Источник

Владикавказская епархия

1. Исторический очерк. Епископская кафедра во Владикавказе открыта в 1875 году, при ней была канцелярия, и епархия считалась составною частью грузинского экзархата на правах викариатства, и только с 10 сентября 1894 года она стала вполне самостояною. До этого времени русские приходы, расположенные по реке Тереку, первоначально входили в состав астраханской епархии. Одно время, именно 1793–99 г., была почти самостоятельная «Моздокская епархия»: официально она считалась викариатством астраханской епархии, но в действительности была самостоятельною, так как при кафедре «Моздокского и маджарского» епископа Гаия в городе Моздоке была своя консистория и прочее епархиальное управление. С 1799 г. Моздокская епархия снова присоединена к астраханской епархии (см. 111 стр. т. II, ч. I Богословской энциклопедии). С 1829 по 1842 г. русские по Тереку приходы отошли в епархию «Новочеркасскую и Георгиевскую», а с 1842 по 1885 г. – в епархию «Кавказскую и Черноморскую». Часть русских приходов, с казачьим населением, с 1845 года были выделены в ведение обер-священника кавказской армии, затем, в 1867 г., «воссоединены» с кавказской епархией. Приходы с туземным населением, из православных осетин, стояли особняком и первоначально, до 1814 года, входили также в состав астраханской епархии, а затем, до 1874 г., в состав грузинского экзархата. В 1875 году состоялось выделение осетинских приходов в особую Владикавказскую епархию, а с 1885 года к ним были присоединены русские приходы кавказской епархии, расположенные по Тереку.

1) Первым влад. епископом, викарием груз. экзархата, был Иосиф (1875 – 1889 годы). Преосв. Иосиф, – в мире Иван Иванович Чепиговский, уроженец таврической губернии, потомок запорожского казачества, сын священника, кандидат Киевской академии, всю жизнь свою он посвятил на служение Осетии – сначала в сане архимандрита (1857 – 1874г.), затем – епископа, и потому его память чтится, по справедливости, как «апостола Осетии». Он был хороший знаток осетинского языка: составил «русско-осетинский словарь» и перевёл некоторые богослужебные книги на осетинский язык. Епископ Иосиф устраивал церкви, в 1872 г. совершил закладку кафедрального собора, учредил епархиальное братство Пр. Богородицы, перевёл русское дух. училище из Моздока во Владикавказ и открыл осетинское дух. училище в Ардоне. 22 июля 1889 года преосв. Иосиф уволен по прошению на покой и 25 июня 1890 года скончал жизнь свою в Москве в Новоспасском монастыре (Подробнее о нем – в «Трудах Киевской духовной академии» 1901 г.).

2) Второй епископ Владикавказский – Пётр. В мире – Пётр Лосев, магистр богословия, 10 октября 1887 г. принял монашество, 1 ноября того же года хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковского. 22 июня 1899 года назначен на Владикавказскую кафедру. 3 мая 1891 года перемещён на кафедру епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии.

3) Третий – Иоанникий, с 3 мая 1891 года по 14 сентября 1892 года. Переведён в Рязань на кафедру викарного епископа.

4) Четвёртый – Феодосий, с октября 1892 года по 12 июня 1893 года, скончавшийся 23 января 1895: года, будучи настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря и членом Московской синодальной конторы.

5) Пятый епископ Владикавказский и (с присоединением теперь) Моздокский и первый, как самостоятельно правящий, владик. епархией, – преосв. Владимир, в мире Филарет Синьковский, бывший миссионер, а затем начальник Алтайской и киргизской миссий. После семилетних трудов в Алтайской миссии, в сентябре 1882 года, о. Филарет определён первым миссионером новооткрытой киргизской миссии, в марте 1889 г. награждён саном протоиерея и 12 июля того же года назначен. помощником начальника кирг. миссии, томской епархии. В 1890 году 3 февраля высочайше пожалован орденом св. Анны 3 степени – за обращение из язычества и магометанства более 200 человек. В том же 1890 г. о. Филарет принимает монашество с именем Владимира, с 1 сентября – игумен. 1891 года 26 мая возведён в сан архимандрита, 26 июня того же года наречён и 18 августа хиротонисан во епископа бийского, викария томской епархии, и назначен начальником Алтайской и кирг. миссий. Им были переведены на киргизский язык и напечатаны следующие труды: «Первоначальные сведения о православной христианской вере, сообщаемые киргизу, приемлющему крещение», «Жизнь св. великомученика Евстафия Плакиды», «Первоначальные молитвы», «Евангелие от Матфея», «Три части вероучительной и нравоучительной книги протоиерея Поспелова» и «Чин присоединения магометан к св. церкви». О своих трудах и миссионерской деятельности преосв. Владимир написал книгу: «Записки Алтайского миссионера черноануйского отделения священника Филарета Синьковского за 1876, 77, 78, 79, 80 и 81 годы» и целый ряд «Записок миссионера киргизской миссии», которые в своё время были напечатаны в «Томских Епархиальных Ведомостях» и в «Моск. Церк. Ведомостях». В 1892 году 15 мая преосв. Владимир высочайше пожалован орденом св. Владимира 3 степени. После 18-летнего миссионерского служения в Сибири, преосв. Владимир в 1893 г. июня 3 дня назначен епископом Владикавказким. В 1894 г. 10 сентября Владикавказская епархия выделена из состава грузинского экзархата, кафедра сделана самостоятельною и к титулу епископа «Владикавказского» присоединено – и «Моздокского». Преосв. Владимир с первых же дней своего вступления на Владикавказскую кафедру предпринял целый ряд мер для борьбы с местным расколом и сектантством. В 1894 году 2 янв. освящён кафедральный собор. В этом же году, с разрешения св. синода, учреждён ход с чудотворною иконою Божией Матери из Моздока, через христианские и магометанские аулы осетин, во Владикавказ, в память чего граждане г. Владикавказа поднесли владыке драгоценную панагию. В 1895 году началось издание «Епарх. Ведомостей» с миссионерским отделом, учреждены должности противораскольнического и противосоктантскаго миссионеров, во Владикавказе открыты в зале классической гимназии великим постом беседы, в которых ежегодно самое деятельное участие принимает сам преосвященный, беседы и народное пение заведены и при всех церквах епархии, о чем ведутся «журналы». В том же 1894 г. открыта во Владикавказе женская община, по ходатайству преосв. Владимира, преобразованная вскоре в женский монастырь. В том же 1894 г., 17 октября открыто епархиальное женское училище в наёмном помещении. В 1895 году 12 августа, благодаря старанию преосв. Владимира, осетинское дух. училище в Ардоне преобразовано в семинарию. В 1896 г. состоялось освящение здания мужского дух. училища (русского во Владикавказе), а в 1897 г. 4 сент. – и женского епарх. училища. В 1897 г. преосвященный освятил и открыл колонию для прокажённых, на собранные им пожертвования; в 1897 г. 30 авг. устроил и освятил архиерейский дом с церковью; 1901 года 28 января освятил церковь в дух. училище. В отеческой заботливости об осетинах преосв. Владимир открыл в Осетии шесть новых приходов, построил и освятил в Осетии же две новых церкви, всему горскому духовенству исходатайствовал у св. синода прибавку жалованья, так что теперь священник получает 600 рублей в год, а псаломщик 200 рублей. На напечатание Св. Евангелия на осетинском языке преосв. Владимир испросил у св. синода 1500 рублей. На миссионерском съезде 1901 года открыты должности 4-х окружных миссионеров. За свои неусыпные труды на Владикавказской кафедре, в течение 8 лет, преосв. Владимир был награждён: в 189 5 г. 6 мая – орденом св. Анны 1 степени, 1900 году 6 мая орденом 2 степени св. Владимира (Подробнее см. «Владикавказские Епархиальные Ведомости», 1898 г. № 20 и 1901 г. № 14).

2. Статистический обзор епархии в 1900 году (По отчёту о состоянии епархии за 1900 г., но «Терскому календарю» на 1901 г. и «Памятной книжке Дагестанской области» на 1901 г.). В состав владикавк. епархии входят терская и дагестанская области и один осетинский посёлок кубанской области. Территория епархии занимает пространство в 89,848 кв. вер. (64,060 кв. в. терск. и 25,788 кв. в. Дагестан.). В гражданско-административном отношении епархия делится на 13 округов (9 дагестан. и 4 терск.) и 4 отдела (терск.). Народонаселение терской и дагестанской областей к 1 января 1900 года состояло из 1,532,477 человек обоего пола (918,596 ч. терск. и 613,881 ч. дагестан.). В это число входят: а) по национальностям – кавказские горцы (осетины, кабардинцы, ингуши, лезгины и др.), русские (333 тысячи в терской и около 20 тысяч в дагестанской), кочевые караногайцы, кумыки, армяне, татары, персы, поляки, евреи, немцы и проч., б) по вероисповеданиям – православные – 405,089 человек обоего пола (387,741 ч. терской обл. и 17,348 человек дагестанской обл.), единоверцы – 384 ч. (терск.), раскольники и сектанты – 36,785 человек обоего пола (36,556 ч. терской области15 и 229 ч. дагестан.), армяно-­григорианского вероисповедания – 17,182 человека обоего пола (14,420 ч. терск. области и 2,762 человека дагестанской), католики – 4,162 человека обоего пола (3,187 ч. терск. и 974 человека дагестанской), лютеране, протестанты и др. – 9,525 человек обоего пола (9,242 ч. терск. и 283 ч. дагестан.), евреи – 17,707 человек обоего пола (6,231 ч. терск. и 11,476 ч. дагестан.), магометане – 1,045,434 человека обоего пола (459,898 человек терск. и 585,536 ч. дагестан.), других исповеданий – 4,197 человек обоего пола (937 ч. терск. и 3,260 ч. дагестанской области). Епархию, в тесном смысле слова, составляет православное народонаселение одной терской области с присоединением такового же народонаселения двух городов дагестанской области – Дербента и Петровска. Если из 17 тысяч православного населения дагестанской области значительную долю отнести к военному ведомству, то во Владикавказской епархии получится круглым числом 400 тысяч православных обоего пола, что составит меньше трети всего населения двух областей. Приходов в епархии – 132, с численностью от 400 до 4 тысяч человек обоего пола в каждом приходе. Церквей в епархии: соборных – 6, монастырских – 3, приходских – 128, в том числе: одноклирных – 119, двуклирных – 9, при казённых заведениях – 7 (все без причтов), домовых – 2, кладбищенских – 7 (все без причтов), приписных – 15, часовен и молитвенных домов – 11, всего 179 церковных зданий. В этом числе церквей каменных 84 и деревянных – 95, из них в дагестанской обл. (в Дерпенте и Петровске) две каменных церкви и в кубанской области одна деревянная церковь; осетинских церквей и часовень – 40 и 139 русских. При этих церквах духовенства состоит: протоиереев – 10, священников – 160, диаконов – 53, псаломщиков – 141, всего служащего духовенства – 364 человека. В этом числе: с академическим образованием – 7 священников и протоиереев, с семинарским образованием – 89 остальные – ниже среднего, до домашнего включительно; по национальностям русского духовенства – 305 человек и осетинского – 59 человек; в дагестанской области два одноклирных причта и в кубанской области один одноклирный причт, остальные причты в терской области. Кроме служащего духовенства, есть ещё заштатное: протоиереев – 2, священников – 10, диаконов – 2 и псаломщиков – 6. А всего вообще лиц духовного сословия с их семействами – 1572 человека обоего пола. Архиерейский дом в епархии – один, в нем имеется Владимирская церковь и один иеромонах. Монастырей – три, из коих два женских и один мужской: покровский женский монастырь во Владикавказе с 18 монахинями и 96 послушницами, георгиевский женский на реке Куре с 36 монахинями и 150 послушницами и крестовоздвиженский мужской в городе Кизляре с одним архимандритом-настоятелем, 5 иеромонахами, 5 иеродиаконами, 2 монахами и 13 послушниками. Всего в епархии монашествующих 68 человек и на послушании – 250 человек.

3. Епархиальное управление. Духовная консистория в 1900 году помещалась в собственном здании и состояла из трех членов штатных и одного сверхштатного. Две канцелярии – консисторская и епископская – имели но одному секретарю. На производстве в консисторий находилось: распорядительных и сектантских 559 дел, хозяйственных – 416, следственных и судных – 357 дел, всего дел 1332, всех исходящих бумаг было 7480. Все приходы епархии составили 11 благочиннических округов, в ведении каждого благочинного состояло от 9 до 19 церквей. Г. Владикавказ состоит из 4 приходов.

4. Духовно-учебные заведения и церковные школы. 1) Александровская миссионерская духовная семинария в селении Ардове, с 1895 года. – Для подготовки пастырей в осетинские приходы из среды самих же осетин ещё в 1836 году было открыто во Владикавказе осетинское духовное училище, просуществовавшее более четверти века и закрывшееся в 1863 году. Отсюда ученики поступали в тифлисскую духовную семинарию. Через другую четверть века, именно в 1887 году при преосвященном Иосифе, снова открыто специально осетинское духовное училище в центре Осетии в селении Ардоне. В 1895 году 12 августа, по ходатайству преосвященного Владимира, училище преобразовано в семинарию. В 1898 году программа ардовской семинарии расширена, в 1899 году перворазрядным воспитанникам её открыт доступ в средние классы нормальных духовных семинарий и на миссионерское отделение Казанской духовной академии. В настоящее время семинария имеет собственное, но старое и мало поместительное здание, 6 классов, приготовительную школу, домовую покровскую церковь и попечительство при ней, физический кабинет с приборами на 2 тысячи рублей, две библиотеки из 3,500 томов, квартиру ректора, инспектора, общежитие на всех воспитанников. Учащихся было всех – 154 человека, из коих 40 русских, 4 грузина, I черкес, остальные осетины, все православные, в приготовительной школе – 44 человека, из коих – 10 русских, остальные осетины; один магометанин, остальные православные. В попечительстве состояло: 19 пожизненно почётных членов и 35 действительных членов. Капитал попечительства простирается до 2 с половиною тысяч руб. С настоящего года будет приступлено к постройке в Ардоне нового семинарского здания на ассигнованные святейшим правительствующим синодом деньги, в количестве 183 тысяч рублей. 2) Духовное училище, – 1834 года 30 сентября было открыто в городе Моздоке, как центре среди русских станиц, отсюда ученики поступали в астраханскую семинарию. В 1887 году училище переведено из Моздока во Владикавказ, 13 января состоялось его открытие преосвященным Иосифом в наёмном помещении. С 1896 г., при преосвященном Владимире, училище перешло в собственное здание. В 1900 году было 4 класса и приготовительный, параллельных классов нет, учащихся было 102 человека; по окончании курса поступают большею частью в ставропольскую духовную семинарию. В здании имеются: домовая Кирилло-Мефодиевская церковь, освящённая преосвященным Владимиром 28 января 1901 года, больница, две библиотеки с 2320 томами, квартира смотрителя, помощника, двух надзирателей и общежитие для всех учеников. 3) Епархиальное женское училище – основано заботами преосвященного Владимира и открыто им 17 октября 1894 года. Сначала оно помещалось в наёмном здании. 4 сентября 1897 года тот же преосвященный Владимир освятил новое собственное здание училища, стоившее более 80 тысяч рублей. С 1899 – 1900 учебного года училище фактически преобразовывается из трёх классного в шестиклассное, всех классов было пять: приготовительный, первый, второй, четвёртый и шестой. Воспитанниц было – 117, в том числе духовных – 81 и иносословных 30, или живущих в общежитии – 95 и приходящих – 22. Плата за полное содержание в общежитии взималась в размере 117 рублей в год, с иносословных и иноепархиальных – в двойном размере, по 234 рубля. Кроме того, с каждой воспитанницы – пансионерки при поступлении взималось единовременно по 25 рублей на обзаведение постельными принадлежностями. При училище имелось 8 полных и 8 половинных епархиальных стипендий для сирот и беднейших воспитанниц духовного сословия и одна Николаевская стипендия, учреждённая на капитал в 3,100 рублей, собранный духовенством епархии и высочайше утверждённая 15 января 1887 года. Воспитанницы участвуют в совершении богослужения в архиерейской церкви. При училище с 1 января 1900 года открыта воскресная школа. При училище имеются: больница, библиотека и физический кабинет. 4) Епархиальный училищный совет и школы. Совет открыт в 1887 году, при преосвященном Иосифе, и в настоящее время имеет 5 отделений и постоянную школьную комиссию. Ардонскому отделению в 1896 году предоставлено право самостоятельного заведования всеми церковными школами северной Осетии (со внесением своего годового отчёта в общий отчёт о школах епархии). Во главе наблюдения за школами стоит епархиальный наблюдатель с 4-мя уездными и наблюдатель над школами северной Осетии. Для усиления образования школьных учителей учреждены в летнее время педагогические курсы во Владикавказе. К 1 января 1901 года в епархии церковных школ было; 12 двухклассных церковно-приходских школ, 107 одноклассных и 46 школ грамоты, всего 165 школ, в них учащихся – 5261 мальчик и 3539 девочек, всего 8799 человек обоего пола. (В ведомстве дирекции народных училищ 176 училищ разных наименований и 13,103 учащихся обоего пола). В 24 приходах по неблагоприятным обстоятельствам пока не устроены церковные школы. На содержание школ в 1900 году поступило: от церквей – 4254 руб. 25 к., братств – 421 р. 25 к., общества восстановления христианства на Кавказе – 6,979 р. 68 к., городских управлений – 950 р., станичных обществ – 18,302р. 74 к., приходских попечительств – 501 р. 6 к., духовенства – 828 руб. 70 коп., попечителей школ – 1523 р. 20 коп., благотворителей – 3169 р. 98 к., обществ – 49 р. 90 к., платы за обучение – 1,701 руб. 63 к., проц. с капиталов: – 186 р. 13 к., разных поступлений – 1497 р. 45 к., итого местных средств – 40,364 руб. 97коп. и от св. синода – 35,600 руб., всего 75,964 руб. 97 к. Израсходовано в 1900 году: на жалованье учащим – 43,951 руб. 57 кон., на приобретение руководств 1,741 рубль 64 коп., на покупку книг для чтения 383 руб. 90 коп. На покупку письменных принадлежностей – 1,100 руб. 31 коп. На постройку и ремонт школьных зданий – 12,207 руб. 31 коп. На наем школьных помещений – 9,434 р. 88 коп., разные другие расходы – 2,616 р. 18 коп., всего – 71,435 р. 77 коп.

5. Просветительные, благотворительные и хозяйственные учреждения.

1) Епархиальное Михаило-Архангельское братство. 12 декабря 1885 года в городе Владикавказе было учреждено преосвященным Иосифом «отделение православного Пресвятые Богородицы братства грузинского экзархата», в честь чудотворной иконы Божией Матери Моздокской. В 1894 году, 2 января, преосвященный Владимир освятил новый кафедральный собор во имя Архангела Михаила, посему и епархиальное братство переименовано в Михаило- Архангельское, и открыло свои действия с 25 марта 1894 года. В 1899 – 1900 г. братство состояло из совета и членов: 1 – почётного, 33 – пожизненных, 146 – действительных и 7 сотрудников, поступлении было 1,041 рубль 99 коп., израсходовано 1,030 рублей 72 коп., в остатке с прежними – 11,544 рубля 72 коп. Братство, его деятельность носят преимущественно миссионерский характер, так как епархия представляет широкое поле для миссионерской деятельности. Как видно из статистики народонаселения епархии, среди туземцев кавказских горцев – массовое миллионное магометанство. Незначительная часть его требует особенно ревностной миссионерской деятельности: это – так называемые ренегаты, – вероотступники: осетины-магометане приняли христианскую веру, потом снова совратились в магометанскую веру. Разными причинами можно объяснить происхождение ренегатства: отчасти поспешностию принятия в православие без достаточного изучения вероучения православной церкви со стороны желавших войти в общение с православием, отчасти экономическими причинами, – зависимостию магометан в вопросах о пользовании землёю, отчасти угрозами со стороны мусульман, отчасти пропагандой ислама, указанием на чисто материальные выгоды от возвращения в ислам. В общем магометанство не имеет уже того фанатизма, которое проявляло оно раньше, и мирным путём, путём школьного просвещения, постепенно знакомится с «русскими законами» и «русскою верою».

Среди пришлого русского люда масса раскольников и сектантов, все они в пределах терской области и только незначительная часть (229 чел.) в дагестанской области. В общую цифру раскольников и сектантов терской области 36,556 человек обоего пола входят: раскольников – 27,712, молокан и духоборов – 6,675, иудействующих и субботников – 500 и других сектантов – 1,619. Раньше Кавказ служил местом ссылки раскольников и сектантов, теперь они сами идут в широко отворенные двери предгорий Кавказа. Ожесточённого фанатизма по отношению к праву славным, какой замечался раньше, теперь нет. Пример свежий, на лицо, доказывающий обратное отрадное явление. 24 сентября 1900 года в городе Владикавказе – этом гнезде и, так сказать, административном центре местного молоканства, на «молоканской слободке», состоялось открытие церковно-приходской школы. В два утра, 15 и 16 сентября, записалось 110 детей, из 60 мальчиков – 50 молоканских. Родители их молокане принимали самое деятельное участие в устройстве школы и присутствовали на молебне пред открытием школы н всячески старались выразить благодарность преосвященному владыке и членам епархиального училищного совета, как виновникам радостного для них события (см. «Епар. Вед.» 1900г., № 20). Несколько дерзко ведут себя по отношению к православным сектанты, рассеянные в отдалённых хуторах. В епархии действуют три миссионера – противораскольнический, противосектантский и противомусульманский, последний получил специальную подготовку на миссионерских курсах при Казанской духовной академии, все три действуют в пределах терской области. Кроме ближайших сотрудников из среды мирян, миссионеры получают значительную поддержку и от приходского духовенства, как русского, так и осетинского, особенно молодого, получившего среднее богословское образование.

Душою миссии, вдохновителем и руководителем всех труженников на миссионерском поприще является преосвященный Владимир, сам многолетний и опытный миссионер. С 1894 г. преосвященный председатель братства и члены его из градского духовенства ежегодно, в течении воскресных дней великого поста, ведут беседы – чтения в зале классической гимназии. Внебогослужебные собеседования ведутся во всех приходах епархии, и содержание их заносится в особый журнал. Братство имеет книжный склад и 23 отделения его по епархии. Оно же приобрело ещё в 1894 г. для единоверцев из раскола антиминс 1646 г. (из ризницы Новгородского Софийского собора), а для осетин – осетинский шрифт, издавало и издаёт в переводе на осетинский язык – евангелие, молитвословы и некоторые богослужебные книги. Подъем религиозного чувства – не только у православных, но и у магометан, осетин – производят ежегодно с 1894 г. встречи и проводы чудотворной иконы Божией Матери по терской области, из Моздока во Владикавказ и обратно. Результатом миссионерской деятельности братства в 1900 г. было присоединение к православной церкви: 64 сектантов, 6 – католиков, 3 – лютеран, 3 – евреев, 49 – магометан и 2 – язычников, всех – 127 чело век.

2) Приходских братств в епархии – 4, из коих два во Владикавказе и два в станицах – Зольской и Калиновской. Одно из Владикавказских братств, благодаря счастливым обстоятельствам и энергии учредителя в 1887 – 88 годах приобрело громкую известность и солидный, за 10 тысяч, основной капитал, в один год выстроило большую каменную церковь, теперь имеет и содержит церковь, причт, певчих, приют для престарелых братчиков, церковно-приходскую школу и две библиотеки – церковную и школьную. Другое братство в городе Владикавказе учреждено в 1901 году.

3) Делу самообразования пастырей и просвещения паствы много содействуют – библиотеки. В епархии имеется 8 благочиннических библиотек и 93 при церквах, заключающих в себе до 10 тысяч томов, кроме того, 79 церковно-учительских библиотек. Стремление к самообразованию вызывается у духовенства не любознательностию только, а и запросом жизни. Недостаточный ценз образования (у 64 священников из 160 всех священников), законоучительство, проповедничество, ведение бесед, борьба с расколом и сектантством – все это побуждает пастыря церкви почаще держать в руках книгу. Спрос на книгу слышится даже из среды рабочего класса. Читателей из этой среды зарегистрировано по благочинническим округам от 379 до 3,440 в год.

4) Архив консистории – имеет некоторый интерес при изучении истории края, так как в нем имеются деловые бумаги конца ХУШ века и начала XIX века.

5) Епархиальное попечительство о бедных духовного звания учреждено в 1891 году преосвященным Петром. Источниками попечительских средств служили кружечный сбор по церквам епархии, сбор по пригласительным листам, 1% взнос с свечной и кошельковой суммы, штрафные деньги, проценты с попечительского капитала. доброхотные пожертвования и 20% отчисления с доходов при погребении. получаемых причтами – осетинских церквей. В 1900 г. поступило: наличными – 3,266 р. 4 к. и процентных бумаг на 1,800 р., израсходовано наличными на выдачу постоянных пособий 1,928 р. и единовременных пособий – 265 р. и друг., а всего израсходовано наличными 4,148 р. 7 к. Призреваемых было 65 человек, размер годового пособия был от 10 до 60 р. В остатке к 1901 г. – 388 р. 10 к. наличными, 19 тыс. проц. бумагами и 1,500 р. в долгах и недоимках: Кроме того, в ведении попечительства находится сиротская сумма, коей к началу 1901 г. было 2,655 р. 86 к. – Попечительство ведает делами о назначении, перемещении и увольнении просфорен.

6) Приходских попечительств в епархии в 1900 г. было – 49, они располагали средствами в размере – 5,971 р. 17 к. и израсходовали на разные предметы благотворительности – 581 р. По среднему выводу каждое попечительство располагает капиталом в 120 р. и благотворит на сумму 14 р. В общем, приходские попечительства. прививаются плохо, действуют слабо и результат дают не важный.

7) Эмеритальная касса духовенства епархии. Капитал эмеритуры начал слагаться ещё с 1877 года под именем «Братской кассы духовенства кавказской епархии», затем, когда в 1885 году русские приходы по реке Тереку были выделены из кавказской епархии и присоединены к осетинским приходам Владикавказской епархии, то и капитал духовенства сей последней епархии, в количестве 18 тысяч, был выделен, устав кассы неоднократно. – в 1889 и 1890, в 1897 и 98 годах – был пересматриваем и видоизменяем общеепархиальным съездом духовенства, – пока ещё не утверждён. С 1893 года началась выдача пенсий. Касса эмеритуры состоит из «основного» и «вспомогательного» капиталов, первый составляется из членских взносов, трёх категорий от 5 до 30 рублей ежегодно и из 3-х рублёвого взноса с проданного пуда свечей, второй «вспомогательный» капитал составляется из 10 рублёвого взноса от каждого причта епархии. В 1900 году из основного капитала выдано пенсий 39 лицам на 1,716 рублей 67 коп., из вспомогательного капитала выдано пособий четырём лицам – 245 рублей. К 1 января 1901 года всего основного и вспомогательного капитала, % бумагами и наличными деньгами было в кассе 92,554 рубля 69 коп. Кроме того, эмеритура ведает «похоронной кассой», переданной ей в сентябре 1900 года из ведения попечительства: при всяком смертном случае главы семейства эмеритура выдаёт семейству умершего священника – 300 рублей, диакона – 225 р. и псаломщика – 150 р., деньги эти через благочинных собираются заранее авансом на один смертный случай с причтов, по 2 рубля на семью священника, по 1 р. 50 к. на семью диакона и по 1 р. на семью псаломщика. Пример заботливости о вдовах и сиротах духовенства подаёт сам преосвященный, поистине благостный отец, и своими личными пожертвованиями и частыми внушениями об этом духовенству.

8) Больниц – при монастырях две, – при церквах епархии – не имеется.

9) Богаделен – две, в Георгиевске и Ессентуках. В Владикавказе имеется «Приют для престарелых братчиков» Свято-Троицкого братства. Во всех трёх сих заведениях призревается до 50 человек обоего пола.

10) В епархии близ станицы Александрийской имеется колония для прокажённых. Её основание и существование всецело поддерживаются заботами преосвященного Владимира. Ещё в 1893 году владыка обратил своё благостное внимание на несчастных прокажённых. На призыв архипастыря к пожертвованиям отозвались многие благотворители и благотворительницы. 400 рублей благоизволила пожертвовать Государыня Императрица Мария Феодоровна. Всего пожертвований поступило 28,720 рублей 98 коп., израсходовано – 23,205 рублей 75 коп. и осталось на лицо – 4,985 р. 43 коп. 25 марта 1897 года состоялась закладка и освящение места и первого здания флигеля для служащих. 29 декабря 1897 года колония открыта и освящена. Устроено шесть флигелей из саманного кирпича, под черепичною крышею в 12 комнат для 24 больных, большая кухня, сарай, кирпичный дом для администрации. 1900 года 8 мая преосвященный Владимир освятил церковь. Пока в колонии призреваются – 6 мужчин и 8 женщин.

11) Вопрос о свечном заводе неоднократно, с 1889 года, возбуждался на епархиальных съездах и в сентябре 1901 года решён в утвердительном смысле: открыть завод с 1902 года в наёмном помещении в счёт авансовых сумм, имеющих поступить с епархии в количестве 13 тысяч рублей.

6. Монастыри. Условия жизни Владикавказской епархии таковы, что развиться здесь монастырской жизни весьма трудно. Обилие гор, масса горных речек при своём половодья, очень стесняющих выбор места, преобладающее здесь мусульманское населенье, недостаток благотворителей среди православных – все это оказывает неблагоприятное влиянье на развитие монастырской жизни.

В епархии два женских и один мужской монастырь, все русские и расположены на плоскости.

1) Крестовоздвиженский мужской монастырь в города Кизляре устроен с благословенья преосвященного Илариона, епископа астраханского, в 1739–40 году. В 1741 году 50 «дворов» выгорело. В 1750–51 высочайше даровано монастырю удобной и неудобной земли 2,675 десятин. Новокрещённым из магометан и вышедшим из плена монастырь давал убежище, а семейным помогал в устройстве домов. Беспокойное время и лихорадочный климат безлюдили монастырь. С 60-х годов до 1875 года было цветущим временем монастыря: образованный и деятельный архимандрит Антоний устроил великолепный каменный храм, помещенья для настоятеля и казначея с тёплою деревянною церковью, два длинных корпуса для братии, кухню, трапезную, конюшню с каретным сараем и подъездным. С 1875 года почти беспрерывные бедствия: пожары, ураганы, наводнения, эпидемии – разорили монастырь до того, что одно время, с 1887 по 1890 год, заведование его было поручено местному благочинному. С 1890 года монастырь обновляется. Монастырские виноградники дают до 100 бочек вина.

2) Георгиевский женский монастырь на реке Куре основан отставным подполковником, 60­-летним старцем М. С. Ласточкиным на приобретённом им на собственные средства участке земли в 330 десятин. Из духовного званья с семинарским образованием, Ласточкин и себя всего предал на служение монастырю: на 60 году принял священство и 10 лет безвозмездно служил в монастырском храме. Вначале монастырская община состояла из 3-х сестёр в крайне убогой обстановке – из одной землянки и церквицы из саманного кирпича, в глухой степи. В 1855 году строительница – монахиня Агафоника назначена игуменей монастыря, в сем же году площадь монастыря в 4 десятины обнесена высокою оградою, стоившею более 15 тысяч. В настоящее время в монастыре более 200 насельниц, помещающихся в восьми больших корпусах, имеется школа грамоты с 10 девочками; два священника совершают ежедневно богослужение. Строится величественный храм, по смете в 80 тысяч рублей (Подробнее см. «Владикавк. Епарх. Ведом.», 1897 г., № 4, 5).

3) Покровский женский монастырь в городе Владикавказе. Дело устройства женской общины начато тремя вдовами в 1889 году. В 1891 году городская управа отвела 3 с половиною десятины земли, в том же году за 600 рублей была куплена в соседней станице деревянная церковь. В 1892 году освящено место под церковь и общину и начата постройка небольшого корпуса. В 1893 году городская управа отвела ещё 2 десятины – для огорода монастырского. 6 января 1894 года преосвященный Владимир освятил церковь в честь Покрова Пресвятые Богородицы. Указом святейшего синода от 6 февраля 1898 года община обращена в монастырь. Попечением игумении Неонилы и трудолюбьем монахинь и послушниц монастырь внутренне и внешне благоустрояется. В настоящее время монастырь имеет: церковь, 5 жилых помещенья с больницею, своё свечное заведенье, – все ограждено каменною стеною. На окраине города приобретён дом для школы грамоты, в городе – пожертвованный дом – для священника. В 6 верстах от города 68 десятин хорошего строевого леса. Главный средства содержанья: от продажи просфор по церквам города Владикавказа, от продажи свеч и рукоделий. Общая сумма прихода и расхода – около 20 тысяч рублей в год (Подробнее см. в «Владикавк. Епархиальных Ведомостях» 1898 года, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15).

7. Владикавказская Епархиальные Ведомости. Издаются по ходатайству преосв. Владимира пред св. синодом с 1 января 1895 года. Выходят два раза в месяц, подписная цена 5 рублей, цензором с первого года издания и до сего времени состоит законоучитель классической гимназии священник Капитон Александров, редактором состоял преподаватель духовного училища, кандидат богословия В. Иванов, за болезнью и смертью его, с 22 № 1898 года редактором состоит преподаватель того же училища, кандидат богословия В. Леонидов. В 1901 году свящ. И. Поповым составлен «Систематический указатель содержания «Владикавк. Епарх. Ведомостей» за 6 лет их издания». В неофициальном отделе помещаются иногда слова и речи преосв. Владимира (1895 г., № 1, 22; 1897 г., № 23; 1898 г., № 11); большей частью они издаются отдельно в сотнях экземпляров – для раздачи. Из статей религиозно-нравственного содержания заслуживают внимания: протоиерея Беляева, «Почему нет среди людей мира на земле и где пути, ведущие человека к миру?» (1900 г., № 10), его же, «Увлечение юности» (по поводу убийства министра народного просвещения, 1901 г., № 6). Статьи по внутренней миссии: беседы протоиерея Бартенева, священника Папшева, священника Матвеева, о. Лаврова, Сквозникова и Кормилина (напр. 1895 г., № 12, 13, 16, 21, 23, 24; 1896 г., № 3, 5, 6, 7; 1898 г., № 11, 12; 1901 г, № 7, 11 и др.); Орехова, «Братское слово православного русского мирянина в ограждении от сектантства» (1895 г., № 17–21), о. Лаптева, «Баптизм и штунда на Кавказе» (1895 г., № 9, 10, 14), его же, «Краткий очерк появления сектантства в терской области и их вероучение» (1898 г., № 7, 8, 9), о. Лаврова. «Из истории шалопутства на Северном Кавказе (1896 г., № 8, 16, 18, 19). По истории и современному положению народного образования в епархии, кроме подробных отчётов епархиального училищного совета и епархиального наблюдателя, статьи А. Василевского (1896 г., № 5, 6, 7; 1901 г., № 13, 14). По церковно­религиозной жизни епархии – прошлой и настоящей – статьи: священника И. Попова, «Станица Луковская» (1896 г., № 21, 23, 24; 1897 г., № 3, 4), его же, «Владикавк. Покровский ж. монастырь» (1898 г., № 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15), его же, «Дело о деканозах» (эпизод из миссион. деятельности архим. Иосифа, впоследствии еписк. Владикавказского, 1900 г., № 1), священника А. Гатуева, «Христианство в Осетии» (1896 г., № 10, 12, 13; 1899 г., № 24; 1900 г , № 12, 14, 15, 17, 21, 22, 23, 24; 1901 г., № 4, 12, 14), свящ. А. Кардашевского, «Георгиевский ж. монастырь» (1897 г., № 4, 5), свящ. Н. Иванова, «Краткий исторический очерк слободы Воздвиженской» (1895 г., № 11, 14), свящ. Коцоева, «Приход Кадгаронский» (1900 г., № 18, 20, 21) и др.

Свящ. Иоанн Попов

* * *

15

По сведениям благочинных на 13 тысяч меньше.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle