Католическая церковь
Католическая церковь . Первоначальное значение названия: Καθολικὴ ᾿Εκκλησι’α (Ecclesia Catholica) – церковь вселенская в приложении ко всему христианскому миру, – по мере выделения западного христианства из общецерковный, вселенской жизни – было сужено и стало применяться западными христианами только к христианскому Западу, признававшему главенство римской епископской кафедры. Название католическая церковь стало синонимом названий латинская, римская, западная ц. С таким значением это слово перешло на славянскую (следовательно и на русскую почву), так что оно по смыслу своему выражает не то, к чему в действительности прилагается. – Происхождение западных особенностей в христианстве коренится в древнейшей жизни церкви и обусловливается национальными отличиями древних греков и римлян, их духовным складом, их государственною жизнью.
Рим взлелеял и стремился воплотить в жизни идею церкви, – царства Божия, – в формы единого всеобъемлющего государства, царства земного, но освященного апостольским авторитетом, и управляемая единым лицом, в соответствие с едпным невидимым Главою церкви Иисусом Христом. Осуществление этих стремлений сделалось возможным после того, как новые народы в «эпоху переселения» уничтожили древнюю римскую империю и оказались под влиянием духовного авторитета римского епископа: ему, как духовному главе, они (в лице франков) помогли заложить камень будущей христианской державы созданием Церковной области, – около Рима, – и основать т. наз. «Священную Римскую империю», являвшуюся воплощением католической церкви (в современном значении этого слова). – Главная черта в истории римского католицизма есть развитие власти папы (римского епископа) в церковном и политическом отношении. В церковном отношении это привело Запад к утрате значения церковной власти или утрате независимости архиепископов и епископов и к полному подчинению их под власть римского епископа. Падение значения церковных соборов было естественным следствием такого подчинения. В политическом отношении это привело Запад к тому, что на высоте своего могущества папство сделалось (в средние века) распорядителем престолов в западных государствах по своему усмотрению. Выдающимися папами в упорной борьбе за светскую и церковную власть в средние века нужно назвать пап: Николая I (858–867 г.), Адриана II (867–872 г.), Николая II (1059–1061 г.), Григория VII (Гильдебранда, 1073–1085 г.) и его преемников в XII-XIII вв., особенно Александра III (1159–1181 г.), Иннокентия III (1198–1216 г.) и Бонифация VIII (1294–1303 г.), а в новое время Пия VII (1800–1823 г.), Пия IX (1846–1878 г.). Со времени Бонифация VIII начинается падение политического могущества пап («Авиньонское пленение» папства и «раскол на папском престоле»). Но церковное их могущество не пострадало и продолжало развиваться и в дальнейшие времена и к половине XIX в. достигло высшего пункта в объявлении догмата о папской непогрешимости, infallibiiltas (т. е. безошибочность в суждениях о вере).
Управление католической (латинской) церковью, рассеянной по всем странам западной Европы, сосредоточено в Риме около престола папы («епископа вселенной», «святейшего отца», «учителя всех христиан», «верховного первосвященника», «отца царей и князей», «правителя вселенной» и «наместника на земле Спасителя нашего И. Христа») в руках высших духовных сановников – кардиналов. Вместе все кардиналы составляют курию («римскую курию»), которой принадлежит рассмотрение всех дел, касающихся церковной и государственной жизни. Они разделяются на несколько групп (конгрегаций), которые ведают отдельные отрасли церковного управления (вероучение, богослужение, распространение римского католицизма, суд и т. д.); курии кардиналов усвоено (с 1059 г.) право избрания нового папы (в особом собрании – конклаве). За пределами Италии власть папы представляется легатами, нунциями, имеющими от римской кафедры или неограниченные полномочия: собирать поместные соборы и председательствовать на них, низлагать поместных епископов, решать судебный дела или по своему усмотрению направлять их в Рим, или полномочия ограниченные известным только кругом дел. – С уменьшением политического значения папской власти (с начала XV в.) отношения римского католицизма к отдельным государствам стали определяться особыми соглашениями светской государственной власти с римской кафедрой (т. наз. конкордатами: см. ниже).
