Вознесение
Вознесение. Дванадесятый праздник Вознесения Господня установлен христианскою церковью в воспоминание вознесения Спасителя на небеса. Известный с древних времён, он не упоминается однако в памятниках первых трёх веков христианства. Всего поразительнее в данном случае молчание Оригена, перечисляющего христианские праздники в VIII кн. своего сочинения «против Цельса» (21 – 23 г.). Но подобное обстоятельство не может служить доказательством отсутствия у первенствующих христиан веры в вознесение и чествования самого события. Вознесение Спасителя было для них таким же непреложным фактом, как и воскресение; поэтому уже апостольский символ содержит положение: «вознесся на небеса», и древнее изложение веры у Иринея Лионского говорит о вознесении во плоти на небеса возлюбленного Христа Иисуса. В виду этого, не лишено основания предположение некоторых исследователей, что праздник В. входил в состав праздничных дней Пятидесятницы, и его существование предполагается существованием последней. Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что некоторые из писателей IV в. выдают его за древнее установление. Так, бл. Августин называет его в 54 письме древнейшим и повсеместным, следовательно, отодвигает его начало, по крайней мере, ко II-III вв. Но, если, не довольствуясь этим, некоторые решаются утверждать, что праздник установлен самими апостолами, то оснований для подобного взгляда не существует. Обычная в этих случаях ссылка на 19 гл. V кн. и 33 гл. VIII кн. Ап. Постановлений не достигает своей цели, так как памятник носит несомненные следы послеапостольского происхождения. Не считая невероятным то вышеуказанное предположение, что В. праздновалось в эпоху близкую к апостолам, мы легко объясним его общеизвестность в IV ст. О его всеобщности в этот период свидетельствуют Ап. Постановления. «Путешествие ко святым местам св. Сильвии Аквитанки», а равно, и целый ряд поучений, произнесённых Григорием Нисским, св. Епифаном Кипрским, Иоанном Златоустом, Львом Великим (ум. 461) и др. В IV в. на месте вознесения Господня был сооружён храм (Евсевий, О жизни Константина В. III, 41), а спустя некоторое время после всеобщего установления праздника, вознесение появляется и в христианском искусстве. Первое по времени изображение встречается в бамберском аворие, относимом одними учёными к V-VI вв., а другими к IV. От VII в. сохранилось поучение на наш праздник Григория Двоеслова (ум. 604), а в VIII ст. составлен Иоанном Дамаскиным канон. В настоящее время праздник В. Господня продолжается вместе с попразднеством 9 дней и служит приготовлением к празднику Сошествия св. Духа.
А. Петровский