Источник

Карнеевы

Карнеев Георгий (Егор Васильевич) происходил из дворянской фамилии Харьковской губ., родился 1773 г. Обучение начал в доме своего родителя, человека набожного и строгой нравственности, продолжал учиться в Харьковском коллегиуме, откуда поступил в тамошнее дворянское училище, где и оставался до 14 лет. Дальнейшее образование он получил под влиянием своего дяди Захара Яковлевича в Москве; поступил в университет, зачислившись одновременно (1789 г.) по тогдашнему обычаю сержантом в Семеновский лейб-гвардии полк. Во время пребывания в Московском университете, кроме дяди, оказывал на него сильное влияние проф. Чеботарев, человек глубоко религиозный. Он первый посеял в молодом Карнееве то религиозное направление, которым он отличался всю жизнь. Будучи студентом, Карнеев напечатал духовно-нравственное сочинение «Приключения Бониквеста, сына Целестинова, обитателя щастливыя страны Интры» (Москва 1800), в котором доказывает, что «истинное счастье заключается во внутренности человека, искусившегося в терпении и озаренного светом свыше». По окончании образования Карнеев поступил в военную службу в чине капитана. Военная служба продолжалась недолго. В 1800 г. он был назначен цензором в виленcкую цензуру. Затем Карнеев занимал разные должности по министерству внутренних дел, финансов, народного просвещения. В 1822 с. был назначен попечителем Харьковского учебного округа; 1824 г. – управляющим, департаментом горных и соляных дел и горным кадетским корпусом. 1825 г. уволен от должности попечителя, назначен членом главного управления училищ; в 1837 г. назначен сенатором. Служба по горному ведомству составляет самую блестящую эпоху деятельности Карнеева и тесно связана с разными усовершенствованиями по этой части: составлены штаты для уральских казенных заводов, начато издание «Горного Журнала». В кадетском корпусе заботился Карнеев о поднятии научного уровня; учредил минералогический кабинет, обогатил коллекциями музей. Везде Карнеев обнаруживал неутомимую деятельность, которой не изменял в течение своей более чем пятидесятилетней действительной службы. Краткое время, остававшееся от службы, Карнеев посвящал трудам литературным, большая часть которых имеет характер духовно-нравственный. Ревностный христианин, – он всю жизнь читал и изучал отцов церкви и сочинения знаменитых духовных писателей. Карнееву принадлежит перевод «Божественной философий Дю-Туа, в 6 частях, исполненный по приглашению князя А. Н. Голицына, бывшего министром духовных дел и народного просвещения. Перевод окончен в 1819 г. В этом сочинении Карнеев доказывает, что «свет веры – надежный вождь христианского философа, неложный указатель пути к Богу», «свет же разума – неверный вождь мирского философа», и «не есть способность созерцать чистые истины"… Кроме того, Карнеев перевел Монтескье «Дух законов» (3 част. 1839 г.; втор. изд. 1862 г.); соч. Розелли де Лорг, Le Christ devant le ciêcle (помещен в «Маяке» 1845 г.); переложил на русские стихи Псалтирь (1846 г.); перевел творения Тертуллиана (1847 г., втор. изд. 1849–1S50 г.); творения Лактанция (1847 г.). Перевод двух последних частей Тертуллиана и книги «Характер» – Лабрюера – остались в рукописи. Егор Васильевич не оставлял ученых трудов до смерти. Лишенный болью в руке возможности писать, он диктовал старшей дочери перевод сочинения Оригена против Цельса еще за три дня до смерти. Умер 5 января 1849 г. (см. «С.-Петербургские Ведомости» 1849 г., № 198–199).

Б. Груздев

Карнеев Захар Яковлевич (1748 – 1828 г.) происходил из старинной дворянской семьи, вышедшей из Польши и поселившейся в местности, ныне занимаемой Богодуховским уездом Харьковской губ. Семейство Карнеевых было небогато, и потому они с ранних лет поступали на службу. Захар Яковлевич поступил в военную службу двадцати лет. Трудно полагать, чтобы он получил тщательное образование – тем более, что тогда и в богатых и знатных фамилиях не было в обычае тратить на образование много времени.

В военной службе 3. Я. Карнеев пробыл 14 лет, оставаясь почти все время в действовавшей на юге армии и в Крыму. Он пользовался доверием, и ему давали ответственные поручения: 1775 г. 3. Я. Карнеев был отправлен к Некрасовским казакам, чтобы вернуть их в русское подданство. В 1782 г. он вышел в отставку в чине полковника и назначен директором экономии в Курской губернии (член казенной палаты). В 1785 г. Карнеев назначен орловским вице-губернатором. В Орле оказывается, что он уже состоит масоном и занимает первенствующее место (мастера) в орловской ложе, заведенной И. В. Лопухиным,. Последний отзывался о Карнееве, как о «человеке, исполненном честности и редких способностей». При императоре Павле (1796 г.) 3. Я. Карнеев назначен минским губернатором, и здесь сначала обнаружил себя человеком чуждым нетерпимости и принудительных мер, понимающим глубоко религиозные вопросы, но вслед за изменением взгляда Павла на униатов явился сторонником самых строгих ограничительных мер против них. В 1808 г. был назначен сенатором, а вскоре членом государственного совета. За это время имеются сведения об участии его в деятельности библейского общества: был с 1815 г. вице-президентом общества. Заслужив расположено князя Голицына, 3. Я. Карнеев был назначен попечителем Харьковского учебного округа, как лицо надежное и разделявшее взгляды министра, увлеченного мистицизмом. В Харьков 3. Я. Карнеев приехал уже 69-летним стариком: от его прежних широких взглядов не осталось ничего. Подобно другим масонам – мистицизм, вера в существование особых непреложных законов, недоступных разуму, поселили и в 3. Я. Карнееве недоверие к силе науки. Понятно, что от него нельзя было ожидать серьезного отношения к деятельности университета. Будучи мало сведущим в науках, он не мог ни судить о достоинстве членов ученой корпорации университета, ни следить за достоинствами научного преподавания. Все для него сводилось к чисто внешнему наблюдению за благоустройством, университетских помещена и исполнением профессорами своих обязанностей, вернее – за явкой их в университет. Но кроме такого внешнего отношения к университетской деятельности 3. Я. Карнеев старался выказывать и положительную, заботился о поднятии религиозности как среди студентов, так и воспитанников гимназий округа. С этой целью введено было повсюду чтение и объяснение Евангелий, обязательное посещение богослужения в праздники, – словом, – введен был целый ряд мер для водворения (внешнего) благочестия. От самих профессоров и преподавателей требовалось, чтобы они заботились о «насаждении благочестия». Все это повело к развитию ханжества и лицемерия среди учащихся и учащих, а науки отступили на задний план. Под влиянием 3. Я. Карцева было основано в 1821 году «студентское библейское содружество», имевшее главной целью распространение книг Свящ. Писания. Пост попечителя 3. Я. Карнеев занимал до 1822 года; по выходе в отставку проживал большей частью в своем имении.

З. Я. Карнееву приписываются сочинения, изданные с инициалами К. 3.: Мысли, излившиеся при чтении молитвы Господней «Отче Наш» (1814 г.); Мои понятия о символе веры (1814 г.).

В. Груздев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle