Источник

Владивостокская епархия

1. Исторический очерк. – Район Владивостокской епархии входил до 1899 г. в состав епархии Камчатской. Исключительная обширность этой епархии, занимавшей 1.957.385 кв. вёрст, представляла многие неудобства по части епархиального управления, и уже давно возникли ходатайства об учреждении в Камчатской епархии, по крайней мере, викариатства. Об этом ходатайствовали преосвященные Вениамин в семидесятых годах, Гурий в восьмидесятых. С оживлением Сибири, после проведения великого сибирского пути, обнаружилась особенная настоятельность в учреждении архиерейской кафедры во Владивостоке, получившем важное международное значение. Приамурский генерал-губернатор в 1894 г. возбудил ходатайство об учреждении самостоятельной архиерейской кафедры во Владивостоке. Мысль нашла для себя высочайшее одобрение, и осуществление её после этого явилось вопросом скорого времени. Св. синод, приняв во внимание обширность Камчатской епархии, при неудобстве путей сообщения крайне затрудняющую наблюдение за правильным течением церковно-религиозной жизни населения, и озабочиваясь укреплением православного учения среди местного христианского населения, а равно насаждением начал православия между обитающими в епархии и сопредельных с нею странах Корее и Китае язычниками, 10 июля 1896 г., согласно заключению преосвященного Макария, епископа Камчатского, определил: учредить в г. Владивостоке самостоятельную епархию в составе: г. Владивостока, острова Сахалина и округа приморской области: Командорских островов, Петропавловской, Анадырской, Гижигинской, Южноуссурийской и части Удской с Удскою приходскою церковью на мысе Чемукан и приписною к ней Аянскою церковью, с наименованием сей епархии Владивостокскою, а епископа оной Камчатским и Владивостокским. Вопрос об учреждении новой епархии рассматривался в государственном совете, и высочайше утверждённым 4 июня 1898 г. мнением государственного совета В. еп. была выделена из Камчатской с 1 Января 1899 г. Штат епархии, содержание архиерейского дома и кафедрального собора исчислены в сумме 33,110 р., на первоначальное обзаведение отпущено 10,000 р. За духовенством сохранены особые права и преимущества, предоставленные духовенству Камчатской епархии. 24 декабря 1898 г. высочайше утверждён всеподданнейший доклад св. синода о бытии епископом Владивостокским преосвященному Евсевию, епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому. Так как во Владивостоке была только одна церковь, Успенская, то она и была обращена св. синодом в кафедральный собор. Преосвященный Евсевий, в мире Евгений Иванович Никольский, сын священника Тульской епархии, родился в 1861 г., высшее образование получил в Московской духовной академии, по окончании академического курса в 1885 г. назначен учителем русского языка в Могилёвское училище, в 1888 г. назначен помощником смотрителя того же училища. 3 августа 1893 г. принял монашество, 6 августа рукоположен в иеромонаха, 11 сентября назначен членом С.-Петербугского духовноцензурного комитета, а 18 октября определён ректором Иркутской духовной семинарии. 6 ноября 1893 г. возведён в Петербурге в сан архимандрита. В Иркутске состоял председателем епархиального училищного совета, редактором епархиальных ведомостей. 26 января 1897 г. хиротонисан в Иркутске во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. 4 октября того же года назначен епископом Камчатским, а с открытием В. еп. 1 января 1899 г. стал епископом Владивостокским и Камчатским. Преосвященный прибыл во Владивосток 7 марта 1899 г. и, за неимением квартиры, первое время проживал, по любезному приглашению генерал-губернатора Гродекова и губернатора Чичагова, в губернаторском доме. 21 марта была открыта духовная консистория, в присутствии военных и гражданских властей, в квартире кафедрального протоиерея, так как нанятый для консистории дом ещё не был готов. 22 марта открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания, и затем постепенно новый организм епархиального управления стал входить в норму.

