Источник

Иеракс и иеракиты

Иеракс и иеракиты (или иеракситы). Источником сведений об Иераксе и его последователях служит только Епифаний кипрский (Haer. 67; ср. 55, 5 и 69, 7 и др. и Ancorat. 82: Migne gr. XLII и XLVI). Остальные свидетели пользуются им. Уже Арий в отправленном из Никомидии к Александру александрийскому письме (Епиф. 67, 4; Афанасий de synod. Arimini et Seleuciae celebratis, 16) упоминает, – наряду с христологиями Валентина, Манеса и Савеллия, – христологию Иеракса, которой он не считает правильною. Следовательно, уже в то время Иеракс и его учение пользовались известностью. Родился Иеракс не позднее 275 г. Около 300 г. он жил в Леонтополе (в нильской дельте). Это был человек обширнейшей и многостороннейшей учености. Он был одинаково хорошо сведущ и в греческой и в египетской литературах, а также в медицине и других точных науках (и, прибавляет с иронией Епифаний, вероятно, в магии и астрономии). Ветхий и Новый Завет он знал почти наизусть. Свою ученость он проявил в комментариям на Св. Писание, составленных на языках – греческом и египетском (конечно, коптском, – одно из древнейших свидетельств об этом языке). Так им составлено очень большое сочинение «О шестодневе» и другое – «О многих новых псалмах», а также написаны сочинения «О браке» и «О Св. Духе». Средства к существованию он до глубокой старости добывал каллиграфией. Образ жизни Иеракса был строго аскетический: вина он совершенно не употреблял, свои потребности ограничивал до последней степени и в брак не вступал, потому что отвергал его. Он был основателем и руководителем аскетического кружка, состоявшего из мужчин и женщин, но только безбрачных и вдовых. Некоторые из учеников Иеракса еще усилили строгость жизни, но Епифаний обвиняет их в лицемерии. Аскетизм Иеракса был выводом из его теоретически спекулятивных взглядов. Иеракс видел в заповеди о чистоте, воздержании и в особенности о безбрачии главное различие между Ветхим и Новым Заветами. Он признавал только духовное воскресение и ясно отрицал воскресение тела, как еще отрицал чувственный рай и, на основании 1Тим.2:5, блаженство детей, умирающих даже и по крещении, так как «без познания нет борьбы, а без борьбы нет награды». Епифаний удостоверяет в православии учения Иеракса о Св. Троице, что не стоит в противоречии с замечанием Ария, из письма которого можно заключить, что Иеракс держался смягченного модалистического воззрения, какое не всегда отвергалось представителями православия первой половины IV в. Но относительно Св. Духа Иеракс учил совершенно ошибочно, а именно он доказывал, на основании Евр.7:3(ср. Рим.8:26 и апокрифическ. «Вознесение Исаии» 9), что Св. Дух явился в Мельхиседеке (ср. также Kunze, Marcus Eremita, 1895, стр. 76 сл. 82 сл.). Что кружок иеракитов существовал, по крайней мере, до конца IV в., об этом свидетельствует Макарий египетский (Е. Preuschen, Palladius und Rufinus 1897, стр. 124. Проф. А. А. Бронзов, Пр. Макарий египетский I, Спб. 1899, стр. 80. 89. 128. 257), характеризуя их следующим образом: один аскет в арсеноитской стране совратил около 500 (у Гарнака: «около 300», но это – ошибка) человек в ересь так называемых иеракитов, которые говорили, что как Спаситель и Господь наш Иисус Христос не воспринял человеческого тела, так и последнее не воскреснет. Кроме сего они говорили, что существуют три начала: Бог, материя и зло и проч. (ср. F. Kattenbusch, Apost. Symbol. II, 1, стр. 242 сл.; Kunze в «Neue kirchliche Zeitschrift» VIII, 7, 1897, стр. 550 сл.). Иеракс – этот александрийский христианский ученый – последователь Оригена, аллегоризм и спиритуализм которого довел до крайностей. Замечательно, что он не только беспрерывно изучал всякого рода науки подобно Оригену, но и основал монашескую общину. Мы имеем, таким образом, на египетской почве одно из первых аскетических обществ, проникнутых научными целями. Совпадение некоторых черт из жизни и учения Иеракса с так наз. феодотианами (занятие точными науками, взгляд на Мельхиседека) имеет случайный характера пользование «Вознесением Исаии», как священным и подлинным писанием, важно для истории этой книги (но не должно быть тенденциозно применяемо к вопросу о достоинстве новозаветных писаний, как это делают рационалисты и многие протестантские ученые).

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle