и праздничные, они являлись к дверям церковным и выпрашивали милостыню, подавать которую считалось долгом всякого православного христианина. Что касается празднования В. дня путём воздержания от занятий, то о существовании данного обычая говорят некоторые памятники XI века. Так, в Белеческом уставе встречаются два правила, охраняющие воскресный покой. Одно – 69-е – требует «не делати в неделю до вечера», другое – 68-е – предписывает «в неделю проскуры (просфоры) печи, а хлеба, аще не достанет, то с проскурами испечи мало». Приведённым правила стоят, впрочем, одиноко в древней русской письменности. Попытки ввести строгое соблюдение воскресного покоя не имели успеха. В древних памятниках встречается много обличений по адресу тех, которые, опуская богослужение, отговаривались: «не празден есм». Но никто не учил, что работа в В. день сама по себе, независимо от того, что она отвлекает от богослужения, – грех. И действительно, по свидетельству Герберштейна, «горожане и ремесленники после праздничной обедни возвращаются к работе, думая, что честнее заниматься трудом, чем попусту терять достаток и время в пьянстве, игре и подобных вещах». Он же замечает, что «поселяне работают на своего господина шесть дней в неделю; седьмой же день предоставляют им на собственную работу». Наконец, по его же словам, «праздники соблюдают, обыкновенно, одни лишь князья и бояре». Но и они, как видно из других памятников, не считали особенным грехом мирские занятия в В. дни. Так, по летописям можно судить, что на В. дни падали приёмы и отправление послов, а равно, и царские поездки в подгородные и дальние вотчины. Наконец, к В. дням приурочивались ярмарки и торги, происходившие в городах и сёлах возле храмов и притом во время богослужения. Ввиду этого вышеупоминаемый архиепископ Новгородский Феодосий, устанавливая крестные ходы в три воскр. в году, выражает желание, чтобы на это время прекращалась торговля. Несоблюдение воскр. покоя тем более странно, что, судя по составу Кормчей, в которую в числе прочих законов были внесены законы Юстиниана касательно охранения святости праздничных дней, русским людям были известны постановления, запрещающие работу в В. дни.

Все древнерусские постановления относительно В. дня исходили от представителей духовной власти; светская не принимала в этом вопросе никакого участия. Нигде, ни в «Правде» Ярослава Мудрого, ни в «Судебниках» Иоанна III и IV, ни в различных судных грамотах нет никаких узаконений и распоряжений относительно праздников, и в том числе В. дня. И только в XVII веке светское правительство решило взяться за это дело. Первыми обратили на себя его внимание народные увеселения, несовместимые с мыслью о святости В. дня. Но в начале XVII в. вышел лишь один указ, – Михаила Феодоровича от 23 мая 1627 г., запрещавший под страхом наказания кнутом сходиться на «безлепицу», т. е., на игрища. Следующие два указа подобного же содержания, один от 24 декабря того же 1627 г. и другой от 1636 г. принадлежат патриарху Филарету и Иоасафу. Более энергичною и деятельною оказалась светская власть при Алексее Михайловиче. Около 1648 г. им был запрещён во всякое время вообще, а в В. дни в особенности, целый ряд суеверных обычаев и несуеверных увеселений: «всякое пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумленье и скоморошество со всякими бесовскими играми». Вместо того, чтобы предаваться таким развлечениям, указ повелевает «всем служилым людям, и крестьянам, и всяким чиновным людем» приходить в В. дни в церковь и стоять здесь «смирно со всяким благочестием». Ослушавшегося приказано «бить батоги» и даже, ссылать в украинские города (за неповинение в третий раз). 11-го августа 1652 г. издан царём новый указ, запрещавший продавать вино в воскресенья всего года. За пять лет до него, – 17 марта 1647 г. вышло распоряжение прекращать по праздникам работы. «Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович указал, и... св. Иосиф, патриарх Московский, со всем священным собором уложили, говорится в указе: по правилам св. апостолов и св. отцев в В. день отнюдь никому не подобает делати, господину и госпоже, ни рабом, ни свободным; но упражнятися и приходить к церкве Божьей на молитву». С некоторыми изменениями и дополнениями это постановление вошло в состав «Уложенья» 1648 г. Именно в 26 статье его X гл. говорится: «а против В. дней по вся субботы христианам от всякие работы и от торговли престати и ряды затворити за три часа до вечера. А в В. день рядов не отпирати и ничем не торговати, опричь съестных товаров и конского корму... А работы никакие в В. день никому не работати». 25 статья той же X гл. запрещает ведение в В. день судебных дел: «в В. день, говорит она, никого не судити и никаких дел не делати, опричь самых нужных государственных дел». Но по закону 1649 г. судопроизводство запрещено в В., дни только до обеда. Указанный распоряжения были подтверждены впоследствии Московским собором 1666 г. и указом Алексея Михайловича от 20­го августа 1667 г. Наконец, в царствование Софьи Алексеевны, 18-го декабря 1682 г. последовало запрещение производить по В. дням ярмарки и торги; указ повелевает перенести их на другое время.

С Петра Великого начинается в России новый период в истории празднования В. дня. Сообразно с появившимися в течение его узаконениями, он может быть разделён на две части, или эпохи. Первая, обнимающая XVIII в. (1690–1795 гг.), характеризуется падением древнего благочестия и, в частности, почитания В. дней. Начало этому было положено в царствование Петра. По своему характеру он представлял полную противоположность отцу: насколько последний любил богослужение и безмолвие, настолько Пётр – шумную весёлость и пиры; кроме того, он не мог похвалиться и приверженностью к обрядовому благочестию. При таком царе не могло уже иметь места преследование мирских увеселений. Наоборот, теперь, по примеру самого царя, В. дни являются днями, преимущественно пред другими употребляемыми на мирские увеселения. И действительно, в одном из своих указов Пётр разрешает народные забавы по В. дням, впрочем, – только по окончании литургии и притом лишь «для народного полирования, а не для какого-либо безобразия». Как бы в дополнение к этому были открыты по В. дням и кабаки (указ 27 сентября 1722 г.). Насколько вредно отразились подобные распоряжения на празднование В. дня, видно из слов Посошкова, что в В. день едва можно было найти в храме двух-трёх богомольцев. Под конец своего царствования Пётр решился взяться за восстановление святости праздничных дней. В этих целях 17-го февраля 1718 г. был издан указ, обязывающий всех людей, – разночинцев, посадских и поселян ходить в В. дни к вечерне, заутрене и особенно к литургии. Вместе с тем, под опасением «взятия немалого штрафа» запрещено было в В. дни торговать в городах, сёлах и деревнях каким-либо товаром как в лавках, так и на площадях. Но работы и увеселения в В. дни и теперь не были запрещены. Исключение сделано только для присутственных мест, освобождённых от занятий по § 4 Регламента. После Петра Великого в заботах светского правительства о почитании В. дня последовал перерыв; и в течение царствования Анны Иоанновны и господства немцев прежние указы о В. дне перестали исполняться. С воцарением Елизаветы Петровны возобновились на некоторое время заботы правительства об охранении святости В. дня. Так, в 1743 г. она запретила употреблять в В. дни на какие бы то ни было работы «каторжников и невольников» и открывать до начала богослужения кабаки. Последнее запрещение не принесло, впрочем, пользы, так что через несколько времени после его появления синод жаловался на то, что «в кабаках во время богослужения бывает шум, драки и скаредные песни», и просил перенести эти заведения, построенные поблизости к церквам, на другое место. Но просьба из опасения убытков не была уважена. Через год после выхода указанных распоряжений последовало повеление прекратить обычай делать по В. дням визиты к «знатным персонам», а в 1749 году были запрещены «всякие экзекуции». Совершенно иным характером отличается отношение правительства к В. дню при Екатерине II. Благодаря распространению и усиленно в обществе идей энциклопедистов, уважение к нему начинает снова ослабевать. Дело доходит до того, что восхваляется работа в В. дни. Так, в указе 1776 г. говорится: «кто из особливой своей прилежности и усердия к службе в В. день производить межевание будет, то же отнесётся к его прилежности». Что касается продажи вина, то при Екатерине было запрещено торговать в кабаках только во время совершения литургии (а до начала её можно) и притом лишь в тех, которые находятся от церкви в расстоянии менее, чем в 20 сажен.

Со смертью Екатерины Великой кончается первая эпоха того периода в праздновании В. дня, который начинается с Петра I. Она характеризуется постепенным падением празднования этого дня, постепенным ослаблением законодательных мер, направленных к его поддержанию. Питейная торговля, запрещённая по В. дням указами Алексея Михайловича, теперь разрешена в течение всего этого дня. Увеселения, в XVII в. не допускаемые и в дни будничные, теперь запрещены лишь утром в В. Работы, прежде запрещённые, теперь поощряются. Посещение богослужения, прежде обязательное, теперь предоставлено на волю каждого.

С воцарением Павла Петровича начинается новый период в истории празднования В. дня. Пример этому показал сам Павел. За время своей жизни он успел оказать важные услуги восстановлению его почитания. Так, указом от 22 окт. 1796 г. Павел Петрович запретил театральные спектакли «во все субботы». Не менее важной мерой, направленной к охранению святости В. дня, является манифест 5 апр. 1797 г., повелевающий «всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в В. дни принуждать крестьян к работе». При том же Павле Петровиче было постановлено в 1799 г. «не производить в В. дни питейной продажи во время, когда совершается божественная литургия и крестный ход»... В 1833 г. был составлен «Свод Законов», касающийся в XIV т. вопроса о праздновании В. дня. Воскресное законодательство представлено в нем в следующем виде. В. дни посвящаются и отдохновению от трудов, и, вместе, набожному благочестию. Исходя из последнего положения, закон советует, воздерживаясь в эти дни от беспутной жизни, ходить в церковь к службе Божией, особенно к литургии. При этом гражданская власть взяла на себя обязанность заботиться об охранении во время богослужения порядка, тишины и спокойствия как в храме, так и около него. Сообразно с первым положением, законом освобождаются в В. дни присутственные места от собраний, учебные заведения от занятий, и нигде не позволяется производить казённых и других публичных работ как вольными и казёнными мастерами, так и арестантами. Равным образом, запрещается употреблять помещичьих крестьян на господские работы. Питейные дома, ведерные и штофные лавки, а равно, и торговые должны быть открываемы только по окончании литургии. Наконец, закон запрещает начинать прежде окончания воскресной литургии игрища, музыку, театральные представления и всякие иные общенародные забавы, и увеселения. Внося это постановление, составители «Свода Законов» почему-то не включили в него распоряжение Павла Петровича о непозволительности театральных представлений и спектаклей «во все субботы». Но и этот пробел был восполнен впоследствии, именно указом от 21 сентября 1881 г., запретившим накануне В. дней все спектакли, кроме драматических представлений на иностранных языках. Справившись с этим пунктом, законодательство и до сих пор не разрешило ещё другого, не затронутого в «Своде Законов», вопроса, именно – о воскресном отдыхе, прекращении торговли и работы. И потому, попытки разрешить его в утвердительном смысле принадлежат частным корпорациям, – городским думам, сельским сходам и т. п. Они начались приблизительно с 1843 г., когда митрополит Филарет с согласия граждан Москвы просил генерал-губернатора запретить торговлю в праздники или, по крайней мере, перенести её на послеобеденное время. В 1860 г. тот же митрополит Филарет представил в св. синод ходатайство о том, чтобы всякого рода торговля в лавках и на площадях, ярмарочная и базарная, а также трактирная была запрещена с вечера накануне и до вечерни В. дня. Но он не дожил до исполнения своих желаний; оно последовало после его смерти и притом, далеко не во всех городах. В шестидесятых и следующих годах многие городские думы начинают издавать постановления о перенесении базаров с В. дней на будничные, о закрытии или ограничении воскресной торговли. Постановления подобного рода были сделаны в Пензе (1861 г.), в Нижнем Новгороде (1864 г.), Новороссии и Бессарабии, Пскове (1865 г.), Тамбове, Иркутске, Ельце и других местах. На защиту чествования В. дня выступили в 1866 г. св. синод и министерство внутренних дел. И в том, и другом был поставлен вопрос: нужно ли отменить базары? Согласившись с доводами обер-прокурора об их отмене, министр внутренних дел не решился указать губернаторам статью закона, в силу которой последние должны повсеместно отменить воскресные базары, как просил об этом обер-прокурор. В силу этого, решение вопроса о воскр. отдыхе и торговле оказалось в последующее время в полной зависимости от представителей города. И потому в то время, как в некоторых он решён более или менее удовлетворительно, в других торговля продолжается по-прежнему, отдыха почти не существует. Благие начинания отдельных лиц разбились и разбиваются о равнодушие массы. Такова, напр., судьба желания некоторых Петербургских купцов прекратить по В. дням торговлю и освободить приказчиков от занятий. Ещё непригляднее поведение думы г. Котельнича Вятской губ. В 1888 г. она постановила прекратить по В. дням торговлю, получила за это Высочайшую благодарность, но не привела в исполнение своего постановления. В иных городах сделанные было распоряжения отменялись после кратковременного срока. Так, в Москве было постановлено весной 1888 г. торговать по В. дням только от 12 до 3 часов дня. Но по настоянию торговцев осенью того же года это думское постановление было отменено. Что касается прочих работ в В. дни, то о запрещении их до последнего времени не было и речи.

Что касается празднования В. дня в западной Европе, то и здесь оно имеет свою историю. Так, время от VI в. до начала реформации характеризуется строгим соблюдением воскресного покоя и изданием не менее строгих, в целях его охранения, законов. Подтверждением этого могут служить постановления двух соборов, – Орлеанского 538 г. и Масонского 585 г. Первый запретил по В. дням полевые работы, а также работы в виноградниках и огородах; второй угрожает палочными ударами поселянам и рабам за полевые работы в воскресение, чиновникам за нарушение В. дней – лишённым должностей, а духовным лицам шестимесячным заключением. Не менее строги и гражданские постановления о В. дне. Так, по закону Хильдериха, последнего из Меровингов, впрягший в В. день в повозку волов лишается правого из них. У Аллеманов был закон, по которому нарушивший покой В. дня в четвёртый раз лишается трети имения, а нарушивший в пятый – свободы. Впоследствии Карл Великий подробно исчислил в своих указах недозволенные в В. дни работы. После него забота об охранении В. дня перешла в руки пап, но они не прибавили чего-либо нового к прежним постановлениями Таких же точно взглядов держались и представители реформации и притом как те, которые не считали празднование В. дня божественным установлением, так и их противники. Из первых Кальвин определил в своих церковных постановлениях строгие наказания за нарушение В. дня. Учение вторых нашло для себя благоприятную почву среди пуритан, благодаря которым утвердилось в Англии и даже было внесено в Вестминстерское исповедание (1643 – 48 гг.). Последнее требует, чтобы в В. день христиане, отложив все мирские дела, не только проводили его в священном покое, но и в общественных, и частных богослужебных упражнениях. В том же XVII в. был издан в Англии целый ряд законов, направленных против всякого рода воскресных увеселений и работ. Завершением их является акт лорда Дея, составляющий и в настоящее время основной закон в английском воскресном праве. Строгое соблюдение воскр. покоя перешло из Англии и в её колонии, особенно в Северо­-Американские штаты, найдя здесь поддержку среди методистов. Не менее строго соблюдался воскр. покой и в Германии XVI-XVII ст. Законы 1540, 1561, 1649, 1661 гг. запрещают по В. дням почти все работы и увеселения. В XVIII в., когда в Европе поколебались прежние религиозные устои, ослабела и ревность к соблюдению празднования В. дня. Во Франции была сделана даже попытка совершенно уничтожить его. Упадок строгости в соблюдении покоя В. дня заметен за это время и в Англии; так, один из ораторов парламента жаловался в 1795 г. на то, что «работы по большим постройкам производятся вопреки всякой пристойности в В. день». С наступлением XIX в. началась реакция против прежних увлечений и восстановление попранного достоинства В. дня. Первою на этот путь выступила Англия. Законы в ней остаются прежние, какие были в XVII в., но в силу народного сочувствия в Англии строже, нежели во всяком другом государстве, соблюдается воскр. покой. В этот день все присутственные места закрыты; фабричные и все прочие работы прекращаются, шесть седьмых лавок заперты; число железнодорожных поездов сокращается на четыре пятых; во многих местах, по желанию публики, закрываются почтовые конторы; даже музеи, галереи недоступны в этот день для посетителей. И среди практичного народа воцаряются покой и тишина. Примеру Англии следуют и другие государства. Так, в 1861 г. на женевском собрании евангелического союза было решено пропагандировать в пользу В. дня. В восьми кантонах Швейцарии возникли «воскресные союзы», которые составили затем «Швейцарское Общество для освящения В. дня». Результаты его деятельности налицо. Почтовые должностные лица освобождены в Швейцарии от занятий каждое второе воскр.; служебные часы в почтовых и телеграфных бюро ограничены, железнодорожные чиновники тоже освобождаются от занятий каждое третье воскр., а приём и выдача обыкновенной поклажи в воскр. совершенно запрещены. Через 14 лет после Швейцарии отозвалась на вопрос о почитании В. дня Германия. Впервые он был возбуждён в ней в 1875 г. центральным комитетом для внутренней миссии на конгрессе в Дрездене. После этого начались образовываться «воскресные союзы», и через год Германия имела уже немало представителей на международном «воскресном союзе», бывшем в 1876 г. в Женеве. Одни из германских «воскресных союзов» примыкают к внутренней миссии, другие от неё независимы, но все они в целях пропагандирования идей воскр. покоя устраивают публичные чтения о воскр. вопросе, назначают приёмы за лучшие сочинения по данному вопросу, издают журналы, специально посвящённые В. дню, обращаются с ходатайствами к правительству, воззваниями к народу и т. п. С особенною силою сказалась агитация в пользу В. дня в Пруссии. Прусский главный церковный совет поручил заняться вопросом о В. дне окружным синодам. Последние обратились с соответствующими воззваниями к общинам и промышленным учреждениям. В графстве Морк евангелический союз стал издавать летучий листок «Празднование и нарушение В. дня. Воззвание к немецкому христианскому населению». В некоторых городах Саксонии возникли «воскресные союзы». В Вестфалии адвокаты стали делать коллективные объявления, что по В. дням их бюро закрывается. Ещё далее пошёл рейнский провинциальный синод; он единогласно принял следующие предложения относительно В. дня: настоять на применении существующих законов и полицейских предписаний о покое В. дня и просить главный церковный совет содействовать тому, чтобы у надзирателей за торговлей третье воскр. было свободно от занятий, перевозка грузов по железными дорогам была сокращена, занятия в правительственных бюро были прекращены, разнообразные воскр. удовольствия и развлечения ограничены, а представители духовенства озаботились устройством воскресных и других обществ в целях содействия сделать воскресенье днём отдыха. К общему движению примкнула, наконец, и Франция. В 1883 г. образовался в ней комитет для содействия освящению В. дня, а 11 марта 1891 г. состоялось первое собрание образовавшейся лиги «воскресного покоя». О нем заботятся и евангелический, и римско-католический комитеты. Под влиянием их многие представители торговли заявили желание прекратить работу в В. дни, а некоторые железнодорожные компании – прекратить приём и отправку грузов малой скорости. Обращено внимание на воскр. покой и в Австрии. В 1885 г. её архиепископы издали окружное послание, убеждая верующих чтить В. день, и в том же году изданы некоторые, охраняющее его святость, законы.

Литература. Ветринский, Памятники древней христианской церкви. Т. V, ч. 9. Краткое сведение о В. дне. – «Христианское Чт.», 1837г., III. Обзор древних постановлений (I– IX вв.) о почитании В. дня. – «Православный Собеседник», 1867 г., И. Сергиевский, О поведении древних христиан в дни воскресенья и праздничные. 1856 г. Празднование В. дня у древних христиан. – «Руководство для сельских пастырей», 1873 г., И. Истомин, Значение В. дня в общественной жизни христианских народов с точки зрения западных моралистов.–«Вера и Разум», 1885 г., №№ 13–14. Государство и В. день.–«Православное Обозрение», 1885 г., III. Беляев, О покое В. дня. Смирнов, Празднование В. дня, 1893 г.

Л. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle