Источник

Иезавель

Иезавель – дочь Ефваала и жена израильского царя Ахава. Ефваал (Ифоваал), прежде жрец Астарты, достиг царского престола умерщвлением тогдашнего тирского царя, своего брата, Пелеса и был первым значительным царем Финикии со времен Хирама. Союз Амврия и Ахава с ним имел в виду, – надо полагать, – противодействие враждебности со стороны Дамаска. Брак Ахава с дочерью Ефваала Иезавелью оказал сильное и в высшей степени вредное влияние на религиозное состояние израильского царства, а посредственно, чрез Гофолию, ее дочь и жену Иорама, царя иудейского, и на иудейское царство. Под влиянием Иезавели Ахав ввел в израильском царстве служение Ваалу и Астарте (3Цар.21:25). В Самарии был построен величественный храм Ваала, в нем были поставлены статуи Ваала и Астарты (3Цар.16:32,34). 450 пророков Ваала и 400 пророков Астарты явились в стране, в качестве служителей Ваала, содержась на средства Иезавели (3Цар.18:19). На служителей Иеговы, отечественного Бога, преимущественно тех, которые восстали против этого нововведения, воздвигнуто было гонение. Они должны были скрываться, а те из них, которые этого не делали, были избиваемы (3Цар.18:4–13). Происшествия на Кармиле: бессилие Ваала и могущество Иеговы, избиение народом пророков Ваала и Астарты, в связи с предшествовавшим им продолжительным голодом, как наказанием (по слову пр. Илии) Господним, ослабили, кажется, силу преследования служителей Иеговы. После этого мы видим возле Ахава пророков Иеговы( – разумеется, Иеговы-тельца – ) в числе даже около четырехсот человек (3Цар.22:6); даже пророки истинные смело являются пред ним, и он выслушивает их, хотя слова их ему и не нравятся (3Цар.22:8, 9, 15–28, 20:22, 35–43). Но пр. Илия после кармильских происшествий должен был оставить свое отечество. Когда Ахав рассказал Иезавели все, что сделал Илия на Кармиле и что он убил всех пророков (Вааловых) мечом, Иезавель поклялась, что на следующей день в определенный час с душою Илии она сделает то же самое, что сделано с душою каждого из пророков Вааловых (3Цар.19:1,2). Илия, хорошо зная непреклонную волю Иезавели, удалился из пределов израильского царства и потом редко в нем опять являлся. – Преследуя служение Иегове и вводя вместо него служение Ваалу, Иезавель не считала нужным точно сообразоваться и с правовыми законами израильского народа. Ей казалось непонятным, что царь не может взять у своего подданного то, что ему нравится. И когда Ахав не решился отнять силою виноградник у Навуфея изреелитянина, она написала письма от имени Ахава и за его печатью и, – нужно думать, – не без полного неведения Ахава, начертала в них план и способ обвинения и умерщвления Навуфея, придерживаясь по-видимому, израильского закона, и послала старейшинам израильским для исполнения. Это смертоубийство вызвало сильное обличение со стороны пр. Илии и предсказание гибели Ахаву, Иезавели и всему дому Ахава (3Цар.21). Оно же произвело сильное впечатление на его современников и – наряду с введением служения Ваалу – подкопало существование дома Ахава (4Цар.9:25, 26). Иезавель пережила своего супруга и видела на царском престоле двоих своих сыновей – Охозию и Иорама. При Охозии влияние ее было полное; при Иораме оно несколько ослабело, по крайней мере, в начале его царствования (4Цар.3:2), но потом оно снова возобладало (4Цар.10:21–28). Конец ему положил Ииуй, умертвивший Иорама и истребивший весь дом Ахава (4Цар.9:24–28). Весть о насильственной смерти сына не смутила старой царицы. Напротив, она приняла вид настоящей царицы, «нарумянила лицо свое и украсила голову», гордо смотрела из окна на Ииуя, когда он входил в ворота дворца, и назвала (4Цар.9:30, 31) его дело настоящим именем: «мир ли Замврию, убийце государя своего?» Этим указывалось вместе с тем и ожидающее цареубийцу наказание. В ответ на это Ииуй велел стоявшим за нею евнухам выбросить ее из окна, и кони растоптали ее, а уличные собаки сели тело ее, так что, когда Ииуй, после сытной закуски, приказал похоронить ее «проклятую», «ибо царская дочь она», то найдены были от нее только череп, кости и кисти рук. Так исполнилось слово Господа, замечает дееписатель: «на поле изреельском седят псы тело Иезавели; и будет труп Иезавели на участке изреельском, как навоз на поле, и никто не скажет: это Иезавель» (4Цар.9:30–37).

Фанатично преданная своей отечественной (финикийской) религии и обладая непреклонною волей, не отступающею ни пред какими препятствиями для осуществления своих намерений, Иезавель собственно была правительницею в израильском царстве, муж же ее царь Ахав был лишь ее послушным орудием и нужною в иных случаях ширмой. Поэтому, хотя и Ахав виновен, преимущественно, в попустительстве, но главною, активною виновницей введения культа Ваала, преследования чтителей Иеговы и умерщвления Навуфея была Иезавель. Ииуй обвиняет Иезавель еще в «любодействе» и «многих волхвованиях» (4Цар.9:22). Принимая это обвинение в «любодействе» в собственном смысле, некоторые и в том, что Иезавель для встречи Ииуя нарумянила лицо свое и украсила голову, видят желание ее понравиться Ииую и разделить с ним престол (Эвальд). Но такому ее намерению слишком противоречат ее слова к Ииую (4Цар.9:31). Под «любодейством» Иезавели, о котором говорит Ииуй, нужно разуметь, кажется, духовное любодейство, именно служение Ваалу. Волхвования ее могли стоять в связи с этим же служением Ваалу.

Ф. Я. Покровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle