Источник

Вольф Христиан

Вольф Христиан, – известный учёный богослов и философ, оказавший громадное влияние на умственную жизнь XVIII века (род. в Бреславле, в 1679; ум. в Галле, 1754). Он изучал богословие и математику в Иене, и был назначен профессором в Галле, главном седалище пиэтизма, в 1706. Там он читал лекции по метафизике, логике и этике, и его лекции пользовались необычайным успехом. Не только аудитории других профессоров богословия начали пустеть, но студенты довольно смело стали говорить об устарелости и ненаучности их метода. В 1719 вышло в свет большое богословское сочинение В.: «Разумные мысли о Боге, мире и душе»; в 1720 его этика: «Разумные мысли о действии и состоянии человека»; в 1721 его политическое сочинение: «Разумные мысли об общественной жизни людей». Пиэтисты, ввиду этих сочинений, пришли в тревогу и чувствовали, что на них надвигается большая опасность. Франке молился, Лянге ораторствовал; наконец, богословский факультет принёс формальную жалобу на В. королю, заявляя, что среди других пагубных учений он учил также, своего рода, фатализму под именем «предустановленной гармонии». «Что это значит»? спросил король. – «Это значит», объяснил придворный шут Павел Гундлинг, «что, если убежит твой самый высокий гренадёр, то он, собственно говоря, не может быть по справедливости наказан, потому что его бегство в действительности есть лишь проявление предустановленной гармонии». Кабинетным указом от 8 ноября 1723 г. В. приказано было оставить в 48 часов пределы Пруссы, под страхом виселицы; другим указом, прусскому народу запрещено было читать его книги, под страхом штрафа в 100 дукатов за каждое нарушение постановления. В том же году, однако, В. назначен был профессором в Марбурге, и слава его быстро возрастала. Знакомство с его философией сделалось необходимым элементом умственного образования: появились словари для ознакомления публики с техническими терминами его системы. Его метод и принципы прилагались не только к философии и богословию, но также и к эстетике, юриспруденции, грамматике и проч. Слог его был введён в перевод Библии, так наз. Вердгеймской Библии 1735 –37; и до 1739 г. уже не менее 107 более или менее известных немецких писателей высказались в его пользу и работали в том же направлении. При таких обстоятельствах не удивительно, что одним из первых действий Фридриха II, по его восшествии на престол, было возвращение В., и 6 дек. 1740 он совершил торжественное вступление в город, предшествуемый музыкой и процессией студентов, верхом. У ворот он был встречен городским советом, приветствуем всей корпорацией профессоров, и проч. Университет избрал его своим постоянным ректором, а король сделал его бароном, и проч.

Хотя и будучи, скорее, философом, чем богословом, В. именно придал рационалистической школе богословия её основной принцип, и был изобретателем главных её шибболетов. Картезианский дуализм между res co­gitans и res extensa был ниспровергнут Спинозой; но пантеизм Спинозы, в котором две субстанции Картезия низведены были в простые атрибуты единичной субстанции, не давал места для истинной индивидуальности. Спиноза знал только случайные и преходящие модификации субстанции, и только Лейбниц, разбивая одну компактную субстанцию Спинозы в гармонической мир монад, сделал возможным удовлетворительное объяснение явления индивидуальности. Но Лейбниц страдал, несколько, отрывочностью и несистематичностью, и полёты его ума были слишком высоки для средней публики. В В. он нашёл превосходного истолкователя своих идей, потому что в философии он был лишь систематизатором, а не творческим гением. Свой материал он заимствовал у Лейбница, а метод брал из математики. Чтобы сделать философскую истину, посредством её своеобразного изложения, принудительной для разума, как и математическая истина, это было главной целью его жизни. И тот труд, который он посвятил этой задаче (часто доходивший до смешного по своей педантичности), увенчался полным успехом: даже Кант считал его величайшим среди догматических философов. Конечно, он не преминул попытаться применить свой метод и к богословию, и хотя попытка сразу встретила много противодействия, он наконец вышел победителем. Задача его состояла в том, чтобы дать математическую демонстрацию тайн христианства, – чудес, св. Троицы, и проч. Да и почему бы такую задачу нужно считать неразрешимой? Ведь Божественное откровение отнюдь не может содержать чего-нибудь такого, что шло бы против principium contradictionis или принципа достаточного основания; и как лучше воздвигнуть оплот против вторжения английского деизма и французского атеизма, как не через укрепление самих христианских доктрин согласно с самой строгой логикой? Многие из последователей В. приложение этого метода к богословию, без сомнения, считали превосходным оплотом против неверия того времени, но при этом упускали из вида ту опасность, что разум, раз допущенный в известную область, впоследствии будет стремиться к очищению ее от всего, для чего не окажется «достаточного основания». Его ученики взялись за дело с большим увлечением. Ни одно из христианских учений не причиняло тревоги: одно за другим, они вынимались из сокровищницы христианской системы, отрабатывались с новым искусством, и выставлялись изумлённой публике в совершенно новом виде. С особенным усердием ученики В. разрабатывали естественное богословие. Утомившись перелистыванием символических книг и выслеживанием ересей в проповедях друг друга, протестантские пасторы набросились на природу, и начали изучать Творца в Его творении. С церковных кафедр и из аудиторий раздались благочестивые размышления о дожде и буре, о горах и скалах, о змеях и мышах, и возникла крайне своеобразная теология с придатком естественно-научных терминов, как ихтио-теология, инсекто-теологя, лито-, гидро-теология, пиро-теология. Но по мере того, как возвышалась естественная религия, вместе с тем, падала религия богооткровенная. Некоторыми из наиболее выдающихся учеников В. были: Яков Карпов (ум. 1768), который признавал разум судьею только falsitas mysteriorum, а не их veritas; Иоахим Георг Дарьес (ум. 1791), доказывавшей, что учение св. Троицы не содержит в себе никакой тайны, а есть лишь психолог. проблема; Иоанн Петер Рейш (ум. 1758), утверждавший, что богооткровенная религия необходима для челов. благополучия и что из всех богооткр. религий христианство было единственно удовлетворительной; Изреель Готлиб Кантц (ум. 1753), выдвигавший мысль, что естественная религия стояла в том же отношении к богооткр. религии, в каком колодезная вода, добытая из земли, холодная и прозрачная, стоит к дождевой воде, падающей тепловатой с неба и собираемой в грязные цистерны; Иоанн Густав Рейнбек (ум. 1741), которого «Размышления о содержащихся в Аугсбургском исповедании божественных истинах», в 9 томах, были куплены на счёт королевской казны для каждой церкви в Пруссии; Герман Самуил Реймарус, автор Вольфенбюттельских фрагментов, и друг. Все это были лютеране. К реформатской церкви принадлежали: Иоанн Фридрих Штапфер (ум. 1775), который давал алгебраическую демонстрацию учения о св. Троице и доказывал, что между лютеранством и кальвинизмом нет существенного разногласия; Даниил Виттинбах (ум. 1789), который пользовался математическим методом но только против скептицизма, но также и против учения о предопределении; Иаков Христоф Бекк (ум. 1785), который явно ставил естественную религию выше богооткровенной, и друг.

Сочинения В. необычайно громоздки, и он писал по книге ежегодно, за исключением 1714 г., когда он женился. Автобиография его была издана Вуттке, в Лейпциге, 1840.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle