Источник

Ватиканский Собор

Ватиканский Собор – последний так называемый вселенский собор римско-католической церкви. Он состоялся в храме ап. Петра, в Риме, с 8 декабря 1869 по 18 июля (или 20 октября) 1870, но ещё не закончен и может быть вновь созван папой, как Тридентский собор, который, с перерывами, продолжался с 1543 по 1563 г. Это двадцатый в римской серии вселенских соборов, по исследованию епископа Гефеле, который сам был его членом (См. его Соnсiliеngeschichte. Т. I, рр. 59 и след., 2-го и исправленного немецкого издания 1873 г.). Беллярмин (De Conc. lib. I, с. 5) и большинство римских богословов и канонистов считают Тридентский собор 18-м, и потому Ватиканский собор, следовательно, нужно бы считать, собственно, 19-м. Разница возникает вследствие спорного вселенского характера преобразов. соборов Пизанского (1409), Констанцского (1414) и Базельского (1430), которые многими отвергаются вполне или отчасти. Гефеле исключает Пизанский собор, но принимает многие декреты Констанцского и Базельского в качестве декретов вселенских. Старокатолики, во главе с Деллингером, отвергли вселенский характер Ватиканского собора; но они подвергнуты были отлучению. Собор этот имеет для римской церкви такой же авторитет, как и собор Тридентский. Он отмечает самое важное событие в догматической истории этой церкви с XVI столетия и завершает систему папского абсолютизма. Собор Тридентский был созван для решения вопросов, поднятых реформацией и закончился осуждением протестантского учения. Ватиканский собор был созван для осуждения нового рационализма и либерализма в пределах римской церкви и для решения вопроса об авторитете папства. Он созван был папой Пием IX, в 23-й год его папствования, особой энцикликой (Aeterni Patris Unigenitus Filius), от 29 июня 1868 г., торжественно открыт 8 декабря 1869, и отложен на неопределённое время 20 октября 1870 г., вследствие франко-германской войны, которая началась непосредственно после провозглашения догмата о папской непогрешимости (18 июля) и закончилась уничтожением светской власти папства и восстановлением Германской империи под главенством протестантского короля Пруссии. Число членов на соборе было самым большим, какое только известно в истории соборов: на нем принимало участие 764 из 1037 духовных прелатов, которые имеют право на место и голос на всеобщем соборе римско-католической церкви. Но после провозглашения войны число это уменьшилось до 200 или 180 членов. Итальянцы имели огромное большинство 276 прелатов, из которых 143 принадлежали к прежней Папской Области. Французские и немецкие епископы были слабы числом, но самыми сильными по учёности и важности представляемых ими диецезов. Дебаты происходили в строжайшей тайне, но для торжественного провозглашения результатов было сделано четыре публичных заседания.

Предметы, подлежавшие рассмотрению собора, были разделены на четыре разряда – в которые входили вопросы о вере, дисциплине, монашеских орденах и обрядах (включая миссии), причём каждый отдел был предоставлен специальной комиссии (con­gregatio, или deputatio), состоящей из двадцати шести прелатов, под председательством назначенного папой кардинала. Декреты изготовлялись по особым Schemata, предварительно составленным учёными богословами и канонистами, обсуждались, исправлялись, принимались в тайных заседаниях общими конгрегациями и затем торжественно провозглашались в публичном заседании в присутствии и от имени папы. Все делопроизводство находилось в руках папы и его кардиналов и советников (иезуитов). Делопроизводство велось по-латыни, на официальном языке римской церкви. Догматические результаты собора выражены в двух рядах декретов, – из них первый был направлен против неверия, второй против галликанизма.

