Источник

Вдовы – у евреев

Вдовы – у евреев. Моисеево законодательство вообще относилось с большою попечительностью ко вдовам, как лицам наиболее нуждающимся в посторонней помощи, и потому, кроме общего постановления, запрещающего жестокое отношение к ним (Исх.22:22–24), касательно них были и специальные законы. 1) Права их всегда должны быть уважаемы (Втор.10:18; 27:19); не следует брать у них в залог одежду или скот (Втор.24:17), или детей их продавать за долги (4Цар.4:1; Иов.24:9). По Маймониду (Синедр. 21, 6), дела их следовало разбирать вслед за делами сирот. 2) Их повелевается приглашать на пиршества, которыми сопровождались приношения жертв и десятин (Втор.14:29; 16:11–14; 26:12 и след.). Бездетные священнические вдовы, живущие в домах своих отцов, имели право на священническую трапезу (Лев.22:13). В позднейшие времена, богатые посылали им в подарок вина. Во времена Маккавеев, им позволялось отдавать свою собственность на хранение в храмовую сокровищницу (2Мак.3:10). 3) Им предоставлялось право подбирать оставшиеся на полях колосья (Втор.24и след.), и они имели долю в военной добыче (2Мак.8:28,30). Закон предполагал возможность вторичного вступления их в брак, но первосвященнику было запрещено жениться на вдове (Лев.21:14). Только на бездетную вдову простирался закон деверьства (Втор.25:5; см. под сл. Деверьство). Иудейские учёные всячески облегчали вторичное вступление вдов в брак, только внушая им, чтобы они не вступали в замужество раньше 90 дней после смерти своих мужей. Если они предпочитали оставаться в доме своего свёкра, то имели право на пропитание и могли получить своё приданое; но если они уходили в дом своих родителей, то теряли своё право на содержание и должны были довольствоваться лишь безусловно необходимым, и ни они, ни их наследники, не могли заявлять притязания на их приданое до истечения 25 лет, да и тогда только под клятвой, что они не будут извлекать никакой пользы из него. С целью достать себе пропитание, им позволялось продавать собственность своих мужей как вещественную, так и личную. В случае, если после человека оставалось несколько вдов, то первая жена имела наибольшие права. Обручённые женщины, женихи которых умерли, считались также вдовами, и поэтому первосвященники не могли жениться на них. Несмотря на эти законы и постановления, весьма часто встречаются жалобы на несправедливости по отношению ко вдовам (Ис.1:17, 23; 10:2; Иер.22:3; Иез.22:7; Мал.3:5; Мф.23:14). Таким же попечением вдовы пользовались и в христианской церкви, где они не только принимались на попечение со стороны общины, но даже были организованы в особое учреждение, известное под названием диаконисс (см. это слово).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle