Воздух
Воздух. Название воздух (άήρ) усвояется на языке литургики тому покрову, который возлагается на дискос и чашу. Под таким именем он известен потому, что, вея им во время чтения символа веры, священник потрясает, колеблет воздух. Тем же самым именем называются равным образом и два других покрова, из которых одним покрывается дискос, другим чаша. Введение покровов, или воздухов вызвано желанием и необходимостью предохранить приготовленные на проскомидии дары от нападения насекомых, которыми изобиловали восточные, жаркие страны. И так как подобное назначение выполняли, по свидетельству литургии VIII кн. Ап. Постановлений, рипиды, то можно думать, что введение покровов принадлежит более позднему времени. И действительно, указанный памятник ещё не знает их существования. В первый раз оно отмечается толкованием на литургию Иоанна Постника (ум. 595). «Воздух, читаем в нем, означает заключение гроба». Простое упоминание о нем встречается также в актах Константинопольского собора в храме св. апостолов, постановившего 10 правилом отлучать тех, которые похитят «так называемый аэр» – воздух. Более подробные сведения о покровах даёт толкование на литургию Германа Константинопольского в редакции VIII-X вв. Оно различает, во-первых, покров для дискоса, – «δισκοκάλυμμα», во-вторых, катапетасму, или воздух, который поднимается пред произношением возгласа: «станем добре». Славянский перевод этого толкования, называя воздух «тонким полотном», прибавляет: «он покрывает сосуды». Не менее определённо далее свидетельство литургии преждеосвященных даров по списку IX в. Судя по её словам: «после перенесения св. даров затворяются врата, и священник покрывает дары самым верхним покровом (τῷ άνωτάτῷ πέπλῷ), который принято называть воздухом», литургическая практика IX в. знала, кроме верхнего покрова, и другие, нижние. Но, если названные памятники только предполагают их существование, то другие, более поздние, уже прямо говорят об этом. Таков, между прочим, список литургии Иоанна Зтатоуста XII в. После изъятия агнца и соединения вина с водою в чаше священник, читаем в нем, «покрывает дискос, потом потир и возлагает на него великий покров», ещё раздельнее описаны эти действия в списке литургии И. Златоуста XIV ст. «Священник, говорится в нем, первым покровом покрывает дискос, вторым – потир и третьим оба вместе – дискос и потир». Из последнего памятника видно также, что при возложении покровов читались те же самые, что и в настоящее время, молитвы. Одновременно с введением покровов церковь усвоила им таинственное знаменование. Так, по вышеупоминаемому толкованию Германа, покров для дискоса означает сударь, которым была повита глава Спасителя во гробе, а воздух – камень, приваленный к двери гроба.
А. Петровский