1. «Декреты о догматическом установлении католической веры» были единогласно приняты на третьем публичном заседании 24 апреля 1870 г. Они были направлены против новейшего рационализма, пантеизма, материализма, атеизма, и в них изложено истинное учение о Боге, Троице и об отношении веры к разуму. Орган Ватикана Civilta Cattolica восхвалял эти декреты, как «образец мудрости Божией»; Парижская «L'Univers» – как «образец ясности и силы»; кардинал Манинг провозглашал их, как «самое широкое и смелое утверждение сверхъестественного и духовного порядка, какое только когда-либо делалось пред лицом мира». Во время рассуждений, впрочем, один швейцарский прелат объявил schema de fide делом излишним, сказав: «Что пользы осуждать заблуждения, которые уже давно осуждены и не соблазняют никого из католиков? Ложные верования человечества не достижимы для ваших декретов. Лучшая защита католицизма есть религиозное знание. Поощряйте же здравое учение и доказывайте, как словами, так и делами, что миссия церкви состоит в том, чтобы распространять среди народов свободу, свет и истинное благоденствие». Епископ Штроссмайер, самый смелый и либеральный член собора, протестовал против введения в схему положения, которое всю ответственность за новейшее неверие сваливало на протестантизм, сказав: «Протестанты столь же отвращаются от этих заблуждений, как и католики. Зародыш рационализма существовал в католической церкви до реформации, и наихудшие свои плоды принёс среди одного католического народа во времена Вольтера и энциклопедистов. Католики не дали лучшего опровержения подлежащих осуждению заблуждений, чем какие дали Лейбниц и Гизо».

2. Гораздо более важны были «декреты о догматическом устройстве церкви Христовой», или декреты о папском абсолютизме и непогрешимости, которые волновали собор в течение нескольких месяцев и, после сильной оппозиции и удаления несогласных с ними епископов, приняты были, при двух голосах оппозиции, в четвёртом публичном заседании, 18 июля 1870 г. Это был завершающий акт собора, на котором и основывается его историческое значение. Вопрос о папской юрисдикции и власти в отношении к общему епископату и власти вселенского собора на соборе Тридентском остался открытым и был предметом спора в течение 300 лет между галликанами и ультрамонтанами, янсенистами и иезуитами, конституциональными монархистами и абсолютными монархистами, пока не был окончательно решён в этой церкви. Ультрамонтанизм и иезуитизм вполне восторжествовали над сильным меньшинством свободомыслящих епископов, которые, наконец, в отчаянии уступили, оставив Рим перед голосованием, и затем подчинились, один за другим, решению собора ради единства и мира, который они считали выше своего личного убеждения и фактов истории. Подчинились даже Гефеле, Кендрик и Штроссмайер и должны были или поступить так, или отрицать непогрешимость вселенского собора и разделить участь старо-католиков. Собор определил, что римский первосвященник имеет обычную епископскую власть и непосредственную юрисдикцию над всеми католическими церквами и диоцезами; что он есть епископ епископов; и что все епископы суть просто его викарии, как он сам есть викарий Христа; кроме того, римский епископ, когда он говорит ex саthedra, т. е., в своей официальной должности, католическому миру по какому-либо вопросу веры или нравственности, непогрешим, и что его решения неотменяемы, т. е., безусловно окончательны и неотменяемы сами по себе, даже без согласия вселенского собора. См. Папская непогрешимость.

См. Acta et Decreta sacrosancti et aecnmenici Concilii Vaticani, Friburgi, в 2 частях; Actes et Histoire du Concile aecumenique de Home, promior du Vatican, Paris, 1869 sq, 6 vols; Cardinal Manning. Petri Privilegium (London, 1871), и The True Story of the Vat. C. (London. 1877); Jbh. Friedrich, Documenta ad illustrandum Concilium Vaticanum (Nördlingen, 1871), Tagebuch während des vaticanischen Concils geführt (Nördlingen, 1871), Geschichte des Vatic. Conc. (Bonn, 1877 sqq.); Janus (псевдоним), Der Papst und das Concil, Leipzig, 1869; а также различные памфлеты Деллингера, Щульте; Рейнкенса и Губера. Подробное изложение хода дела на Ват. соборе см. в «Истории Христ. церкви XIX в.» изд. А. П. Лопухина. Спб. 1900 г. т. I, а также в новейшей «Биографии Дёллингера» проф. Фридриха, том III, 1901 г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle