Вигилий (папа римский 540–555)
Вигилий (папа римский 540–555) – римлянин по происхождению, состоял диаконом при Агапипе, которого в 536 г. он сопровождал в Константинополь. Честолюбивый и заносчивый, но не имевший надлежащих дарований или мужества осуществлять свои замыслы, он сделался игрушкой византийского двора. Когда Агапит умер в Константинополе, то В. по настоянию импер. Феодоры назначен был ему преемником, но с таким условием, чтобы он содействовал плану императора о воссоединении монофизитов с православною церковью. По прибытии в Рим, он нашёл кафедру уже занятою некиим Сильверием; но, согласно с условием, заключённым им с императором, на помощь к нему прибыл Велизарий, и Сильверий был удалён. В., с своей стороны, не особенно склонен был исполнить данное им обещание. Он написал послание к трём низложенным монофизитским патриархам Востока, Феодосию Александрийскому, Анфиму Константинопольскому и Северу Антиохийскому, – в котором исповедовал полное своё согласие с их верой. Но он просил, чтобы последнее они содержали втайне, так как намерен был больше сделать для монофизитов, находясь по внешности в согласии с собором Халкидонским. Между тем, императора убедили, что осуждение трёх главных представителей несторианского воззрения, – Феодора Мопсуестского, Феодорита Кирского и Ивы, – заставит смолкнуть все возражения монофизитов против Халкидонского собора, и он издал эдикт с этою целью. Но эдикт встретил противодействие даже на Востоке; а на Западе он вообще был осуждён, причём африканская церковь стала во главе этой оппозиции. Император потребовал от В., чтобы он подписал эдикт, и В., не смея прямо отказаться, однако в течение трёх лет под разными предлогами уклонялся от этого. Но в 547 г. он внезапно был вызван в Константинополь. Собирались собор за собором, но африканские и западные епископы вообще продолжали стоять на своём. Наконец, созван был собор Константинопольский, составленный, главным образом, из восточных епископов, и императорский эдикт был принят формально. В. сначала пытался прибегнуть к своей старой уловке, написав judicatum в пользу эдикта, с просьбой однако, чтобы документ содержался в секрете. Но чувствуя, что ему не выдержать давления со стороны двора, он бежал из Константинополя и из Халкидона издал формальный протест, так называемый соnstitutum против постановлений Константинопольского собора. Однако он слишком боялся гнева императора и слишком хотел возвратиться на свою кафедру, чтобы выдержать роль до конца. В 555 г. он публично отказался от своих мнений и принял Константинопольские постановления, чтобы получить позволение возвратиться в Рим. Он умер в Сиракузах, на пути домой.
Источниками его жизни и деятельности служат (кроме Liber pontificalis Анастасия и относящихся к нему актов у Mansi, Consil. Coll. vol. IX) „Бревиарий“ Либерта, «Хроника» Виктора Туннонского, и „В защиту трех глав“ Факунда Гермианского, причем, все три документа можно видеть в Galland, Bibl., т. XI и XII.