В области вероучения римский католицизм значительно изменил древнехристианские начала: он подавил древнехристианскую свободу исследования христианских истин, сосредоточив древнехристианский авторитет в лице только одного папы, чем был открыт путь к произвольному извращению догматов христианства: рационализм и субъективизм сделались характерной чертой р.-католического вероучения и привели западных христиан к созданию неизвестных древнехристианскому миру учений (догматов), или к принятию таких, которые в древности были осуждены. В основе всех отличительных римско-католических догматов лежит преувеличенное представление о силах человека в его естественном состоянии; это представление обнаруживается в учениях: о значении дел человека, как заслуг пред Богом, о возможности удовлетворив Бога за грехи, о возможности исполнить весь закон («все должное») и даже выйти за его пределы (т. е. сделать нечто «сверхдолжное»). Такое воззрение на человека и значение его дел приводит к догматам обожествления человека в некоторых отдельных личностях (в лице Богоматери, некоторых святых и особенно в лице римского епископа) и умаляет значение искупительного дела Господа И. Христа, делая его, в сущности, не безусловно нужным. – Особенно вредным такое представление является в области нравоучения: оно внушает мысль о завете Бога, как юридическом акте между Богом и человеком, причем человек рассматривается до известной степени равноправной стороной договора; оно расширяет понятие о добродетели, относя к области ее такие дела, которые в сущности своей не имеют такого характера, и суживает понятие греха, давая возможность в делах греховных видеть легко исправляемые, «искупаемые» человеком нарушения завета или закона. Граница между добром и злом почти устраняется; нравственность, как исполнение закона, рассматривается как нечто условное, находящееся в зависимости от окружающих человека обстоятельств. Высшей степени своей эти представления достегают в казуистике (см. «Энц.» VII), т. е. в возможности одному и тому же деянию давать различную нравственную ценность, или рассматривать его, как более греховное и менее греховное, или даже совсем не греховное по причине той обстановки, которая окружала известное деяние во время совершения его.
Такое отступление от древне-церковного веро- и нравоучения на Западе сделалось возможным потому, что между западным и восточным христианством все больше сказывалась национальная и политическая разобщенность: по языку средневековые западные богословы почти не могли пользоваться творениями восточных отцов, учителей и писателей церкви, в которых раскрывался дух и смысл новозаветного откровения; а политическая и церковная вражда только усиливала разъединение в вопросах веры. Западные богословы стремились восполнить недостаток знакомства с вероучением представителей древней церкви силами собственного разума и создали то рационалистическое направление богословской пауки, которое приобрело печальную известность под именем схоластики. Представители этого направления стремились к тому, чтобы примирить истины веры с требованиями разума, сделать их доступными для разума во всей их полноте. Из них Ансельм, арх. Кентерберийский (1033–1109 г.), называется «первым схоластиком». Известен, как создатель так назыв. онтологического доказательства бытия Божия. Он же развил учение о необходимости боговоплощения с юридической точки зрения (в трактате: Cur Deus homo?); защищал учение об исхождении Св. Духа и от Сына (Filioque). Но он еще не был рационалистом в полном смысле слова: он отдает предпочтение вере пред разумом (fides praecedit intellectum). В этом смысле он защищал учение о Св. Троице против Росцеллина. Петр Абеляр (1079–1142 г.) может быть назван скептиком и рационалистом в полном смысле слова (в сочинении: Sic et non). – Крайности схоластики вызвали противоположное ей направление богословия – мистику, представителем которой был Бернард Клервосский (1091–1153 г.), противник Абеляра. В противоположность схоластике, стремившейся удовлетворить требованиям разума, мистика стремилась удовлетворить забытому и пренебрегаемому схоластикой религиозному чувству, и вырабатывала метод достигнуть непосредственного созерцания Бога. В этом духе составлены все творения Бернарда (о созерцании, о любви к Богу и другие). – Опыты полного систематического богословия дают так наз. сентенциарии; из них выдающееся место принадлежит Петру Ломбарду, около 1100–1164 г. (magister sententiarum), автору «4-х книг сентенций», в которых он старается объединить положительный характер богословия (основываясь на исторических памятниках) со спекулятивными особенностями схоластического рационализма.
Опыты примирения схоластики и мистики мы находим у богословов «викторинцев» (из школы St.-Victor, около Парижа): Гуго, Ришара и Вальтера, из которых последний доходил до отрицания значения философии для богословия. – Высшая степень схоластики и начало ее разложения относится к XIII веку, когда является целый ряд учителей (докторов) богословия: Александр Гальский 1245 г., Альберт Великий (1193–1280 г.), Фома Аквинат (1225–1274 г.), Иоанн Бонавентура (1221–1274 г.), Дунс Скот Иоанн (1266–1308 г.). В их трудах мы находим p.-католическое богословие проведенным в полную систему (summa theoloiae) со всеми его достоинствами и недостатками. Тогда же начинаются и протесты против крайностей и беспочвенности средневекового богословствования и обнаруживается стремление возвратить ему его древнехристианский характер, т. е. поставить его в более близкое отношение к первоисточникам веры (Свящ. Писанию). Представителями такого направления являются Рожер Бакон (1214–1294 г.), Иоанн Виклеф (1324–1384 г.), Иоанн Гус (1363–1415 г.); они относятся к числу «реформаторов до реформации», потому что первые выдвинули мысль развитую потом Лютером, Цвингли и Кальвином. – В трудах вышеназванных представителей схоластики получили свое полное развитие отличительные догматы католицизма. Все эти отличительные учения в средние века были частными мнениями; догматами они провозглашены позднее: одни на соборе в Триденте (1545–1563 г.), а другие в 1854 г. и 1870 г. (в Риме).
В средние века было разработано и церковное римско-католическое право (jus canonicum). В основу его положены древне-церковные правила соборов (вселенских и поместных), восполненные рядом подложных документов, приписываемых папам первых четырех веков христианства («лжеисидоровские декреталии») и подлинных папских декретов (булл, бреве и др.) дальнейших времен. Из них в XI в. стали составляться канонические сборники (Бурхарта, Ансельма лукского, кардинала Deuscledit’а, Боннца, еп. сутрийского, Григория павийского, Иво шартрского). Неудовлетворительность этих сборников и противоречия в них вызвали труд Грациана: Concordia discordantium canonum (или: Decretnm Gratiani, или: Liber decretorum) в 1150 г. Этот труд положен был в основу римско-католического церковного права (Corpus juris canonici) и с того времени пополняется определениями позднейших пап (Breviarium extravagantium; Compilatio decretalium Gregorii IX, пять книг, Liber sextus decretalium Бонифация VIII и друг.). Характеризовать это право можно так: в основе его лежит Лжеисидор, в продолжении – вымыслы папы Григория VII, а в разработке – произвольное удаление из канонов всего того, что так или иначе устраняет мысль о папской власти.
Развитие церковной власти пап, подчинение ими епископов и архиепископов повело к подавлению значения власти соборной и обратило соборы в орудия пап. Однако древне-церковный порядок управления поддерживался на Западе для вида в созвании соборов (поместных и «вселенских»). Запад римско-католический признает более 20 вселенских соборов, – кроме 7 общих с православием, еще соборы: Константинопольский (869 г.), Латеранские (в Риме, 1123 г., 1139 г., 1180 г., 1215 г., 1512–1517 г.), Лионские (в 1245 и 1274 г.г.), Венский (1311 г.), Констанцский (1414–14.18 г.), Ферраро-Флорентийский (1438–1439 г.), Триденский (1545–1563 г.) и Ватиканский (1870 г.) Но их определениям придается значение только в той мере, в какой они признаются папами; как самостоятельные органы, церковного управления, соборы у р.-католиков значения не имеют, как «бесполезная возня», так именно было с «реформаторскими соборами» XV в. – Пизанским, Констанцским и Базельским, – проявившими значительную долю независимости от папской власти и проводившими воззрение, что папская власть должна быть в подчинены у власти вселенского собора.
Средства к подчинению верующих папскому всевластно в средние века сводились к отлучению, интердикту и инквизиции. Интердикт (с конца X века) состоял в прекращении всех церковных действий в той области, которая подвергалась церковному наказанию: в ней запирались храмы, прекращалось совершение богослужения и таинств, прекращалось погребение мертвых до того времени, пока виновные не подчинялись требованиям церковной власти. Отлучению, или анафеме, подвергалось отдельное лицо до принесения им раскаяния; отлучение сопровождалось почти всегда утратой в преимуществах гражданских (лишением имущества и тюремным заключением, иногда смертной казнью). Инквизиция (расследование, розыск), согласно постановлению Латеранского собора 1215 г., была учреждена для определения (во время исповеди) степени греховности человека с целью применения к нему соответствующих наказаний (епитимий); но постепенно обратилась в расследование о чистоте веры, сопровождавшееся рядом принудительных мер к тому, чтобы вынудить сознание у подозреваемого и применить к нему должное наказание.
Богослужение римского католицизма направлено к тому, чтобы дать наиболее доступную внешним чувствам человека форму для выражаемой им идеи. Отсюда постепенно возникло подавление идеи формой, преобладание внешности над внутренним содержанием, чему много способствовало совершение богослужения на языках, недоступных большинству присутствующих (главным образом на латинском языке), совершение богослужения втихомолку (missae privatae), сопровождение богослужения шумной музыкой, и вообще применение к богослужению всех видов искусства во всем его реальном блеске (особенно начиная с времени так называемого «возрождения»). Такой порядок вещей из средних веков перешел в новую историю. В настоящее время для католиков издаются молитвенники и книжки для религиозных размышлений, в которых в порядке богослужения молящийся находит перевод богослужения, или параллельные ему размышления на языке национальном (французском, немецком, польском, чешском и друг.). До Тридентского собора (1545–1563 г.) в разных странах (Италии, Франции, Испании, Англии и др.) богослужебные чины были довольно разнообразны (миланский, толедский, гальский, английский). По определениям этого собора («ех decreto concilii Tridentini») решено было постепенно ввести единообразие во всех странах и был издан круг богослужебных книг, обнимающих все дневное богослужение. Из них необходимо назвать, как важнейшие: Breviагium Romanum ex decreto concilii Тгidentini (4 части по временам года), обнимающий собою то, что содержится в православном Октоихе, Следованной псалтыри, Минеях и Триодях, т. е. утренние, вечерние и ночные богослужения во все воскресные, праздничные и постные дни, и богослужения в дни Богоматери и святых; Missale Romanum е. d. с. Тгid. (равняющийся правосл. Служебнику) содержат все мессы (литургии) в дни праздников и святых; Pontificalе Rom. е. d. с. Тгid. обнимающий богослужебные действия, совершаемые епископом; Rituale Rom. с. d. с. Тгid. (равняющийся «Требнику») обнимает весь круг совершения таинств, и молитв при освящении разных предметов, веществ, мест и т. под.; Caeremoniale episcoporum – описание торжественных обрядов епископского служения; Sacrarum caeremniarum sire rituum ecclesiasticorum sanclae Romanae Ecclesiae libri III – описание торжественных обрядов, сопровождающих папское богослужение.
Римско-католический церковный год начинается с вечера 24 декабря. Но подготовление к нему происходит в четыре предшествующие воскресные дня (adventus I-IV), так что богослужебный круг начинается между 27 ноября и 3 декабря. Все праздничные дни разделяются на двойные (duplices) первого и второго разряда, полудвойные (semiduplices) и простые (simplices). Важнейшие: Рождества Христова, Епифания (6 января), три дня пред Пасхою, и три дня Пасхи, Вознесения Господня, Пятидесятницы, и Тела Христова (во второй четверг после Пятидесятницы), Св. Сердца Господа Иисуса Христа (4 июня), Благовещения, Успения, Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии (8 декабря), Рождества св. Иоанна Крестителя (24 июня), день св. Иосифа Обручника, свв. Апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех святых (1 ноября), День освящения Храма, и День храмового святого. Эти праздники считаются двойными 1-го разряда (classis). Из этого видно, что у католиков не поставлено некоторых праздников Господних среди важнейших: напр., Преображения, Сретения, Воздвижения, но есть праздники святых… Есть много праздников, которые установлены уже после выделения Запада из жизни вселенской церкви. Устав праздничной службы – особенно при совпадении праздников разных классов – определен конгрегацией св. обрядов (Ss. Rituum Congregatio). Последние распоряжения по этому поводу относятся к 1894 и 1895 годам. «Праздником праздников» считается день Рождества Христова (а не Пасха). Новые праздники установляются с целью пропагандировать новые учения (напр., Непорочное зачатие Пресв. Девы, Тела Христова, Св. Сердца Иисуса, Вознесение Богоматери на небо), которые потом обращаются в общеобязательные (догматы).
Догматические отличия римского католицизма от православия заключаются в учениях: 1) об исхождении Св. Духа и от Сына Божия (filioque); 2) о неприкосновенности греха (или о неповрежденности грехом) к природе Богоматери; 3) о главенстве (человеческом) в церкви Христовой в лице римского епископа; 4) о добрых делах человека, как заслугах пред Богом, и о возможности сделать добра более, чем должно (о сверхдолжных заслугах); 5) о сокровищнице сверхдолжных дел, или заслуг; 6) о возможности дела одного человека вменять в заслугу другому (при недостатке у этого последнего личных добрых дел); 7) о возможности полного личного удовлетворения Богу за свои грехи (satisfactio), как в настоящей жизни, так и в будущей (загробной, в «чистилище»); 8) о возможности избавиться от такого удовлетворения чрез индульгенции, т. е. чрез отмену должного наказания, которому будто бы подлежит каждый человек); 9) о лице римского епископа (папы), как непогрешимом судии по вопросам веры и нравственности, т. е. как заместителе Бога на земле (carius Dei, vicarins Domini nostr Jesu Christi) не в силу его согласия с церковью, а независимо от нее (ex sese, non ex consensu Ecclesiae). Все указанные отличия, выработавшиеся в средние века, догматизированы и доведены до последних крайних выводов только в новое время (последний догмат не имеет и 40-летней давности со времени официального объявления – в 1870 г.).
В учении о таинствах отличия р.-к от православия несущественны и больше касаются вопросов внешней обстановки таинств, чем их внутреннего значения, – таковы: в крещении – обливание и окропление вместо древне-церковного погружения; в миропомазании – совершение его епископом; в покаянии – безусловное требование понести наказание (satisfactio), тесно связанное с учением об удовлетворении за грехи – имеет значение догматическое; в евхаристии – совершение таинства на пресном хлебе и причащение мирян только одною частью таинства, или под одним видом (sub una specie); в елеосвящении – употребление елея, освященного только епископом; в чине священства (ordo) – отсутствие определенного мгновения, к которому можно было бы отнести совершение таинства, или которое можно было бы считать существеннейшим; в учении о браке – признание его нерасторжимости. По этой причине таинства, совершенные католиками, признаются (в России) действительными. Некоторые догматические отличия в учении о таинствах вообще (напр., учение об opus operatum) и в частности (напр., вопросы о неизгладимости благодати – character indelebilis – в крещении, миропомазании и священстве) не могут быть предметом настоящей краткой статьи.
Несмотря на большой ущерб, в количественном отношении произведенный так наз. «реформационным» движением, р.католицизм в настоящее время является, – как гласят официальные отчеты «конгрегации пропаганды», – наиболее многочисленным из христианских исповеданий: кроме стран, бывших католическими и оставшихся таковыми после XVI века, проповедники р.-католицизма основали много миссий среди язычников и устроили унии с православием и другими христианскими исповеданиями. Славу миссионеров р.-кат. приобрели монахи различных орденов, а в особенности иезуиты, орден которых собственно для этой цели был и основан. Член ордена Франц, или Франциск Ксаверий, приобрел славу «апостола» дальнего Востока (проповедь в Гоа, на острове Целебес, в Малакке, в Японии). После него члены ордена распространяли р.-католицизм в Индостане (Роберт Нобили), продолжали дело Ксаверия в Японии (о. Валипьяно), среди монголов (племянник Ф. Ксаверия). Гонения не удержали их; они снова и снова появлялись на Востоке: в Индокитае, Китае (Матфей Риччи († 1610 г.). На дальнем Западе (в новом свете), несмотря на то, что христианство было скомпрометировано жестокостью р.-католических переселенцев, доминиканам удалось обращение некоторых американских индейцев, доминиканцу Лас-Казасу принадлежит мысль замены их в рабстве более выносливыми неграми. Распространение христианства происходило насильственными мерами и повело только к ожесточению красной и черной расы против белых. Из иезуитов известны, как миссионеры в Америке: Людвиг Бертран (в новой Гренаде), оо. Анкиета, Гонзалес, Корреа, Генрих Рихтер и др., проникавшие во все места с колонистами из Испании, Португалии, Франции. В Парагвае иезуиты основали даже нечто вроде государства со своим управлением (республиканским); оно существовало 150 лет, но было уничтожено португальцами (в 1767 г.).
Не меньшую ревность они обнаруживали в обращении к христианству негров-рабов, стараясь об облегчении их участи, но успехи их в этом отношении были незначительны. В XIX в. мы видим миссии р.-католицизма в Ост-Индии, в Китае, в Корее, в Японии, в северной Африке (среди арабов), в Судане (средней Африке), в Южной (среди кафров, в Капской области), на островах. св. Маврикия, Мадагаскаре; в Австралии. – Пропаганда р.-католицизма и его унии с Востоком христианским направлена к тому, чтобы вознаградить себя за утраты в Европе в век «реформации». И в этом отношении орден иезуитов сделал для Рима более всех других его проповедников: им (при помощи Польши) Рим должен быть благодарен за так наз. Брестскую унию с целью подчинения папской власти с.-восточных славян (русского народа); им же принадлежит оживление пропаганды среди греков (в 1830 году назначение в Константинополь латинского антипатриарха) и стремление захватить в свои руки христиан в Палестине, Сирии, Малой Азии, Армении и Сирохалдее, Египте и Абиссинии, причем они опираются на поддержку турок и французского правительства: всюду они основывают монастыри, школы, вызывая вражду одной части народонаселения против другой, подрывая доверие к православному духовенству и устрояя унии с Римом тех восточных христиан, которых удается привлечь в р.-католические школы.
Одновременно с распространением в странах вне Европы р.-католицизм ведет борьбу против протестантизма, которая направлена к возвращению протестантских стран под власть римского епископа. В Италии и Испании попытки произвести реформацию не удались: папство в Испании в союзе с государственной властью, а в Италии собственными силами подавило движение в самом начале; в значительной степени это удалось в Польше, Франции и Австрии. Но развитие в нем направления, известного под именем ультрамонтанизма было причиной новых отпадений, поводом к которым послужила борьба Корнелия Янсения (род. 1585 г. †1638 г.) против иезуитов по вопросу о нравственности, – что было новым столкновением пелагианства (у иезуитов) с августинизмом (у Янсения) на римско-католической почве. В церковно-практическом отношении эта борьба выразилась в борьбе галликанской епископальной системы против папского абсолютизма. Сторонниками Янсения и янсенизма были три брата Арнольды д’Андильи (Роберт, Антон и Генрих). Иезуиты подняли против них преследование и принудили главных из них к бегству в Нидерланды (Голландию). Пять главных пунктов учения Янсения были осуждены папами Александром VII (1655–1667 г.) и Климентом ХІ (1700–1721 г.). Центр их деятельности во Франции (Порт-Роайяль) разрушен по указу короля Людовика XIV (1710 г.). Немного спустя было осуждено 101 положение из сочинений (толкований) Пасхазия Кенеля, янсениста, конституцией или буллой папы Климента XI Unigenitus (1713 г.). Движете янсенистов было причиною сильных волнений во французском духовенстве и разделило его на две части. Раздавались голоса к созванию собора для определения учения о благодати. Но партия консервативная одержала верх; победе иезуитов над янсенистами не воспрепятствовала булла папы Бенедикта XIII: Pretiosus in conspedu Domini, который, как доминиканец, был склонен к учению янсенистов; иезуиты воспрепятствовали опубликованию этой буллы. Беглецы-янсенисты соединились в Голландии со старокатолической партией, и таким образом основалась так наз. «Утрехтская церковь», которая с 1723 года постоянно избирает себе нового епископа, но не признается Римом за составную часть р.-католицизма, хотя сама она признает первенство римской кафедры: она отрицает непогрешимость папы в вопросах веры и утверждает еретичество в учении буллы Unigenitus; при всех новых отлучениях своих епископов «Утрехтская церковь» апеллирует на папу к вселенскому собору. Она отвергает и догмат непорочного зачатия; на соборе Ватиканском (1870) она объявлена, как еретическая.
Второе отпадение от крайних воззрений р.-католицизма вызвано провозглашением догмата о папской непогрешимости по вопросам о вероучении и нравоучении. Это – так наз. старокатолическое (т. е. древне-вселенское) движение в Южной Германии и Швейцарии, начавшееся после Ватиканского собора. Состоит в отрицании средневековых и позднейших новшеств р.-католицизма в области веры, нравственности и церковного управления (см. Старокатолики).
В настоящее время все страны, в которых исповедуется р.-католицизм, распадаются на более или менее обширные области (диоцезы), управляемые апостолическими викариями, т. е. представителями папы, с титулами архиепископов-легатов от ребра апостольского (legatus de latere), нунциев апостольских; важнейшие из них называются примасами (в известной области), некоторые, кроме того, имеют сан кардинала. Им подчинены все областные епископы в делах, касающихся местного церковного управления. Отношения высшего духовенства к государственной власти в поместных церквах римского католицизма определяются конкордатами; ими же определяется порядок избрания и утверждения высших духовных лиц, сношения их с римской кафедрой, их материальное обеспечение и отношение правительств ко всем р.-католическим учреждениям (школам, благотворительным обществам. монашеским орденам и братствам и церковным имуществам). Конкордаты заключены были с Францией (1801 и 1S83 гг.), Баварией (1817 г.), с Вюртембергом, Баденом, Гессеном, Нассау, Франкфуртом (1821 г.), Испанией (1850 г.), Португалией (1857 г.), с Россией (1847 г.), Аргентиной (1884 г.), Перу (1873 г.). В делах церковных католическое духовенство безусловно подчинено власти римского епископа (папы). Оно приносит присягу пред своим рукоположением на верность и послушание «папе и его канонически поставленным преемникам». Рукополагаемый дает клятву: не участвовать в замыслах и покушениях на жизнь и свободу папы, не открывать вверенных ему папою – посредственно или непосредственно – намерений папского престола, защищать папскую власть и царственные преимущества св. Петра и заботиться о приумножении и распространении прав и преимуществ и авторитета св. римской церкви; доносить о всем, что замышляется против нее и к ее ущербу, чтить легатов и нунциев апостольского престола; соблюдать и других побуждать к соблюдению правил апостольских и святоотеческих и строго исполнять папские «декреты, ординации, диспозиции, резервации, провизии и мандаты», всеми силами преследовать «еретиков, раскольников (схизматиков) и мятежников против Господина нашего и его законных преемников»; являться на соборы по папскому призыву, посещать апостольскую землю (Италию) чрез три года для отчета… Церковных имений в епархии не продавать, ни дарить, ни закладывать, ни отдавать в лен (по праву феодальному), ни вообще отчуждать без согласия римского первосвященника… Из этой присяги видно, что вообще все конкордаты и соглашения с государствами не могут иметь обязательного значения для римского духовенства, пока эта присяга не отменена. И действительно, мы видим, что современная история р.-католицизма есть непрерывная борьба его духовенства (белого и черного) за расширение пределов, отведенных ему законами государства в которых есть римские католики. Главными борцами являются монашеские ордена, а из них самый видный деятель – орден иезуитов.
Р.-католическое монашество в течение всей своей истории стремилось к тому, чтобы раздвинуть рамки монастырей, т. е. исполнять монашеские обеты, но быть деятельным участником общественной жизни. Последовательно это стремление осуществляется в духовно-рыцарских орденах у "нищенствующих (доминикан и францискан), в братствах, члены которых давали обеты монашества, но жили в мире, в разных орденах, основанных в ХVI в. для благотворительных и просветительных целей и, наконец, в ордене иезуитов. Римско-католическое монашество является наилучшим орудием римской кафедры для проведения в жизнь ее предначертаний и для распространения римских верований. Распространяясь повсюду, монашество подчинено исключительно Риму и стоит вне зависимости от епархиальных органов управления. Ответственность монашества только пред своим орденским начальством, средоточие которого только в Роме (пред генералом ордена), дает членам различных орденов возможность распоряжаться делами поместных церквей иногда с большею свободой и решительностью, чем епархиальной власти (епископам), и пользоваться преимуществами пред местным духовенством в силу особых папских распоряжений.
А. Булгаков.