Источник

Вигилянций

Вигилянций, род. в последней половине IV века в одной деревне юго-зап. Галлии, вероятно, теперешнем Казере в Комменже; в 395 г. рукоположен был в сан пресвитера в Барцелоне и затем отправился в Иерусалим, имея при себе рекомендательное письмо от Павлина Ноланского к бл. Иерониму. Посещение Востока однако, по-видимому, произвело на Вигилянция весьма неблагоприятное впечатление. Вскоре он совершенно разошёлся с бл. Иеронимом, и 61-е письмо Иеронима, очевидно, служит ответом на нападение, сделанное на него Вигилянцием, быть может, во время пребывания последнего в Александрии. Вскоре после возвращения его на родину, пресвитер Рипарий сделал донос бл. Иерониму на Вигилянция, как проповедника нездравого учения. Тогда бл. Иероним написал своё сочинение Contra Yigilantium. Из цитат Иеронима невозможно составить себе полное понятие о богословской системе Вигилянция; но, во всяком случае, можно видеть, что он восставал против почитания мучеников и их мощей, доказывая, что это было отпадением в язычество. Он нападал также на монашество с нравственной точки зрения, так как-де бегство от мира не составляет победы над миром. Особенно сурово он относился к целибату священников, к их обетам бедности и проч., и вместе с тем отвергал идею высшей нравственности для монахов и духовенства и низшей – для мирян.

Источниками для его жизни и учения служат, кроме творений бл. Иеронима, Геннадий, De script. eccles.. 35, и письма Павлина. См. также Lindner, De Joviano et Vigilantio, Leipzig, 1840.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle