Иаков, известный под именем Афраата
Иаков, известный под именем Афраата и Иакова из монастыря Мар-Маттая», – древнейший сирийский церковный писатель. Перс по происхождению, на что указывает его природное имя Афраат (иначе Фархад и Афрахат) и прозвище „персидского мудреца» (хаккима фарсая), – он был епископом в Персии при Сапоре II в первой половине IV в. Кафедра его позднейшим источником (от XIV в.) указывается в монастыре Мар-Маттая близ Мосула, ставшем впоследствии резиденциею иаковитского мaфpиaнa; но можно сомневаться, что этот монастырь существовал уже в то время. Иаков Афраат написал 23 гомилии (אמאז), сохранившиеся в виде писем к какому-то монаху Григорию. Известные сначала только в армянском переводе, эти письма, на основании показания Гeннaдия марсельского (De viris illustribus) приписывались св. Иакову низибийскому († 338 г.), причем адресатом их считался Григорий Просветитель. С этим именем они были изданы в армянском и латинском текстах (1756 г.) и переизданы Галланди в Bibliotheca veterum Patrum t. V, откуда 6 поучений были переведены на русский язык в «Христианском Чтении» также под именем Иакова низибийского (см. литерат.). В 1869 г. В. Райт открыл и издал по рукописи Британского музея сирийский подлинник гомилий, а на основании указанных в нем хронологических дат и свидетельств позднейших авторов (Георгия епископа арабских триб, Абдишо, Илии низибийского и Бар-Эбрайи) доказал, что автором их был не И. низибийский, а Иаков Афраат. 22 гомилии, отмеченные 22 буквами сирийского алфавита, написаны на темы отчасти догматического, отчасти нравоучительного содержания (о вере, о любви, о посте, о молитве, о монахах, о воскресении мертвых, о том. что Христос есть Сын Божий, против иудеев и проч.). Стоящая вне порядка последняя гомилия «о виноградной кисти» (Ис.65:8) на основании исторических примеров выясняет, что ради небольшого числа праведников Господь пощадит народ Свой, подвергшийся ужасному гонению со стороны Сапора; вследствие обилия исторического материала она названа у Геннадия «хроникою». Первые 10 поучений написаны в 337 г., остальные в 344–345 гг. Гомилии Иакова Афраата представляют большой интерес с историко-догматической и филологической стороны. В христологии он держится точки зрения Никейского собора, но спутанность и неясность терминологии показываете что он стоял вне арианских споров. Весьма подробно говорится в гомилиях о таинствах покаяния и евхаристии. С другой стороны Иаков-Афраат разделяет позднее ставшее всеобщим у несториан учение о сне души после смерти до всеобщего воскресения. В филологическом отношении гомилии представляют редчайший образец чистого сирийского языка, не испорченного грецизмами, и особенно в синтаксическом отношении имеют основоположительное значение для грамматики.