Вечерня
Вечерня. Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию типикона, «пред вечером мало» (веч. вседневная), прежде солнечного захождения (веч. малая) и «по еже зайти солнцу мало» (веч. великая). В своём современном виде она состоит из следующих частей: начального возгласа священника «благословен Бог наш»; троекратного «приидите, поклонимся»; предначинательного 103 пс.; светильничных молитв; великой ектении; стихословия одной из кафизм Псалтири; малой ектении; Господи воззвах; стихир на Господи воззвах; богородична; Свете тихий; прокимна; сподоби Господи; просительной ектении; тайной молитвы священника; стихир на стиховне; богородична или крестобогородична; Ныне отпущаеши; трисвятого; Отче наш; тропаря; богородична отпустительного; сугубой ектении и молитв отпуста. Таков состав обычной, вседневной веч., совершаемой, по предписанию Типикона, всякий день, в который не случится праздника с полиелеем или бдением, а также на данные праздники, раз они падают на сырную седмицу. От вседневной веч. отличается малая и великая. Первая совершается в те дни, когда полагается бдение, начинающееся вечернею, и по сравнению с вседневною представляет следующие особенности: не имеет великой ектении – «миром Господу помолимся»; стихословия Псалтири; малой ектении; вместо 6-ти и более стихир на «Господи воззвах» имеет не более 4-х; из ектении «помилуй нас, Боже» содержит лишь три прошения; совсем не имеет ектении – «исполним вечер. молитву» и великий отпуст заменяется малым. Вторая, т. е., великая совершается или отдельно от утрени, или в соединении с нею и от вседневной отличается тем, что имеет после прокимна сугубую ектению, начинающуюся прошением: «рцем вси»; стихословие первого антифона первой кафизмы; вход; паремии и стихиры на 8-мь и на 10-ть.
В большей части указанного содержания веч. восходит к древнему времени. Так, с некоторыми из перечисленных частей встречаемся уже в IV – V вв. Точкою отправления при образовании её состава в данное время послужил 140 пс. «Господи воззвах». В качестве составной части веч. он упоминается под именем «светильного» 35 гл. VIII кн. Ап. Постановлений, Иоанном Златоустом и канонами Анфима. Одновременно с ним исполнялись на веч. и другие псалмы. Так, по уставу пр. Пахомия (ум. 348), на ней читалось шесть пс. и столько же молитв; по словам пр. Кассиана, египетские монахи пели на этой службе 12 пс. и в промежутке между ними читали 11 молитв, заканчивая последний пс. произношением «аллилуиа». Немного позднее устав Бенедикта Нурсийского (ум. 543) полагает для вечерни 4 пс. с антифонными припевами, состоящими, по свидетельству канонов Анфима, из слов: «услыши мя, Господи». Кроме псалмов, в состав веч. IV-V вв. входили молитвы, но каково было их содержание, остаётся неизвестным. Можно лишь думать, что они назывались светильничными, по крайней мере, такое название усвояет им В. Великий. За псалмами следовали чтения. По словам пр. Кассиана, их было два: одно из ветхого завета, другое из нового, а в праздники и в продолжение пятидесятницы оба из нового. Кроме указанных частей, в состав веч. IV-V вв. входили ещё гимны, или духовные песни. Так, В. Великий упоминает о пении на ней «Свете тихий». «Хотя мы не можем утвердительно сказать, замечает он, кто был творцем тех хвалений, которые читаем во время светильничных молитв, впрочем, народ повторяет древний голос, и никому ещё не представлялось, что хулу произносят, когда говорят: «поем Отца, Сына и Св. Духа». На западе употреблялись во время веч. гимны Амвросия Медиоланского, Илария Пуатьеского. Пруденция и др., а в уставе Бенедикта Нурсийского упоминается «canticum ex evangelio». По всей вероятности, под гимном разумеется песнь Симеона Богоприимца – «Ныне отпущаеши»; по крайней мере, в качестве составной части веч. она отмечается 48 гл. VII кн. Ап. Постановлений. Об употреблении на веч. гимнов свидетельствует и IV Толедский собор, постановивший удержать их наряду с славословием: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу». Ещё ближе к современному составу веч. её состав от VI-VIII ст. К подобному выводу приводит, между прочим, встречающийся в Тактиконе Никона Черногорца рассказ Софрония и Иоанна о синайской веч. конца VI в. и начала VII. «Сказывал нам авва Иоанн и авва Софроний, говорит автор данного известия. пред святою неделею (воскресеньем) пошли мы к авве Нилу на гору синайскую. Старец был вверху, на вершине горы. Так как мы пришли к вечерне, то он начал: Слава Отцу и проч., и после того, как сказал: Блажен муж и Господи воззвах без тропарей, Свете тихий и Сподоби Господи, начали ныне отпущаеши и прочая». Исполнение «Господи воззвах» без «тропарей» вызвало со стороны слушателей вопрос: «почему авва Нил не сохраняет чина кафолической церкви», – не говорит как в этом случае, так и на «Свете тихий» тропарей. Судя по этому замечанию, в состав вечерни VI ст. входили, кроме отмеченных песнопений, ещё какие-то тропари. По общему мнению, под ними разумеются стихиры на «Господи воззвах», исполняемые между стихами псалма и служившие для них антифонными припевами. Что касается других частей веч., то рассказ о них умалчивает; но замечание Софрония и Иоанна: «и прочая и прочая», показывает, что они передают только главное содержание богослужения и обходят молчанием подробности, предполагая их общеизвестность. Восполнением рассказа о синайской веч. является свидетельство 90 пр. Трульского собора и барберинова евхология