Войденов В. П.
Войденов Василий Петрович – один из современных духовных композиторов, профессор музыкально-драматического училища Московского филармонического общества и преподаватель церковного пения в Московской духовной семинарии. Сын диакона Пензенской епархии, В. родился в 1852 г. в г. Инсаре Пензенской губ., образование получил в Пензенской духовной семинарии. По окончании семинарского курса в 1873 г., он поступил в число учеников Московской консерватории импер. русского музык. общества по классу теории музыки профессора П. И. Чайковского. В 1879 г., по выдержании установленного экзамена в Спб. придворной певч. капелле, получил аттестат первой степени и поступил капельмейстером и регентом церковного хора в первую Московскую военную гимназию (ныне 1-й моск. кадетский корпус). В 1880 г. определён на должность учителя церковн. пения в Московскую духовную семинарию, а в 1881 г. на таковую же должность в Московский Николаевский сиротский институт. В 1883 г. был приглашён в качестве старшего преподавателя по классу сольфеджио в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где в 1890 г. удостоен звания свободного художника и в 1898 г. возведён в звание ординарного профессора. В то же время сделан членом наблюдательного совета при Московском синодальном училище церковного пения.
Духовно-музыкальные сочинения В. написаны на следующие церковные песнопения: «Единородный Сыне», «Херувимская песнь», «Ныне отпущаеши», «Хвалите Господа с небес», «Милость мира», «Хвалите имя Господне», «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите», «Радуйся, Богородице Дево», «Все упование моё» (богородичны) и две воскресные «евангельские» стихиры; кроме того, готовятся к изданию: 9 воскресных евангельских стихир, 8 антифонов, аллилуарии на 8 гласов, две херувимские песни, «Покаяния отверзи ми двери» и «Ныне силы небесныя». Издан также его гимн: «Хвала Тебе, Отец щедрот» привет воспитанников Московской семинарии своей «alma mater».
Произведения В. отличаются учёным характером и написаны в стиле старинных мастеров контрапунктистов, суть музыки которых заключалась в составлении гармонии из нескольких самостоятельных, движущихся в разных направлениях, преимущественно в противоположном, мелодий, написанных вдобавок в разнообразных ритмах. Благодаря преобладанию контрапунктического стиля, в произведениях В. встречаются и формы контрапункта: имитации, каноны, перенесение мелодий в другие голоса и т. п. Впрочем, этот стиль не всегда проводится у В. строго, – у него встречается и целый ряд гармонических соединений, при которых один голос остаётся на месте для связи, отчего он уже теряет свою самостоятельную мелодию, служа целям других голосов. В основу большинства сочинений В. положены церковные, обиходные в собственном смысле мелодии, которые и гармонизуются им в строгом стиле по всем правилам гармонии.
Биографические сведения сообщены самим композитором. Относительно характера его музыкальных трудов см. в обзоре духовно-музыкальной литературы свящ. М. Лисицына. 1901 г., стр. 117 – 125.
Свящ. А. Митропольский