Источник

Виссарион (Нечаев)

Виссарион (Нечаев), епископ. – Сын диакона Тульской епархии, родился 13 марта 1822 г., в мире именовался Василий Петрович, высшее образование получил в Московской духовной академии, которую окончил в 1848 г. Год служил учителем в Тульской семинарии, а затем, по напечатании магистерского сочинения о святителе Димитрии Ростовском, в 1849 г. переведён в Вифанскую семинарию, в 1852 г. перешёл в Московскую семинарию. Здесь в 1853 г. принял священный сан. В 1855 г. оставил духовно-учебную службу и получил приход николаевской церкви в Толмачах в Москве. С 1860 г. он вместе с Московскими священниками Ключаревым и Лебедевым стал издавать духовно-назидательный журнал «Душеполезное Чтение» и скоро, за смертью о. Лебедева в 1863 г. и выходом из состава редакции о. Ключарева в 1866 г., стал единоличным редактором-издателем этого журнала. С этим журналом связана и широкая известность издателя-редактора и его историческое значение. В 1874 г. о. Нечаев получил протоиерейство, в 1882 г., по случаю юбилея журнала, избран почётным членом Московской духовной академии и Московского общества любителей духовного просвещения. В 1889 г., через полтора года после смерти жены, о. Нечаев принял монашество с именем Виссариона и 30 июля 1889 г. был хиротонисан в Москве в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, а в 1891 г. назначен в Кострому. В 1894 г. Московская духовная академия присудила преосвященному степень доктора богословия. В своём отзыве академия распределила сочинения преосвященного на 4 разряда: 1) истолкование Священного Писания, 2) раскрытие истин православного вероучения и нравоучения, 3) изъяснение богослужения и общеупотребительных молитв и 4) обличение заблуждений раскольнических. Так как все сочинения преосвященного имеют отдельные издания и все они отличаются общедоступностью и могут быть полезны для самого широкого круга читателей, в частности и для сельских приходских пастырей, для чтения и руководства в беседах и поучениях, то и приводится их возможно полный список. Все они были в своё время печатаемы в «Душеп. Чтении». «Толкование на паримии», т. I паримии из книг Моисеевых, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон и Иова, Спб. изд. 2-е 1894; т. ΙI паримии из книг Притчей, Премудрости Соломоновой, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии и Малахии, Спб., изд. 2-е, 1894; «Толкование на паримии из новозаветных книг», М. 1895; «Сборник для любителей духовного чтения», Спб., изд. 2-е, 1897 (первое издание было в 1884 г. в ознаменование двадцатипятилетия издания журнала «Душ. Чт.»); «Очерки христианской жизни», М. 1885; «Христианские уроки», М., изд. 2-е, 1891 (из «Душ. Чт.» до 1875 г.); «Сборник для назидательного чтения», М., изд. 2-е, 1891 (из «Д. Ч.» 1875 – 1877 гг.); «Духовный свет», М., изд. 2-е, 1891 (из «Душ. Чт.» 1878 – 1881 гг.); «Духовная пища». М., изд. 2-е, 1891 (из «Душ. Чт.» 1881 – 1884 гг.); «Черты христианского учения», Спб. 1898 (из «Душ. Чт.» 1884 – 1886 гг.); «Голос пастыря», М. 1893 (из «Душ. Чт.» 1887 – 1893 гг.); «Уроки покаяния в великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний», Спб., 3-е изд., 1897; «Толкование на божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого», Спб., изд. 4-е, 1895; «О вечерне», М., изд. 2-е, 1891; «Обозрение употребительных церковных молитв», М., изд. 3-е, 1892; «О расколе и по поводу раскола» (17 проповедей), Спб., изд. 2-е, 1901; «Приветственное послание к бывшим прихожанам», М. 1897; «Поучения, говорённые в Костроме в 1895 г.», М. 1897; «Поучения, говорённые в Костроме в 1896 г.». М. 1898; «Поучения, говорённые в Костроме в 1897 г.», М. 1899; «Костромские поучения за 1898 г.», М. 1900; «Костромские поучения за 1899 г.», М. 1901; «Изъяснение молитвы Господней», М. 1892; «Несколько практических наставлений готовящимся к принятию священства», Кострома, 1899; «К земским деятелям», Кострома, 1900; брошюры, пригодные для народного чтения: «Грехи чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, внутреннее чувство». М., изд. 4-е, 1899; «Раздор между мужем и женой», М., изд. 6-е, 1899; «Братья и сестры», изд., 3-е, М. 1889; «Вдовство», 5-е изд., М., 1899; «Гордость», 5-е, изд. М., 1899; «Доброе имя», 6-е изд., М., 1898; «Дружба», 6-е изд., М., 1898; «Духовное завещание», 4-е изд., М., 1891; «Женихи и невесты», 6-е изд., М., 1898; «Злоупотребление словами Священного Писания», 3-е изд., М., 1895; «Изречения Слова Божия, располагающие к покаянию», 3-е изд., М., 1395; «Изъяснение кратких изречений, употребляемых в богослужении», 4-е изд., М., 1898; «Лица безбрачные», 7-е изд., М., 1898; «Многочадие и бесчадие», 4-е изд., М., 1895; «Нечто о вечеринках и балах», 3-е изд., М. 1891; «О путешествиях к святым местам», 3-е изд., М., 1897; «Отчимы и мачехи, пасынки и падчерицы», изд. 7-е, М., 1898; «О телесных действиях при богослужении и молитве: стояние, коленопреклонение, поклоны малые и великие, главопреклонение, падение ниц, воздеяние рук, поклонение на восток, крестное знамение», изд. 3-е, М., 1895; «О христианских именах», 3-е изд., М., 1898; «Радости и скорби родителей о детях», 5-е изд., М., 1895; «Свекрови и невестки», 5-е изд., М., 1891; «Святость брачного союза», 2-е изд., М., 1895; «Сиротство», 5-е изд., М., 1899; «Старость», 4-е изд., М., 1892; «Убогие», 4-е изд., М., 1891; «Утешение и советы людям, живущим в бедности», 5-е изд., М., 1898.

Биографические сведения о преосв. В. в книге проф. И. И. Корсунского «Преосв. Виссарион, епископ Костромской», Μ., 1898.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle