Католические конгрессы в Германии (Katholikenkongresse, Katholikentage)
Католические конгрессы в Германии (Katholikenkongresse, Katholikentage) – ежегодные съезды немецких католиков – для взаимного обсуждения назревших вопросов касательно положения католичества в Германии. Вызваны они были революцией 1848 года. Тревожные дни государственного переворота заставили немецких католиков подумать о судьбе своей церкви. В разных местах возникают общества для защиты интересов католичества. Уже в августе того же 1848 года члены этих обществ собираются в Кельне, а в октябре – в Майнце и решают учредить особый ферейн, названный в честь папы Пия IX – Piusverein и поставивший себе следующие задачи: достижение и охранение независимости церкви от государства и господства ее над школой; постановку народного образования в католическом духе; развитие христианской благотворительности; поддержку мирных отношений к государству и существующему государственному строю, – каков бы он ни был, – если только он не нарушает интересов церкви; оборонительный, – а не наступательный образ действий в отношении к некатолическим вероисповеданиям. Основным принципом ферейна является повиновение папе и местному епископу; небесной патронессой своей ферейн признает Божию Матерь. Каждый член обязуется ежедневно читать «Отче наш» и «Богородице» за процветание ферейна. С 1853 г. такие генеральные собрания католиков Германии созываются ежегодно под названием Katholikenkongresse или Katolikentage. Значение конгрессов особенно усиливается в семидесятые годы, во времена так называемой «культурной борьбы» (Kulturkampf), когда они оказали большую помощь римской курии против прусского правительства.
По своему характеру конгрессы являются скорее политическими, чем религиозными собраниями: не объединение собравшихся на началах христианской любви и мира преследуют они, а чисто политические цели, внешние блага католической церкви в Германии. В речах ораторов слышатся обыкновенно жалобы на творимые немецким католикам притеснения и призыв к борьбе с протестантством и протестантским правительством. Собрания созываются ежегодно в разных городах, причем избираются местности с преобладающим католическим населением. Заседания продолжаются 4–5 дней и обставляются весьма торжественно и эффектно: пышные богослужения, крестные ходы с дарами и реликвиями, торжественные процессии разнообразных католических ферейнов… Повсюду заметна тенденция подчеркнуть величие и единство католичества. Конгрессу предшествует обыкновенно воззвание, в котором указываются главные задачи съезда и доказывается необходимость совместной работы над этими задачами. И надо отдать справедливость единодушию католиков: – не только со всех концов Германии, но и из других стран спешат они на этот призыв. В 1904 г., например, на 51-м конгрессе (в Регенсбурге, в Баварии, с 21 по 25 августа) собралось на конгресс более 8.000 человек из самых разнообразных слоев общества: епископы, представители (баварского) королевского дома, высшая аристократия, депутаты рейхстага, духовенство, представители прессы, купцы, студенты, рабочие… К недостаткам конгрессов нужно отнести их шаблонность, безжизненность: все идет по заведенному порядку без малейших отступлений; слушатели не принимают никакого активного участия в заседаниях, как будто они приглашены для выслушания отчета, а не для живого обмена мыслей; собеседования, или критика произнесенных рефератов не допускаются. Зато дисциплина образцовая. Как выразился одна оратор, конгресс есть смотр католическим войскам, последняя муштровка их ввиду предстоящего сражения. При таких условиях собрания эти являются, действительно, могучим орудием в руках Рима для борьбы с протестантством и протестантским правительством Германии, – и если католикам в последнее время удалось добиться здесь значительных уступок, то этим они немало обязаны своим конгрессам.
H. Сахаров