2. Статистический обзор. – По сведениям за 1900 г. епархия состоит из 138,695 душ, причём число душ мужеского пола значительно превышает число душ женского пола: первых 89.341, вторых 49,354. В 1900 г. родилось 6,393 души, умерло 3,740, браков было 574, развод 1. Все население распределялось по 74 приходам, которые управлялись 3-мя протоиереями, 1-м игуменом (заведовавшим церковью при замке св. Ольги) и 67-ю священниками, в том числе двумя иеромонахами-миссионерами, состоящими в корейских станах; протодиакон 1, псаломщиков 64, заштатных священников 2. Все причты обеспечены казённым жалованьем в усиленном размере (71 причт получает 72,489 р.). При церквах имеется 51 библиотека, церковно-приходских попечительств 41, которые пожертвовали в 1900 г. на церкви свыше 2,000 р. и на церковные школы до 17,000 р. Церковных школ 56, в том числе двухклассных 1, одноклассных 24, грамоты 31; учащихся всех 2,254. Расходуется на школы 40,122 р. Ни духовного училища, ни семинарии, ни епархиального училища нет. Имеется попечительство о бедных духовного звания. Есть 1 мужской общежительный монастырь, в котором 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов и до 50 послушников. Есть 1 женская община. В 1900 г. присоединилось из лютеранства 3, римско-католичества 7, раскола 32, еврейства 3, магометанства 5 и язычества 603. Из инославного духовенства в епархии имеется только 1 пастор и 1 ксендз; оба живут в Владивостоке, где имеется католическая и лютеранская церкви. Католиков и лютеран число восходит до 250. Иноверцы эти охотно посещают православные храмы. Раскольники также не фанатичны и большею частью мало отличаются от православных, и если пребывают в расколе, то более по привычке или из опасения огорчить богатых родственников. В церковных школах, между прочим, учится детей сектантов 6, римско-католиков 8, протестантов 2. Сектантов в пределах епархии пока немного: они переселяются преимущественно из Киевской епархии.

Паства епархии ежегодно и быстро увеличивается вследствие притока переселенцев из Европейской России. Благодатные места южно-уссурийского края, но климату и производительности почвы напоминающие Малороссию, быстро заселяются. Физиономия края изменяется не годами, а месяцами: там, где в прошлом году были пустыри и заросли, в этом году красуются села и деревни. В Южно-Уссурийский край переселяются большею частью малороссы из губерний Черниговской, Полтавской, Киевской, Екатеринославской, Харьковской, Херсонской, из областей войска Донского и Оренбургского.

3. Епархиальное управление. – Духовная консистория, открытая 21 марта 1899 г., состоит из 3-х штатных членов и секретаря. Благочинных в епархии 6. В октябре 1899 г. состоялся первый епархиальный съезд духовенства, на который собралось 6 депутатов. Для управления церковными школами учреждён указом св. синода 28 сентября 1899 г. епархиальный училищный совет.

4. Просветительные, благотворительные и взаимовспомогательные учреждения в епархии. – Владивостокский епархиальный комитет православного массионерского общества открыт 10 октября 1899 г. В первый год своей деятельности имел 41 члена. В ведении комитета имеется 11 миссионерских станов и 1 походная миссия: корсаковский, пуциловский, синельниковский, янчихэнский, тщинхэнский, адиминский, заречный, мангугайский, посьетский, удский и анадырский и корякская миссия в Гижиге. Кроме этих пунктов, инородцы живут в епархии и во многих других местах. Особенно много их на о Сахалине, а также по всей прибрежной полосе от Владивостока до залива св. Ольги и далее на север, на Командорских островах и на Камчатке. Отдельными семьями или лицами инородцев можно встретить по всем приходам епархии. Число их в епархии определить «едва ли возможно», так как некоторые из них постоянно перекочёвывают с одного места на другое, и даже из епархии в другую (Якутскую, Благовещенскую). А число корейцев, составляющих главный инородческий элемент Приморской области, также «не легко» определить, так как помимо корейцев, принявших русское подданство и поселившихся в области оседло, постоянно приходят новые переселенцы из Кореи, из которых одни проживают более или менее продолжительное время «в качестве гостей и работников», другие – совсем поселяются на жительство и с течением времени принимают русское подданство. Число всех корейцев, поселившихся в Южно-Уссурийском крае оседло, достигает 15.000; из них большая половина уже крещены. Каждый миссионерский стан среди корейцев имеет школу, оказывает медицинскую помощь, для более успешного обращения псаломщики бывают из природных корейцев, или же в станах имеются особенные катихизаторы из корейцев. Однако просвещение корейцев в общем идёт довольно медленно. Правда, крещёные корейцы начинают чувствовать превосходство христианского учения пред языческими заблуждениями и в области внешнего, обрядового уклада жизни начинают перенимать многое у православных русских: в домах в переднем углу ставят иконы с лампадками, в Пасху приносят куличи для освящения, приглашают духовенство служить молебны и в особенности панихиды, так как загробная жизнь вообще более интересует корейцев, чем настоящая. Но, на ряду с этим, в церковь ходят неохотно, уклоняются от крещения младенцев, от исповеди и причастия, от церковного брака, сохраняют свои языческие обряды и привычки и нередко приглашают в дом своих бывших шаманов, особенно в случаях болезни, будучи уверены, что шаманы обладают даром исцеления. Впрочем, такие явления встречаются преимущественно у тех корейцев, которые живут вдали от церквей. Вообще же нужно заметить, что условия для пастырского влияния на корейцев не особенно благоприятны. Корейцы живут разбросанно. Их селения раскинуты иногда на 6–7 вёрст, одна фанза от другой отстоит на четверть версты и более. В таком уединении, вдали от церкви и руководственного наблюдения миссионера, а также влияния лиц, окрепших в правилах веры и жизни христианской, крещёные корейцы, подчиняясь водительству закоренелых в своей вере стариков, а также новоприбывающих из Кореи и Китая, наплыв которых, особенно первых, к слову сказать, очень велик, мало-по-малу начинают забывать то, чему их учил миссионер, начинают уклоняться под разными предлогами от посещения храма и с течением времени забывают христианство и на практике возвращаются в язычество. Причиною этому служит ещё и то, что вообще у корейцев большую силу имеют привычки и обычаи, чем вера, к которой корейцы довольно равнодушны. И в своих языческих богов они верят мало, а если обращаются к шаманам, то более по привычке или по установившемуся обычаю. Христианскую проповедь корейцы выслушивают охотно, во всем соглашаются, но скоро совершенно забывают. Корейские же женщины, которые могли бы наиболее послужить в миссионерском деле, оказываются почти вне влияния миссионеров. По обычаю, им не прилично быть в обществе мужчин, и даже при встречах с мужчинами они обыкновенно поворачиваются к ним спиной, неохотно ходят в храм, в школу. Молодые корейские супруги обыкновенно скрывают рождение до второго или третьего ребёнка; сходятся корейцы очень рано, едва ли не с десяти лет. Миссионеры жалуются на распространение среди корейцев разврата, пьянства и азартной игры «банковки». В 1899 г. крещено всего 626 иноверцев обоего пола. В четырёх миссионерских церковно-приходских школах корейской миссии обучалось в 1899 г. 149 мальчиков и 3 девочки, в восьми школах грамоты 191 мальчик. Учителя в школах получают жалованья от 250 до 600 р. Миссионерское общество отпустило в пособие школам в 1899 г. 400 р. К открытию комитета у комитета было 2,820 р. от миссионерского общества и 349 р. членских взносов. К 1900 г. в наличности было 1,772 р. Председателем комитета состоял преосвященный Евсевий.

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания открыто марта 1899 г. Оно состоит из двух членов, один из коих исполняет обязанности казначея, и одного секретаря. Для новооткрытого попечительства истребована была соответствующая числу выделенных приходов сумма из попечительного фонда Благовещенской епархии, всего свыше 28,0 р. На содержание канцелярии попечительства полагается 250 р.: 100 р. секретарю, 100 р. писцам и 50 р. на канцелярские расходы. Расход за 1900 г. выразился в цифре 4,378 р., в остатке к 1901 г. попечительство сберегло до 33,000 р. При выделении Владивостокской епархии из Камчатской, во Владивостокскую консисторию доставлено из Благовещенской в архив 1246 дел и книг, в том числе метрические книги с 1778 г., клировые ведомости с 1856 г., исповедные росписи с 1812 г.

5. Монастыри. Приамурский Свято-Троицкий Николаевский мужской общежительный монастырь, в 310 в. от Владивостока, на берегу р. Уссури, основан иеромонахом Алексием (Осколковым) в 1895 г. О. Алексий принял монашество на Афоне, жил некоторое время в Палестине, где, в Яффе, оставил по себе благодарное воспоминание расписанием живописью купола русского храма. В 1893 г., будучи монахом афонской горы, он получил от св. синода разрешение основать в Сибири монастырь и сам был причислен к штату Камчатского архиерейского дома. О. Алексий, после некоторых поисков избрал нынешнее место, на полдороге между Хабаровском и Владивостоком, в 19 в. от ст. Шмаковки Уссурийской ж. д. Во время хлопот об основании монастыря о. Алексий приезжал в Петербург и вернулся в Сибирь в 1895 г. уже в сане игумена и в должности настоятеля монастыря. Сначала сооружено было здание под наблюдением о. Алексия, первая литургия совершена была им 24 ноября 1895 г., к началу декабря прибыли назначенные в монастырь с Валаама иеромонах и иеродиакон, 3 января 1896 г. игумен Алексий сдал им монастырь, а сам ушёл от настоятельства. Настоятелем назначен был прибывший с Валаама иеромонах Сергий. Хотя монастырь наделён землёю по широкому сибирскому масштабу, – получил 3,753 десятины, – но в материальном отношении он беден: земля только что ещё разрабатывается; зато рыбою монастырь вполне обеспечен. Монастырь расположен в очень живописной местности, у подошвы горы. В 6 в. от монастыря расположены минеральные ключи. Внутренний строй монастырской жизни установлен по образцу Валаамской обители.

Южноуссурийская Рождество-Богородичная женская община основана в 1900 году бывшей настоятельницей чит. жен. Богород. М., забайкал. еп. игуменей Павлою. Община основана в 5 верстах от г. Никольска Уссурийского и получила казённой земли 435 десятин.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle