Иаков едесский
Иаков едесский или орхайский (от ОрхайЕдесса), после Абульфараджа (см. «Энц.» I, 82–83) самый знаменитый и многосторонний сирийский писатель, богослов, историк, философ, филолог, ἀνὴρ τρι’γλωττος, чувствовавший себя одинаково дома в сирийской литературе и в эллинской (см. «Энц.» V) и хорошо знакомый с иудейскими преданиями (Райт). Нестле называет его сирйским Иеронимом, только более типичным. Он происходил из Эн-Дебы (Волчьего источника), деревни в округе Гумьи (Джумы) в антиохийской провинции, родился между 633 (Хвелт и Дюваль) и 640 (Райт) гг., учился при Севере Себахте в знаменитом Кен-Нешрском монастыре, где изучал греческий язык и Свящ. Писание, а закончил образование в Александрии. По возвpaщeнии в Сирию Иаков был посвящен во епископа Едессы. Время данная события падает на время между 679 и 687 гг., вероятно, ближе к концу этого периода. По-видимому, Иаков предъявлял очень строгие требования в отношении соблюдения церковных правил, чем навлек на себя неудовольствие части клира. Так как патриарх и другие епископы не оказали Иакову должного содействия, то он сжег список правил перед вратами монастыря патриарха Юлиана (по прозванию Ромая или Солдата), восклицая: «Я истребляю огнем, как излишние и бесполезные, каноны, которые вы попираете ногами и не соблюдаете». Затем он отказался от своей должности, которую занимал 4 года, и отправился в монастырь в Кайсуме (Кайшум, Кишум), городе близ Самосаты, а на его место был назначен Хаббиб. Чрез несколько времени Иаков был приглашен монахами Евсебоны и учил в их монастыре чтению Свящ. Писания на греческом языке. Споры с некоторыми из братии, «ненавидевшими греков», побудили его уйти в монастырь в Телл-Адде (или Теледе, ныне, вероятно, Телл’ади или Телл’адэ), где он более девяти лет трудился над исправлением перевода Ветхого Завета. В 708 г., по смерти Хаббиба, Иаков был назначен его преемником, прожил в Едессе четыре месяца, но, возвратившись в Телл-Адду за своей библиотекой и учениками, умер здесь 5 июня 708 г.
По своим воззрениям Иаков был монофизит, хотя впоследствии очень чтился маронитами. Труды его относятся по большей части не к церковно-богословской, а к научно-литературной области. Из многочисленных его сочинений и переводов изданы лишь немногие, а остальные хранятся в рукописях. Из творений Иаковлевых более важны: 1) сирийская грамматика, одна из первых и в высшей степени интересная (издана Райтом, Лондон 1871, и Мерксом 1889), и грамматические трактаты, изд. Мартеном и Филлипсом 1869; 2) толкования на Ветхий и Новый Завет (которые приводятся позднейшими авторами, напр. Дионисием бар-Салиби и Бар-Эбреем, а также и в пространной Катене монаха Севера) и схолии на все Свящ. Писание, образцы которых можно найти в римском издании творений св. Ефрема Сирина, в I и II томах, и в издании Филлипса (Лондон, 1864): Scholia on Passages of the Old Testament by Mar Jacob и т.д.; к неоконченному Шестодневу Иакова другом его епископом арабских племен Георгием прибавлена 7-я глава; 3) литургические труды: анафора, изд. Ренодо, Lit. Oг.II, 371 сл.; исправление литургии Иакова, брата Господня; чин крещения, водоосвящения накануне Богоявления; чинопоследование брака; исправление церковных песнопений; церковные каноны, частью изданные де-Лагардом 1856, Лами 1859, особенно Кайзером 1886, Райтом (Notulae syr. 1887, 11–14); сюда можно присоединить еще перевод чина крещения Севера и трактат о степенях родства, препятствующих вступление в брак; 4) обширная и весьма интересная частью богословская, частью филологическая переписка, хранящаяся главным образом в рукописях Британского музея; из них напечатаны: письмо о древней литургии сирийцев (Ассемани, Bibl. Or. I, 479. 486); два письма изданы Райтом в «Journal of Sacred Literature», new series X (1861), стр. 430 сл., одно Шрётером в «Zeitschrift d. deutsch. morgenl. Gesellsch.» 24, 32; другой отрывок в хрестоматии, приложенной к Grammatica Syriaca Нестле (1 изд., стр. 83); два отрывка из писем Иакова изданы также Кнёсом (Duo fragmenta Jacob Edesseni, Упсала 1815); 5) «Хронологический канон» или летопись, где он, вопреки Евсевию, считавшему годом рождества И. Христа 312 г. эры селевкидов (которая называлась так (и еще Anni Graecorum, aera contractum, эра ассирийцев, в Талмуде minjan scharoth) по имени Селевка Никатора †280 г. до р. Хр., и обыкновенно начинается с 1-го октября 312 г. до р. Хр. или 442 г. от основания Рима), т. е. относит начало христианской эры (1 год нашей эры) к 309 г. эры селевкидов, т. е. к 4 г. до р. Хр. по нашему принятому или Дионисиеву счислению; отрывки этого сочинения, с английским переводом их, изданы Бруксом в «Zeitschr. d. deutsch. morgenl. Gesell.», 53 (1899), 261 сл.; 6) переводы с греческого Аналитики Аристотеля (но не «Об истолковании» и не «Категории»), издан. С. Шюлером, Берл. 1897, стр. 31; комментарии к переводу «Исагога» Порфирия; перевод комментария Григория нисского на Песнь п. и поучений Григория Богослова (по Бар-Эбрею; последний, б. м., находится в библиотеке лорда de la Louche); перевод (оконч. в 701 г.) 125 λο’γοι ἐνθρονιστρικοι’ (Homiliae Cathedrales) naиpиapxa Севера 512–518 г. (откуда заметку об имени Иегова см. в 32, 465 сл.); исправление, с помощью греческих рукописей, Октоиха Севера; перевод на сирийский язык истории Рехавитов согласно рассказу Зосимы; Иаков, – говорят, – перевел ее с еврейского на греческий, а с греческого на сирийский (изд. абб. Но в «Revue sémit.», 1898–1899, перевод там же; вышла также отдельно в Париже 1899); 7) исправление текста Пешитто, произведенное Иаковом в 704–705 гг. в монастыре в Телл-Адде с помощью греческих переводов, имевшихся в его распоряжении. От этого труда в Европе имеется только пять томов, из которых четыре вывезены из Нитрйской пустыни и составляют часть сборника, писанного в 719–720 гг. (см. Cerianï Le edicioni е i manoscritti delle versione syriache del Vecchis Test. 1869. стр. 27, и Monumenta vol. II, fasc. 1, стр. XI, ХII, vol. V, стр. 1–40. Martin, Introd., стр. 230–232. 296 сл.); Иаков едесский часто смешивается с Иаковом серугским и ему приписываются некоторые сочинения. принадлежащие последнему, напр.: каноны, стихотворение о вере против Нестория, поучения против армян, против опресноков и др.
С. Троицкий