Катанский
Катанский, Александр Львович – известный догматист, доктор богословия, заслуженный ординарный профессор. Проф. A. Д. Катанский родился в г. Нижнемъ-Новгороде 19 ноября 1836 года. Сын священника г. Нижнего Новгорода, – среднее образование он получил в Нижегородской Духовной Семинарии, высшее в С.-Петербургской Духовной Академии, в которой окончил полный курс наук вторым магистром в 1863 г.; в том же году был назначен в Московскую Духовную Академию бакалавром по кафедре церковной археологии и гомилетики. Во время службы в московской Академии А. Л. Катанский дебютировал на литературном поприще, напечатав в славянофильской газете «День» И. С. Аксакова статьи: 1) «Какое значение имеет распространение просвещения в русском народе для будущности русского раскола?» (1864 г.) и 2) «О движении религиозной мысли образованного класса в России» (1865 г.), а в журнале «Православное Обозрение» (за 1865 г.): «Вопрос о соединении церквей, история попыток к его решению и будущая его судьба». С тех пор учено-литературная деятельность Александра Львовича не прекращается до настоящего времени.
В 1867 г. А. Л. Катанский был переведен в С.-Петербургскую Духовную Академию на кафедру догматического богословия, которую занимал (до 1896 года) в течение 20 лет; в 1869 г. он получил звание экстраординарного профессора; в 1877 г. публично защищал докторскую диссертацию под заглавием: «Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и учителей церкви до Оригена включительно; историко-догматич. исследование» (Спб. 1877 г.), после чего был утвержден в степени доктора богословия и возведен в звание ординарного профессора. С 1877 г. А. Л. Катанский проходил должность помощника ректора академии по богословскому отделению до введения нового устава в 1884 г., когда был назначен членом академического правления. С 1881 по 1885 г. он состоял редактором журнала «Церковный Вестник», в котором ввел значительные преобразования и улучшения; в журнале были открыты новые отделы: постоянных передовых статей, мнений печати по церковным вопросам (с 42 №-а 1881 г.), церковной летописи (с 10 №-а 1882 г.), обозрения Епархиальных Ведомостей (с и 37 №-a 1884: г.), обозрения светских журналов по вопросам церковным (с 42 №-а 1884 г.). В 1888 г. он получил звание заслуженного ординарного профессора; в 1896 г. оставил службу при Академии, непрерывно продолжая заниматься своей любимой наукой – догматическим богословием.
Многочисленные учено-литературные труды А. Л. Катанского можно разделить на четыре категории: 1) по догматическому богословию, 2) по церковной археологии и литургике, 3) по церковной истории и 4) духовная журналистика.
I) Труды по догматическому богословию: 1) Об историческом изложении догматов («Христианское Чтение» 1871 г.); 2) Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении (ibid. 1872 г.); 3) Характеристика православия, римского католичества и протестантства (ibid. 1875 г.); 4) Догматическое учение о семи церковных таинствах, Спб. 1877 г., – докторская диссертация (отзыв об этом сочинении см. у проф. А. Д. Беляева в «Православном Обозрениии за 1877 г.); 5) Воскресение Христово («Церковный Вестник» 1882 г № 14); 6) Воплощение Сына Божия (ibid. 1882 г.. № 51–52); 7) Крестные страдания и смерть Спасителя (ibid. 1883 г., №№ 15–16); 8) Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (ibid. 1884 г., №№ 12–14); 9) Православное и римско-католическое понятие о церкви, – по поводу изд. загран. сочинения «О церкви» (ibid. 1885 г., №№ 7, 8); 10) Вопрос о времени учреждения иерархии и церкви (ibid. 1886 г., №№ 9, 10); 11) Новая иезуитская махинация, – по поводу издан. загран. сочинения «Об исхождении Св. Духа» (ibid. 1888 г., № 14); 12) Христос Спаситель – истинный Мессия ( ibid. 1888 г., № 17 ): 13) Об исхождении Св. Духа – по поводу старокатолического вопроса («Христианское Чтение» 1893 г.); 14) О научно-богословских определениях церкви («Церковный Вестник» 1894 г., № 42); 15) О постановке трактата о церкви в науке догматического богословия ( ibid. 1895 г., №№ 15–16); 16) О Главе церкви Иисусе Христе и Св. Духе Параклите (ibid. 1895 г., № 18); 17) Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до блаженного Августина: историко-догматическое исследование, Спб. 1902. Это солиднейшее сочинение А. Л. Катанского обратило на себя внимание ученого мира и было удостоено полной премии митроп. Макария. Прот. П. А. Смирнов, рецензировавший это сочинение, дает о нем следующий отзыв на страницах «Церковных Ведомостей»: «Только глубоко-ученый и опытный профессор, обстоятельно знакомый с святоотеческими творениями и с классическими языками древности, при горячей любви к специальности предмета, мог разобраться в множестве и разнообразии данных для предпринятого им исследования и совершить этот труд, по всей истине, капитальный. Многоценный вклад приобрела в нем наша богословская наука» (от 16 ноября 1902 г., № 46, стр. 1619).
II) Церковно-археологические и литургические сочинения А. Л. Катанского: 1) Очерк истории литургии нашей православной церкви («Христианское Чтение» 1868 г. и отдельно: Спб. 1868); 2) Очерк истории древних национальных литургий Запада («Христианское Чтение» 1869 и 1870 гг. и отдельно: Спб. 1870 г.); 3) Во введении к Собранию древних литургий восточных и западных, в переводе на русский язык: Предварительные сведения о цели и составе сборника (1874 г.); 4) Сказания о Нерукотворенном образе Спасителя восточные и западные («Христианское Чтение» 1874 г.); 5) К истории литургической стороны таинства брака (ibid. 1880 г.); 6) Очерк истории литургической стороны таинства елеосвящения (ibid. 1880 г.).
III) Церковно-исторические труды A. Л. Катанского: 1) Вопрос о соединении церквей, история попыток к его решению и будущая его судьба («Православное Обозрение» 1865 г.); 2) История попыток к соединению церквей греческой и латинской за первые 4 века (XI- V) по их разделении, Спб. 1868 г.; 3) Краткий очерк истории и характеристика попыток к соединению церквей греко-восточной и римско-католической за весь 8-вековый период разделения церквей (публичн. чт., в «Протоколах С.-Петербургского отделения Общества Любителей Духовного Просвещения»,Спб. 1872 г.); 4) Кто искажает историческую истину? («Церковный Вестник» 1889 г., №№ 7 и 8 – по поводу издания загран. сочинения «О церкви»); 5) О систематической фальсификации учения о церкви у папистов (ibid. № 7); 6) О наших переводах отеческих творений (ibid. № 10); 7) Историческая справка к статье «О перемещениях в среде нашей церковной иерархии (ibid. 1888 г., № 5); 8) Обозрение евангельских повествований о предании Господа на крестную смерть (ibid. 1891 г., 16).
IV) Духовная журналистика. В период с 1881 по 1897 г. профессором А. Л. Катанским напечатано весьма большое количество статей в «Церковном Вестнике» по самым разнообразным, преимущественно церковно-общественным и отчасти богословским, вопросам. Из передовых статей, помещенных в «Церковном Вестнике» за четыре года его редакторства (1881–1884 гг.), А. Л. Катанскому принадлежит около половины. Назовем из них некоторые, характеризущие данное Александром Львовичем журналу направление и оживление: 1) По поводу газетных толков об устройстве приходов («Церк. Вестн.» 1881 г., № 4); 2) Наш светский образованный мир и духовенство (ibid. №№ 5–8 – проект богословского факульт. при университете); 3) По поводу книги «Белое духовенство» (ibid. №№ 9, 13–16); 4) Главный источник всех наших зол (ibid. № 11); 5) Об участии духовенства в народном образовании (ibid. № 17); 6) Подготовительная мера к поднятию религиозного образования нашего светского общества (ibid. № 18); 7) О сильной организации церкви и серьезном влиянии духовенства (ibid. № 27); 8) О нашей семинарской духовно-учебной системе и о нигилизме (ibid. №№ 32–34); 9) Истинный смысл забот светских либеральных журналов о нравственном влиянии духовенства на народ (ibid. № 38): 10) От чего зависит малоплодность нашего общественного и литературного движения, направленного к устроению нашей церковной жизни? (ibid. № 39); 11) Каким мировоззрением живут очень многие из образованных людей нашего времени? (ibid. № 42); 12) О религиозных элементах в нашей сельской школе и об участии в ней духовенства (ibid. № 44); 13) Внутренние причины ратования нашей светской либеральной печати за раскол и сектантство (ibid. № 45); 14) О современном составе нашей церкви и ее иерархии – по поводу статей «Руси», «Русского Вестника» и «Вестника Европы» (ibid. 1882 г., №№ 5–6); 15) О задачах законоучительства в нашей народной школе (ibid. № 7): 16) Церковь и школа (ibid. № 10); 17) О школах грамоты во всех приходах церк. (ibid. №Js 15–16); 17) Союз церкви с государством (ibid. №№ 19–21, по поводу издания Елагина [псевдоним Ширского, скончавшегося секретарем Грузино-Имеретинской Конторы в Тифлисе] «Чего надо желать нашей церкви»); 18) О способах борьбы с современным неверием (ibid. № 23); 19) О внебогослужебных собеседованиях (ibid. № 25); 20) Вопрос о сокращении приходов и причтов (ibid. №№ 26. 28); 21) О столкновении интересов монастырей и церквей (ibid. № 32); 22) Церковноприходский вопрос (ibid. № 34); 23) Отчего иногда зависит малоуспешность обращения инородцев в христианство? (ibid. № 33): 24) Недостатки нашего приходского духовенства (ibid. № 35): 25) Обвинительный акт «Русской Мысли» всему нашему духовенству (ibid. № 36); 26) Тревога среди либералов по поводу слуха о намерении правительства поддержать и усилить церковно-приходские школы (ibid. № 37); 27) По поводу взгляда газеты «Русь» на церковно-приходские школы (ibid. № 45); 28) Раскольнический вопрос (ibid. 1883 г., № 4); 29)Ненормальное отношение к духовному сану и званию некоторых членов духовенства (ibid. № 10): 30) Замечательные факты деятельности духовенства по народному образованию (ibid. № 12); 31) О псаломщиках, как помощниках священника (ibid. № 19); 32) Воскресные беседы священника с детьми или катехизация детей (ibid. №№' 23–24); 33) Что нужно иметь в виду священнику для борьбы с неприязненным отношением общества? (ibid. № 26); 34) О церковно-приходских школах (ibid. № 28 – по поводу циркуляра Министра Народного Просвещения); 35) Опыт исторического очерка церковно-приходских школ (ibid. № 31); 36) Систематичность в деятельности приходского пастыря (ibid. № 32); 37) К вопросу о спиритизме (ibid. № 34); 37) Еврейские замыслы против христианской церкви (ibid. № 46); 38) По поводу последних циркуляров Мин. Нар. Просв. об участии духовенства в народном образовании (ibid. № 48); 39) Проект организации церковно-приходской школы (ibid. 1S84 г., № 6): 40) Восстановление истины (ibid. № 7 – относительно церк.-прих. школы); 41) О церковном обучении детей христианской вере (ibid. № 9); 42) Что нужно для нашего, приходского, сельского духовенства? (ibid. №№ 15–16): 43) Один из важных недостатков нашего духовенства (ibid. № 17); 44) О любви дух. воспитанников к духовно-учебным заведениям (ibid. № 23);: 45) Организация надзора и руководства церковно-приход. школ (ibid. № 36); 46) О восстановлении причтов в прежнем составе (ibid. № 37); 47) Об особом приготовлении низших членов причта (ibid. № 40); 48) Об удешевлении религиозно-нравственных брошюр для народного чтения (ibid. № 41): 49) О распространены в народе книг Свящ. Писания на славянском и русском языках (ibid. № 50). По оставлении редакторства проф. А. Л. Катанскнм были напечатаны следующие статьи: 50) Св. Синод в первые годы существования (ibid. 1885 г., № 7); 51) Газетные сетования на высшую церковную иерархию (ibid. № 9); 52) Существующий способ вознаграждения духовенства (ibid. № 21); 53) Религиозно-образовательные потребности нашей церкви (ibid. №№ 25–27); 54) О пенсиях по духовно-учебному ведомству (ibid. № 16); 55) О знаках ученых степеней (ibid. № 33); 56) Об основных началах церковного устройства (ibid. 1886 г., №№ 21–30 – по поводу 2 изд. Елагина: «Чего надо желать нашей церкви»); 57) О пенсиях по духовно-учебному ведомству (ibid. №№ 5, 8); 58) О перемещениях в нашей церковной иерархии (ibid. 1888 г., № 5); 59) Восточный вопрос. как вопрос о будущем торжестве православия над латинством и протестантством (ibid. № 12); 60) К истории духовного просвещения за последние 30 лет (ibid. 1889 г., № 38); 61) О междуцерковном единении православного Востока (ibid. № 17); 62) О представителях наших церковных интересов за границей (ibid. 1890 г., № 22); 63) Широкое понимание наших религиозно-образовательных потребностей (ibid. 1891 г., № 10); 64) О современном русском монашестве и его нуждах (ibid. №№ 19–20 – по поводу издания Елагина); 65) Старокатолический вопрос для православн. Востока (ibid. 1892 г., № 46): 66) Древнерусский приход (ibid. 1897 г., №№ 31–32); 67) Высокая церковь в англиканстве (ibid. 1898 г., №№ 19–22); 68) Трехчленная формула (православие, самодержавие и народность) в «Прибавлениях к Церк..Ведомостям» 1905 г., № 51; 69) К вопросу о самодержавии (ibid, 1906 г., № 7). Кроме того, во время своего редакторства А. Л. Катанский большей частью сам вел отделы в ,Церковном Вестнике» – «мнения печати» и «епархиальное обозрение», а также «обозрение светских журналов»; по оставлении же редакторства продолжал вести в журнале «обозрение светских журналов» с 1884 до 1888 г. и «обозрение духовных журналов» с 1888 до 1897 г.
Авторитетная оценка ученых и духовно-литературных трудов профессора А. Л. Катанского дана избранием его в почетные члены Духовными Академиями: С.-Петербургской (в 1896 г.), Казанскою (в 1897 г.) и Московской (в 1904 г.). Последняя отметила, в частности, солидные ученые труды его по догматическому богословию.
Свящ. Н. В. П-в.