VIII ст. В первом из этих памятников говорится о входе священнослужителей в алтарь на субботней вечерне. Основываясь на названии его входом в алтарь и указании, что совершается священнослужителями, а не народом, можно думать, что правило имеет в виду не вступление в церковь в начале службы, а особый обряд вхождения в алтарь. О подробностях этого действия отцы собора не говорят ничего; и потому, если нет достаточных оснований представлять его в теперешней обстановке, то, во всяком случае, естественно думать, что оно послужило началом современного входа с его символическим смыслом. Показания барберинова евхология касаются другой подробности современной веч., – так называемых светильничных молитв. В нем встречаются те семь светильничных молитв, которые священник читает теперь в начале веч. пред царскими вратами. Вся особенность заключается в незначительных разночтениях, а также и в том, что они произносятся не тайно и зараз, как в настоящее время, а вслух и относятся к известным псалмам, замыкая собою их чтение, а потому и записаны в других евхологиях под именем антифонов, первого, второго, третьего и т. д. (Εύχολόγιον, Goar, р. 28 – 29;. 35 – 6). Кроме того, барберинов евхологий содержит указания и на другие части современной веч.: предначинательный псалом, великую ектению пред «блажен муж», малую пред «Господи воззвах» (Ibid. стр. 30), вход, «Свете тихий», прокимен, ектению просительную (Ibid. стр. 31–2), слава и ныне, богородичен, ныне отпущаеши, трисвятое, Отче наш, отпустительный богородичен (Ibid. стр. 34). Судя по приведённым данным, состав веч. VIII ст. был тот же самый, что и в настоящее время. Памятники позднейшего времени не содержат указаний на восполнение её содержания, а повторяют лишь то, что даёт барберинов евхологий. Таково, между прочим, изложение состава веч. в «Уставе божественные службы», приписываемом патриарху Филофею (XIV), но в действительности составленном на полвека ранее (Goar, Εύχολόγιον. стр. 1–4).
Кроме вечерни обычного типа, в древности существовала ещё так называемая песненная вечерня, или веч. трех-антифонного строя. Сущность этой службы состояла в том, что она слагалась из трёх псалмов, называемых антифонами и сопровождаемых таким же числом промежуточных между ними молитв. К ним присоединялись молитвы об оглашённых и верных, и все последование заканчивалось молитвами главопреклонения и отпуста. Указания на веч. этого рода встречаются в 35–7 гл. VIII кн. Ап. Постановлений, в евхологии пр. Порфирия Успенского, Гоара и других литургических памятниках; но самое подробное и обстоятельное изложение её состава находится у Симеона Солунского. По его свидетельству, она начиналась возгласом священника: «благословенно царство», за которым следовала великая ектения. На конце её, вслед за прошением: «заступи, спаси», певец произносил: «и услыши мя, слава тебе, Боже», т. е., вторую половину первого стиха первого антифона с усвоенным ему припевом. За ектениею следовал первый антифон, или 85 пс.: «приклони, Господи, ухо Твое», который пели на обоих клиросах с припевом: «слава Тебе, Боже». В конце, на «слава и ныне» – тот же припев: в заключении он повторялся ещё раз. Первый антифон заканчивался малою ектениею, при последних словах которой псалт произносил певчески «τήν οικουμένην ἀλληλούια». Вероятно, это – отрывок из второго антифонного псалма, припевом к которому служило «аллилуия». После этого припева священник оканчивал ектению, а псалт начинал петь прокимен дня – «αναστήτω ο Θεός». За прокимном следовало «Господи воззвах», или 140 пс. с особыми припевами; для вседневной вечерни им служил стих «услыши мя, Господи». Так продолжалось пение 140 пс. до ст.: «яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои»; при этих словах псалт обращался лицом на запад, и в это время происходил вечерний вход священника. За ним следовало пение с амвона воскресных гимнов, каждение церкви, после слава и ныне – воскресный прокимен и две ектенин. Далее Симеон Солунский говорит о трёх малых антифонах на песненной веч.; из них первые два те же самые, что на современной воскресной литургии, а третьим является псалом «хвалите Господа вси язы́цы». За ним поётся трисвятое, произносится ектения, после неё читается молитва главопреклонения; в заключение лития и отпуст. В числе частей песненной веч. Симеон Солунский не упоминает о молитвах за оглашённых и верных, по указания на них имеются в криптоферратском евхологие Гоара, севастьяновском и одном славянском синодальном требнике. Молчание Симеона Сол. объясняется, как думают, тем, что данные молитвы употреблялись, судя по указанию последнего памятника, только в те дни, когда не было литургии; в противном же случае они отходили к последней и в ней занимали положенное место. И, так как Сим. Солунский излагает воскресную песненную вечерню, то рассматриваемые молитвы и обходит молчанием. Свидетельство Сим. Солунского является почти последним по времени указанием на существование песненной веч.; при нем она доживает свои последние дни, удерживается лишь в соборных церквах больших городов – Солуня, Антиохии и Константинополя (Писания св. отцев и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, II т.; стр. 472–85). Исчезнув в качестве целого последования, песненная веч. сохранилась однако в строе церковных служб. Всего яснее и строже удержался её порядок на великопостной веч. пред преждеосвященной литургией и на вечерне в Пятидесятницу.
Что касается веч. русской церкви, то более или менее определённые указания на неё начинают встречаться только с XIII ст. По свидетельству богослужебных памятников этого века, её состав представлял тогда некоторые особенности по сравнению с современным. В данный период она была короче теперешней. – из числа молитв, читаемых священником тайно, имела только четыре. Из них первые три те же, которые в нынешних служебниках занимают первые три места; четвертою же была молитва, или занимающая между вечерними молитвами шестое место и читавшаяся в то время непосредственно после первых трёх, или стоящая теперь на седьмом месте и произносимая священником во время чтения на клиросе «Ныне отпущаеши». Кроме этих мест, на веч. XIII ст. читалась современная входная. При входе священник говорил: «благословенно вхождение Христа, истинного Бога нашего»; после этого диакон – «Свете тихий святые славы», а клир – «бессмертного Отца небесного». В числе молитв заключается особенность вечер. и XIV ст. Судя по словам митрополита Киприана в послании к игумену Афанасию, их было уже шесть, «седьмая выходная, а осьмая по исполнении вечернея и по возглашении»; в служебниках же их насчитывается ещё более: в одних – одиннадцать, а в других десять. В служебниках, имеющих одиннадцать вечерних молитв, к нынешним девяти прибавлены две другие: молитва «благословен еси, Господи, сведый ум человечь», встречающаяся в чине вечерни по некоторым греческим спискам, и молитва прилежного моления, читаемая на сугубой ектении и находящаяся наряду с вечерними молитвами в богослужебном греческом памятнике ХIV в., – Тактиконе Кантакузина. К числу особенностей веч. ХIV ст. должно быть отнесено также и то, что одну из вечерних молитв, современную седьмую, по некоторым служебникам положено читать во время чтения «Сподоби Господи», а самую службу начинать возгласом «благословенно царство». В ХV веке стала выходить из употребления практика предшествовавшего времени произносить нынешнюю седьмую молитву во время чтения «Сподоби Господи», и стала устанавливаться практика, близкая к современной: седьмая молитва читалась непосредственно после шестой, а пятой являлась молитва – «Благословен еси, Господи, сведый ум человечь». Все эти молитвы читались священником, как и теперь, пред царскими вратами; различие заключается лишь в том, что в настоящее время священник приходит из алтаря в облачении, а в ХV в. он надевал на себя епитрахиль пред царскими вратами. К особенностям веч. рассматриваемого времени должно отнести чтение молитвы «прилежного моления» во время сугубой ектении, частое возглашение слов «мир всем» и чтение молитвы исхода «Благий человеколюбче Царю, молим Тя прилежно, Господи Боже наш». Первая и третья особенность находят своё объяснение в практике греческой церкви, воспроизводимой вышеупомянутым Тактиконом Кантакузина, вторую же некоторые приписывают влиянию западной церкви, но, по указанию евхология пр. Порфирия Успенского, она не чужда и восточной. Чин вечерни ХVI ст. не представлял, за очень немногими исключениями, никакой разницы от чина современной.
Литература. Мансветов, Церковн. Устав, его образование и судьбы в греческой и русской церквах, 1885; Мансветов, О песненном последовании, «Прибавления к Творениям св. отцев», 1880. III, IV; Скворцов, Исторические сведения о вечернем богослужении. Руководство для сельских пастырей. 1861 г.; Одинцов, Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. 1881 г.; Дмитриевский, Богослужение в русской церкви за первые пять веков. «Православный Собеседник». 1882. I–III.; Дмитриевский, Богослужение в русской церкви в XVI в. 1884 г.; Нечаев, О вечерне. 1875 г.
А. Петровский